Логопедическое занятие в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Логопедическое занятие проводится с учащимися 3 класса с нарушением интеллектуальной деятельности.На занятии активизируется словарный запас по теме "семья", "человеческие отношения", закрепляется умение составлять рассказ о своей семье с использованием детских рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_-_urok.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 3 классе
для детей с нарушением интеллекта
«Моя семья».
Цели урока:
• активизировать словарный запас по темам «семья», «человеческие отношения»;
• закрепить умение рассказывать о своей семье по рисункам;
• планировать свои действия и речь;
• сравнивать, обобщать и делать выводы;
• учить понимать взаимосвязи родственных отношений.
• развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности учащихся;
• учить подбирать к словам определения, действия (прилагательные, глаголы);
• формировать духовные и нравственные качества сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям;
• воспитывать любовь и бережное отношение к членам семьи.
Оборудование: тема урока, крыша и «кирпичи» дома со словами ДОБРОТА, ДОВЕРИЕ, ТЕПЛО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЕРНОСТЬ, УЮТ, ЗАБОТА, МИР, УВАЖЕНИЕ, СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, плакат с генеалогическим деревом, анаграммы, карточки с текстами и заданиями, пословицы, рисунки детей, презентация урока, магниты.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. У меня на доске заколдованные слова. Давайте прочитаем.
(Дети читают анаграммы).
АПАП РАБТ ДУШКАДЕ
МААМ КВУН КАБУШБА
СНЫ ЧКАВНУ ТРАСЕС
ЧОДЬ
Скажите, а какое слово может объединить все эти слова?
Дети отвечают - семья.
Сегодня мы будем говорить о семье. Тема нашего урока «Моя семья».
Ребята, мы сегодня будем строить дом из кирпичиков. Выполняя правильно задания, можно будет открывать новый кирпичик, на котором напечатано слово. И в конце урока мы узнаем, из чего мы построили дом.
(На доске представлен дом из 5 кирпичиков. После каждого задания дети переворачивают по кирпичику)
2.Послушайте загадки.
(Ребята читают наизусть загадки, подготовленные к уроку).
Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.
Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.
Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это …» (мама)
У меня есть верный друг, лучше всех моих подруг.
Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.
Свяжет варежки, носки, напечёт ватрушек.
Вы ответьте дружно мне. Кто же это? (бабушка)
Руки сильные, большие, и вихры как у меня.
Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.
Ну, а вдруг обидит кто-то – на защиту встанет он.
Кто же этот добрый, сильный и отважный человек? (папа)
Кто умеет всё на свете – выжигать, строгать, пилить.
Кто поможет вам охотно всё, что хочешь смастерить.
У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.
Он, как мама и, как папа очень-очень любит вас. (дедушка)
3.Артикуляционная гимнастика.
Логопед - ведущий | Ученики показывают |
Толстые внуки приехали в гости. | «Толстячки» надули щёки. |
С ними худые, лишь кожа да кости. | «Худышки» втянули в себя щёки. |
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. | «Улыбка» |
Поцеловать они всех потянулись. | «Трубочка» |
Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи. | «Чистим зубы» |
Блюдца поставят – положат блины нам. | «Лопаточка» |
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. | «Дуем на лопаточку» |
Блинчик жуём. | «Жуём блинчики» |
Следующий блинчик – с вареньем закусим. | «Вкусное варенье» |
Чашки поставим, чтоб чаю налили. | «Чашечка» |
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. | «Облизываем губки по кругу» |
4.Подобно тому, как растёт дерево, поднимаясь всё выше и обрастая новыми ветвями, большими и маленькими, растёт каждая семья. Люди поэтому и придумали составлять родословную, или родовое дерево. В виде дерева изображается история чьего-нибудь рода, семьи.
(Рассматриваем генеалогическое дерево по картине).
5. Подумайте, кто кому приходится. Впишите, пропущенные слова, которые подходят по смыслу. Они помогут вам восстановить предложения.
(Логопед раздаёт карточки. Дети должны вписать, пропущенные слова)
Бабушка - ….. отца, а отец - ….. бабушки.
Мама - ….. дедушке, а дедушка - ….. маме.
Петя - ….. маме, и ….. Тане.
Таня - ….. дедушке и ….. папе.
Таня - … Пете и ….. бабушке.
Петя - … дедушке и ….. папе.
6.Давайте подумаем, как мы назовём наших родственников ласково?
(Задание выполняется устно)
Мама – мамочка бабушка - бабулечка дочка – доченька
сын – сыночек папа – папочка дедушка - дедулечка
брат - братик тётя - тётушка
сестра – сестрёнка дядя – дядюшка
7.О ком мы можем так сказать?
(Логопед называет признаки, а дети должны ответить кто это)
Добрая, ласковая, красивая – мама.
Сильный, смелый, строгий – папа.
Старенькая, любимая, добрая – бабушка.
Умный, сильный, весёлый – дедушка.
8.Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
9.Хорошо, когда вся семья собирается вместе, дружно занимаются делами и вместе отдыхают. В каждой семье вечер, когда все собираются дома, проходит как-то по-своему. Работая с текстами, вы познакомитесь, как проводят время в некоторых семьях.
Поставить предложения по порядку так, чтобы получился связный рассказ.
(Логопед выдаёт детям конверты с предложениями)
Наступил вечер. |
Мама пришла с работы и готовит ужин. |
Дети накрывают на стол. |
Папа принёс свежий хлеб и режет его. |
Дедушка и бабушка смотрят по телевизору новости. |
Мама пригласила всех за стол. |
Как хорошо, что вся семья вместе! |
10.Какая должна быть семья? Подберём прилагательные к слову «семья» и распределим их на две группы. Найдите слова-«неприятели».
Положительные качества Отрицательные качества
внимательная равнодушная
гостеприимная жадная
доброжелательная бессердечная
заботливая злая
11.Ребята выполняли рисунки на тему «Моя семья». Расскажите по своему рисунку о вашей семье. (Слушаем рассказы детей)
1.Сколько в твоей семье человек?
2.Как зовут родителей?
3.Кем родители работают?
4.Сколько лет брату (сестре)?
5.В каком классе учится брат (сестра)?
6.Какая у тебя семья?
12.С давних времён народ ценил дом и семью и создал много пословиц и поговорок на эту тему.
(Детям выдаются пословицы, они должны их составить и прочитать, объяснить значение)
В гостях хорошо, а дома лучше.
При солнце тепло, а при матери добро.
На что и клад, когда в семье лад.
13.Все задания мы выполнили. Давайте посмотрим, какой же у нас получился дом: красивый, надёжный. Прочитаем, какие главные качества должны быть в каждой семье. (Дети читают слова на кирпичиках)
Без этого не может быть счастливой ни одна семья.
доброта | доверие |
тепло | верность |
радость | забота |
уважение | мир |
уют | счастье |
Семья – это самое дорогое для человека. Мы должны любить и беречь своих родителей и близких, всегда помнить о них, помогать им и заботится о них.
14.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическое занятие в 4 классе для детей с нарушением интеллекта "Однокоренные слова на материале лексической темы "Зима"
Логопедическое занятие проводится с учащимися 4 класса с нарушением интеллекта. На занятии закрепляется умение выделять корень слова, находить группы однокоренных слов, уточняются и расширяются ...
Презентация логопедического занятия в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Моя семья"
Презентация "Моя семья" используется на логопедических занятиях в 3 классе для детей с нарушением интеллекта....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с нарушение речи.
Слова, обозначающие предмет....
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...