Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий
в подготовительной группе для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frukty_frontal.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий
в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: «Фрукты»
Цель:
- Коррекционно-образовательные цели: уточнение и расширение представлений о фруктах; где они растут; что можно приготовить из фруктов. Активизация словаря по теме «Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).
- Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, мышления.
- Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности, воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии и умение работать в коллективе;
Оборудование: картинки с изображением фруктов, картина сада.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика
- Внимательно посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам.
- Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)
-Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы отправимся в одно интересное место, а куда, вы узнаете послушав внимательно стихотворение:
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
- Так о чём это стихотворение? ( о саде).
- Правильно, это стихотворение о фруктовом саде. Так, какая же тема нашего занятия? Догадались? (фрукты).
- А каких фруктах говорилось в стихотворении? ( о сливах, грушах и яблоках).
- А вишня- это фрукт или ягода? (ягода).
- Выставляется картина «Сад». Вопросно-ответная беседа по картине:
- Ребята, мы с вами оказались в саду. А что растёт в саду? (деревья).
- А какие деревья? (плодовые).
- Почему мы их так называем (на них спеют плоды).
- Игра «Назови плод»
- Ребята, я буду называть дерево, а вы плоды, которые спеют на нём:
яблоня — ….(яблоки),
груша — …. (груши),
слива— …. (сливы) и т.д..
- А какие ещё фрукты растут на деревьях? (персики, абрикосы, апельсины, бананы, гранаты и т.д.).
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и щёк:
- «Щёчки яблочки». Ваши щёчки круглые как яблочки, надуем щёчки.
- «Спрячь сливу за щёку». Кончиком языка упираемся то в одну щёчку, то в другую.
- «Круглая виноградинка». Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку»
- «Банан». Улыбнёмся.
Упражнение для языка
- «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». Широкий язычок протискивается между зубами.
- «Колья забора острые». Покажем «острый язычок».
- «Лопатка»-«Колышко».
Язычок — «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким остриём
- «Язычок — листок прикрыл яблочка бочок». Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.
- Упражнение для жевателъно-артикулляционных мышц «Жуём твёрдую грушу».
- Работа по теме занятия:
- Рассматривание карточек с фруктами.
- За то, что вы так хорошо выполняли упражнения, сад угощает нас своими дарами. Давайте рассмотрим карточки. Логопед показывает по одной карточке, дети должны назвать фрукт, изображённый на ней.
- Ребята, как это всё назвать одним словом? (фрукты).
- Отгадайте, о каких фруктах идёт речь:
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом.
И еще один я знаю
Удивительнейший фрукт,
Апельсин напоминает,
Называется - ...
Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила ...
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ...
Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ...
Ответы: апельсин, лимон, мандарин, грейфрукт, виноград, бананы, киви, ананас.
• «Назови ласково»:
- Я буду называть фрукты, а вы скажите ласково.
яблоко — яблочко;
апельсин — апельсинчик,
слива— сливка,
мандарин— мандаринчик,
банан— бананчик,
лимон— лимончик и т.д.
• Игра «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона», и т.д.
- Игра: «Маловато будет!». Образование множественного числа существительных:
Логопед называет слово в единственном числе и предлагает детям назвать это слово во множественном числе:
Яблоко – яблоки Персик – персики
Груша – груши Абрикос – абрикосы
Апельсин – апельсины Банан – бананы
Мандарин – мандарины Ананас – ананасы
5. Физминутка.
Пальчиковая игра: «Фрукты»
Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)
И бананы, и хурмы
И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).
Пластический этюд «Уборка урожая». Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, грузим ящики в машину, везём в магазин (действия показывают дети).
6. Закрепление темы занятия.
- Ребята, вот мы и вспомнили фрукты. А что можно из фруктов приготовить? (дети предлагают свои варианты).
- Послушайте загадку и узнаете, что я люблю готовить из фруктов:
Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить ...(варенье).
• игра « Что приготовим ?».
- Ребята, я буду называть фрукты, а вы будите говорить какое варенье мы сварим.
Из яблок —яблочное; из груш — грушевое; из абрикос—абрикосовое; из слив—сливовое, из персиков—персиковое.
• игра «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.
У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
- Развитие связной речи
- Ребята, я буду называть фрукты, а вы по цепочке скажите по одному предложению об этом фрукте. У каждого ряда будит свой фрукт.
Н-р: «Лимон»:
«1-й- лимон — это фрукт. 2-й- он растет на дереве… Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
• Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец — Самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
7. Итог занятия.
- О чём сегодня говорили на занятии?
- Назовите фрукты, которые вы знаете.
- Назовите фрукт, который вы любите больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...
К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР.
К. Е Бухарина Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР....