Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Проблема формирования индивидуального образовательного маршрута стоит очень остро сейчас, когда решается вопрос всеобуча детей с интеллектуальной недостаточностью. В предлагаемых формах сделана попытка создания критериев объективной оценки тех минимальных результатов, которые можно получить в процессе обучения / развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_aoop2-2.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг и оценка динамики обучения (5-9 классы) _________________________________________________________________________________________________________
обучающегося _________ класса ОП№1 Школы №90
ПРЕДМЕТЫ | Стартовый контроль | Рубежный контроль | Итоговый контроль | Примечание (оценка динамики) | ||||||||
Сформированность представлений, действий/операций | Оценка успешности | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Сформированность представлений, действий/операций | Оценка успешности | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||
Речь и альтернативная коммуникация | ||||||||||||
Математические представления | ||||||||||||
Окружающий природный мир | ||||||||||||
Окружающий социальный мир | ||||||||||||
Человек | ||||||||||||
Изобразительная деятельность | ||||||||||||
Профильный труд (ручной труд, ХБТ) | ||||||||||||
КРЗ: Альтернативная коммуникация, ППД, Сенсорное развитие |
Учитель _________________________________________________________
Психолог ________________________________________________________
Логопед _________________________________________________________
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
ДС- «выполняет действие самостоятельно»,
ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
ДО - «выполняет действие по образцу»,
ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью»,
ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью»,
Д! - «действие не выполняет»;
представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Критерии успешности:
5 (очень хорошо) - ДС- «выполняет действие самостоятельно», ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «узнает объект»;
4 (хорошо) - ДО - «выполняет действие по образцу», ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью», «не всегда узнает объект» (ситуативно);
3 (удовлетворительно) - ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает объект» (ситуативно);
Мониторинг и оценка динамики обучения (1-4 классы) _________________________________________________________________________________________________________
обучающегося _________ класса ОП№1 Школы №90
ПРЕДМЕТЫ | Стартовый контроль | Оценка динамики обучения | Итоговый контроль | ||||||
Сформированность действий/операций | Сформированность представлений | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Сформированность действий/операций | Сформированность представлений | |||
Речь и альтернативная коммуникация | |||||||||
Математические представления | |||||||||
Окружающий природный мир | |||||||||
Окружающий социальный мир | |||||||||
Человек | |||||||||
Изобразительная деятельность | |||||||||
Домоводство | |||||||||
КРЗ: Альтернативная коммуникация, ППД, Сенсорное развитие |
Учитель _________________________________________________________
Психолог ________________________________________________________
Логопед _________________________________________________________
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
ДС- «выполняет действие самостоятельно»,
ДВ, ДНВ - «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
ДО - «выполняет действие по образцу»,
ДЧФП - «выполняет действие с частичной физической помощью»,
ДЗФП - «выполняет действие со значительной физической помощью»,
Д! - «действие не выполняет»;
представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Критерии наличия динамики обучения:
Для обучающегося, который «действие не выполняет»; «не узнает объект».
Эмоция - субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Валентность эмоций – положительные, отрицательные. Интенсивность эмоции (чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления). Влияние на активность эмоции (стенические (сила-радость…) и астенические (бессилие-грусть…). Содержание эмоции. Виды эмоций: негативная,позитивная,нейтральная,нетрадиционная,статическая,динамическая.
Мимическая обратная связь. «Эмоциональное заражение». Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде.
