Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Шангина Татьяна

Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Проблема формирования индивидуального образовательного маршрута стоит очень остро сейчас, когда решается вопрос всеобуча детей с интеллектуальной недостаточностью. В предлагаемых формах сделана попытка создания критериев объективной оценки тех минимальных результатов, которые можно получить в процессе обучения / развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_aoop2-2.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг и оценка динамики обучения (5-9 классы) _________________________________________________________________________________________________________

обучающегося _________ класса   ОП№1 Школы №90

ПРЕДМЕТЫ

Стартовый контроль

Рубежный контроль

Итоговый контроль

Примечание

(оценка динамики)

Сформированность представлений, действий/операций

Оценка успешности

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Сформированность представлений, действий/операций

Оценка успешности

1

2

3

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Человек

Изобразительная деятельность

Профильный труд (ручной труд, ХБТ)

КРЗ:

Альтернативная коммуникация,

ППД,

Сенсорное развитие

Учитель _________________________________________________________

Психолог ________________________________________________________

Логопед _________________________________________________________


Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

ДС- «выполняет действие самостоятельно»,

ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

ДО - «выполняет действие по образцу»,

ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью»,

ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью»,

Д! - «действие не выполняет»;

представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Критерии успешности:

5 (очень хорошо) - ДС- «выполняет действие самостоятельно», ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «узнает объект»;

4 (хорошо) - ДО - «выполняет действие по образцу», ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью», «не всегда узнает объект» (ситуативно);

3 (удовлетворительно) - ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает объект» (ситуативно);


Мониторинг и оценка динамики обучения (1-4 классы) _________________________________________________________________________________________________________

обучающегося _________ класса   ОП№1 Школы №90

ПРЕДМЕТЫ

Стартовый контроль

Оценка динамики обучения

Итоговый контроль

Сформированность действий/операций

Сформированность представлений

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Сформированность действий/операций

Сформированность представлений

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Человек

Изобразительная деятельность

Домоводство

КРЗ:

Альтернативная коммуникация,

ППД,

Сенсорное развитие

Учитель _________________________________________________________

Психолог ________________________________________________________

Логопед _________________________________________________________


Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

ДС- «выполняет действие самостоятельно»,

ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

ДО - «выполняет действие по образцу»,

ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью»,

ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью»,

Д! - «действие не выполняет»;

представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.


Критерии наличия динамики обучения:

Для обучающегося, который «действие не выполняет»; «не узнает объект».

Эмоция - субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Валентность эмоций – положительные, отрицательные. Интенсивность эмоции (чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления). Влияние на активность эмоции (стенические (сила-радость…) и астенические (бессилие-грусть…). Содержание эмоции. Виды эмоций: негативная,позитивная,нейтральная,нетрадиционная,статическая,динамическая.

Мимическая обратная связь. «Эмоциональное заражение». Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде.

Реакция - действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие, раздражение. Реакция на предлагаемый предмет. Реакция на предлагаемую ситуацию. Реакция на присутствие учителя, смену обстановки, голос: Взгляд, звук/слог/слово, жест, сочетанные проявления


Определение критериев наличия динамики обучения:_________________________________________________________________

Для обучающегося, занимающегося по индивидуальной образовательной программе

Стартовая диагностика

Воздействие, раздражение

Реакция

Указать вид: взгляд, звук/слог/слово, жест, действие, сочетанные проявления…, либо нет

Эмоция,

вызываемая общением с учителем, процессом обучения

Указать качество, наличие и вид эмоции

Облик учителя

Не идентифицирует

Наличие эмоции, вид

негативная, позитивная, нейтральная, нетрадиционная, статическая, динамическая либо НЕТ

Голос учителя

Попытки повернуть голову в сторону исходящего звука

Валентность

Преобладают положительные / отрицательные эмоции

Процесс обучения

Нет

Интенсивность

Сила физиологического проявления

Преобладают активные/пассивные реакции. Активные: смех, крик, плач, выраженная двигательная активность, выраженная мимическая активность, частые улыбки, деструктивное поведение по отношению к людям и предметам (например, царапается, кусается, пытается повредить предмет). Пассивные: только смотрит, бедная двигательная, звуковая и мимическая активность.

Прикосновение человека

Реагирует/не реагирует.

Характер реакции: 1. Отвечает взглядом, 2. Отвечает взглядом и движением, 3. Отвечает взглядом, движением, звуком, эмоцией (например, улыбкой)

Стресс

Наличие слишком сильных эмоций

Подвержен / нет

Демонстрация предмета

Реагирует/не реагирует.

Характер реакции: 1. Смотрит, 2. Смотрит и прикасается, 3. Смотрит, прикасается, есть звуковые и эмоциональные реакции

Содержание

Специфическая физиологическая реакция

Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение, положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Прикосновение к предмету

Прикасается/не прикасается.