Реакция - действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие, раздражение. Реакция на предлагаемый предмет. Реакция на предлагаемую ситуацию. Реакция на присутствие учителя, смену обстановки, голос: Взгляд, звук/слог/слово, жест, сочетанные проявления
Определение критериев наличия динамики обучения:_________________________________________________________________
Для обучающегося, занимающегося по индивидуальной образовательной программе
Стартовая диагностика | |||
Воздействие, раздражение | Реакция Указать вид: взгляд, звук/слог/слово, жест, действие, сочетанные проявления…, либо нет | Эмоция, вызываемая общением с учителем, процессом обучения Указать качество, наличие и вид эмоции | |
Облик учителя | Не идентифицирует | Наличие эмоции, вид | негативная, позитивная, нейтральная, нетрадиционная, статическая, динамическая либо НЕТ |
Голос учителя | Попытки повернуть голову в сторону исходящего звука | Валентность | Преобладают положительные / отрицательные эмоции |
Процесс обучения | Нет | Интенсивность Сила физиологического проявления | Преобладают активные/пассивные реакции. Активные: смех, крик, плач, выраженная двигательная активность, выраженная мимическая активность, частые улыбки, деструктивное поведение по отношению к людям и предметам (например, царапается, кусается, пытается повредить предмет). Пассивные: только смотрит, бедная двигательная, звуковая и мимическая активность. |
Прикосновение человека | Реагирует/не реагирует. Характер реакции: 1. Отвечает взглядом, 2. Отвечает взглядом и движением, 3. Отвечает взглядом, движением, звуком, эмоцией (например, улыбкой) | Стресс Наличие слишком сильных эмоций | Подвержен / нет |
Демонстрация предмета | Реагирует/не реагирует. Характер реакции: 1. Смотрит, 2. Смотрит и прикасается, 3. Смотрит, прикасается, есть звуковые и эмоциональные реакции | Содержание Специфическая физиологическая реакция | Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение, положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя). |
Прикосновение к предмету | Прикасается/не прикасается. Характер реакции: 1. Только прикасается и смотрит, 2. Исследует предмет, 3. Исследует предмет, есть реакции, звуковые и эмоциональные. | Непроизвольная мимика Мимика как способ проявления эмоции | Есть мимическое выражение эмоций/ нет |
Манипуляции учителя с предметом | Наблюдает за манипуляциями/ не наблюдает. Характер реакции: 1. Наблюдает за манипуляциями, 2 Наблюдает и есть реакции – двигательные, звуковые, эмоциональные (например, тянет руку к предмету). | «Эмоциональное заражение» Повторение наблюдаемых эмоций | Да/ нет |
Специально моделируемая ситуация |
| Эмоциональный отклик Оперативная эмоциональная реакция | Да / нет |
Построение индивидуального маршрута обучения Формирование реакции обучающегося на определенное воздействие: звуковая, зрительная, тактильная Развитие мелкой моторики | Регуляция эмоций: |
Учитель ______________________________________
Психолог______________________________________
Логопед ______________________________________
Индивидуальная программаобучения:_______________________________________________________________________
_ триместр 20__ - 20__ учебный год | ||
Воздействие, раздражение | Формирование двигательной реакции | Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение |
Прикосновение -человек -кисточка, ватка | 1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение. 2. Появление сочетанной реакции - двигательная и зрительная, звуковая. Например, ребенок отвечает движением и взглядом, наблюдаются какие-либо звуки. | В левом столбце мы описали, какой характер двигательных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Прикосновение к предмету”, мы указали “прикосновение к предмету разными пальцами одной руки”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика прикасаться к предмету разными и определенными, по указанию учителя, пальцами одной руки. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:
Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.
|
Прочие воздействия: - давление; - вибрация; -прикосновение мягким предметом; -прикосновение твердым предметом и др. | 1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение. 2. Появление сочетанной реакции - двигательная и зрительная, звуковая. Например, ребенок отвечает движением и взглядом, наблюдаются какие-либо звуки. | |
Прикосновение к предмету |
| |
Манипуляции с предметом |
| |
Совместные действия |
| |
Развитие мелкой моторики |
| |
Динамика обучения: | Регуляция эмоций: |
Учитель ______________________________________
Индивидуальная программа обучения:_______________________________________________________________________
_ триместр 20__ - 20__ учебный год | ||
Воздействие, раздражение | Формирование звуковой, зрительной реакции | Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение |
Слова и прикосновение учителя |
| В левом столбце мы описали, какой характер звуковых, зрительных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Слова и прикосновение учителя”, мы указали “Есть зрительная реакция (взгляд)”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика отвечать взглядом, смотреть в ответ на обращенные к нему слова, либо прикосновение учителя. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:
Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.
|
Зрительные и звуковые реакции в ответ на прикосновение предметами |
| |
Длительность зрительной концентрации, сочетанные реакции |
| |
Частота зрительных реакций, четкость зрительной концентрации, сочетанные реакции |
| |
Зрительные и звуковые реакции в ответ на демонстрацию предмета и в рамках учебного процесса |
| |
Звуковоспроизведение |
| |
Динамика обучения: | Регуляция эмоций: |
Учитель ______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью
Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...
Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью
Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...
Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...
Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР 2 класс
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недоста...
Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и ...