Характер реакции: 1. Только прикасается и смотрит, 2. Исследует предмет, 3. Исследует предмет, есть реакции, звуковые и эмоциональные.  

Непроизвольная мимика

Мимика как способ проявления эмоции

Есть мимическое выражение эмоций/ нет

Манипуляции учителя с предметом

Наблюдает за манипуляциями/ не наблюдает. Характер реакции: 1. Наблюдает за манипуляциями, 2 Наблюдает и есть реакции – двигательные, звуковые, эмоциональные (например, тянет руку к предмету).

«Эмоциональное заражение»

Повторение наблюдаемых эмоций

Да/ нет

Специально моделируемая ситуация

  1. Не реагирует на ситуацию,
  2. Есть слабое включение в ситуацию (наблюдает за происходящим),
  3. Включен в ситуацию, пытается действовать в рамках ситуации (есть двигательные, звуковые, эмоциональные реакции)

Эмоциональный отклик

Оперативная эмоциональная реакция

Да / нет

Построение индивидуального  маршрута обучения

Формирование реакции обучающегося на определенное воздействие: звуковая, зрительная, тактильная

Развитие мелкой моторики

Регуляция эмоций:

Учитель ______________________________________

Психолог______________________________________

Логопед ______________________________________


Индивидуальная программаобучения:_______________________________________________________________________

_ триместр   20__ - 20__ учебный год

Воздействие, раздражение

Формирование двигательной реакции

Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение

Прикосновение

-человек

-кисточка, ватка

1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение.

2. Появление сочетанной реакции -  двигательная и зрительная, звуковая. Например, ребенок отвечает движением и взглядом, наблюдаются какие-либо звуки.  

В левом столбце мы описали, какой характер двигательных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Прикосновение к предмету”, мы указали “прикосновение к предмету разными пальцами одной руки”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика прикасаться к предмету разными и определенными, по указанию учителя, пальцами одной руки. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:

  1. Появление эмоциональных реакций в ответ на все воздействия, раздражители, указанные в левом столбце, и формирование двигательных реакций в соответствии с ними.
  2. Коррекция негативных эмоциональных проявлений и деструктивного поведения.    

  1. Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.

  1. Коррекция негативных эмоциональных и поведенческих проявлений. Положительным эффектом обучения является снижение негативных эмоциональных проявлений (крик, плач, агрессия и др.) и деструктивного поведения (ученик кусается, царапается, пытается повредить предметы и др.). Возможны проявления отторжения учебного материала, например, ученик отодвигает рукой предмет, предлагаемый для изучения. Снижение данных проявлений также считается положительным результатом обучения.  

Прочие воздействия:

- давление;

- вибрация;

-прикосновение мягким предметом;

-прикосновение твердым предметом и др.

1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение.

2. Появление сочетанной реакции -  двигательная и зрительная, звуковая. Например, ребенок отвечает движением и взглядом, наблюдаются какие-либо звуки.  

Прикосновение к предмету

  1. Прикосновение к предмету разными пальцами одной руки. Прикосновение к предметам разной формы, разной текстуры (твердые, мягкие, “шершавые” и др.). Сочетанное прикосновение к предметам разной формы и текстуры пальцами обеих рук.
  2. Сопровождение данных действий звуковыми и эмоциональными реакциями.  

Манипуляции с предметом

  1. Способность совершать разные действия с предметами одной рукой: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Затем, обеими руками.
  2. Действия по образцу. Учитель показывает определенное действие с предметом (например, покрутил шарик пальцами руки), ученику нужно повторить. Необходимо выполнение разных типов действия с предметами: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Необходимо использование предметов разной формы и текстуры (круглые, квадратные, мягкие, твердые и др.).

Совместные действия

  1. Совершение совместных действий с предметом. Например, собирание простых паззлов, совместное рисование картинок (можно использовать образец, совершать действия “рука в руку”), помощь учителя при принятии еды и использовании столовых приборов, и др.  

Развитие мелкой моторики

  1. Появление сложных сочетанных движений пальцев одной руки, затем пальцев обеих рук.
  2. Способность выполнять действия с предметом пальцами одной руки, затем – сложные сочетанные действия пальцами обеих рук. Например, взять ручку, покрутить между пальцев, затем, взять ручку другой рукой и повторить такие же движения. Или, докоснуться до предмета определенными пальцами одной руки, затем, определенными пальцами обеих рук.  
  3. Способность совершать разные движения одной рукой, затем, обеими: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Использование этих движений при работе с разными предметами одной и двумя руками.  
  4. Способность воспроизводить движения по образцу разными частями тела. Например, учитель поднимает правую руку, ученик должен повторить. Или, учитель показывает картинку с изображением определенного жеста, ученику необходимо воспроизвести. Образец может быть задан как, непосредственно, самим учителем, так и через наглядный материал (картинки).    

Динамика обучения:

Регуляция эмоций:

Учитель ______________________________________


Индивидуальная программа обучения:_______________________________________________________________________

_ триместр   20__ - 20__ учебный год

Воздействие, раздражение

Формирование звуковой, зрительной реакции

Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение

Слова и прикосновение учителя

  1. Есть зрительная реакция (взгляд).
  2. Есть сочетанная реакция (смотрит, реагирует звуками, проявляет двигательную активность в ответ).
  1. То же самое, что и п.3, но звуковая активность отличается разнообразием.  

В левом столбце мы описали, какой характер звуковых, зрительных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Слова и прикосновение учителя”, мы указали “Есть зрительная реакция (взгляд)”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика отвечать взглядом, смотреть в ответ на обращенные к нему слова, либо прикосновение учителя. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:

  1. Появление эмоциональных реакций в ответ на все воздействия, раздражители, указанные в левом столбце, и формирование звуковых и зрительных реакций в соответствии с ними.
  2. Коррекция негативных эмоциональных проявлений и деструктивного поведения.    

  1. Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.

  1. Коррекция негативных эмоциональных и поведенческих проявлений. Положительным эффектом обучения является снижение негативных эмоциональных проявлений (крик, плач, агрессия и др.) и деструктивного поведения (ученик кусается, царапается, пытается повредить предметы и др.). Возможны проявления отторжения учебного материала, например, ученик отодвигает рукой предмет, предлагаемый для изучения. Снижение данных проявлений также считается положительным результатом обучения.  

Зрительные и звуковые реакции в ответ на прикосновение предметами

  1. Присутствуют зрительные и звуковые реакции на прикосновение предметами разной формы и текстуры (шарик, угол книги, тетради, твердые, мягкие, “шершавые” поверхности и др.).
  2. Присутствуют выраженная зрительная концентрация на предмете, разнообразие звуковых реакций, а также, сочетанные, в т.ч. двигательные реакции, в ответ на прикосновение предметами.

Длительность зрительной концентрации, сочетанные реакции

  1. Способен удерживать зрительный контакт с учителем и зрительную концентрацию на предмете, учебном материале до 4-5 сек.
  2. Способен на длительную, от 5 сек., зрительную концентрацию на предмете, учебном материале  и на соответствующий по времени, зрительный контакт с учителем.
  3. Длительная зрительная концентрация сопровождается звуковыми и двигательными реакциями (Например, при зрительном контакте с учителем наблюдаются звуковые реакции и двигательное оживление).
  4. То же самое, что и п.3, но наблюдаются более разнообразные звуковые реакции. Ученик способен произносить разнообразные, не однообразные и интонационно-монотонные, звуки.

Частота зрительных реакций, четкость зрительной концентрации, сочетанные реакции

  1. Наблюдаются частые зрительные реакции (взгляд) при контакте с учителем, при учебном процессе (работе с предметами, объектами, совместной деятельности). Взгляд ученика четкий, прямой, не рассеянный, не “расплывчатый”. Все вышесказанное, если отмечается, может свидетельствовать о высоком контакте с учителем и включенности в учебный процесс.
  2. Отмечаются сочетанные реакции. Помимо частых и четких зрительных реакций наблюдаются реакции двигательные и звуковые. Например, при манипуляциях с предметом, у ребенка отмечается не только высокая зрительная концентрация на материале, но и высокая двигательная активность, ребенок произносит различные звуки.  Чем более разнообразны, в т.ч. интонационно богаты, звуки, тем выше эффект обучения.

Зрительные и звуковые реакции в ответ на демонстрацию предмета и в рамках учебного процесса

  1. Присутствуют только зрительные или только звуковые реакции в ответ на демонстрацию предмета и в рамках учебной ситуации, взаимодействия с учителем.
  2. Присутствуют зрительные и звуковые реакции одновременно.
  3. Присутствуют одновременно зрительные и звуковые реакции. Зрительные реакции отличаются высокой концентрацией и частотой, звуковые – большим разнообразием. Отмечается высокая частота сочетанных реакций – одновременно зрительных, звуковых, двигательных.  

Звуковоспроизведение

  1. Ученик способен повторять за учителем простые не речевые и речевые (отдельные буквы) звуки.
  2. Ученик способен повторять сложные не речевые (сочетания звуков) и речевые (слоги, сочетания букв) звуки. Ученик способен интегрировать отдельные звуки в звуковые структуры. Например, отдельные буквы в слоги и их произносить.
  3. При повторении ха учителем, ученик способен объединять отдельные буквы и слоги в слова. Слова могут произноситься учеником не четко. При оценки результативности по данному критерию необходимо учитывать степень и характер нарушения развития  у обучающегося.

Динамика обучения:

Регуляция эмоций:

Учитель ______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью

Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития  словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР 2 класс

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недоста...

Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»

У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и ...