Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.
(С использованием ИКТ.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Дифференциация фонем [С] и [Ш]
на уровне слогов и слов.
Открытое занятие с учащимися 2 класса,
имеющих недостатки письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи.
(С использованием ИКТ.)
(Городское методическое объединение
учителей-логопедов)
Гусева Наталья Николаевна
учитель-логопед
II квалификационная категория
г. Радужный
2013 год
Дифференциация фонем [С] и [Ш] на уровне слогов и слов.
Цель: создание условий для развития умений дифференцировать на слух и писать слова с С и Ш.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове. Формирование навыков различения звуков. Расширение и уточнение словаря по теме.
Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление навыков звуко-слогового анализа. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Воспитательные: формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность. Формирование самостоятельной контролирующей деятельности. Воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала (на каждого ребёнка); картинки с изображением Малыша и Карлсона; буквы С-Ш (на доске); схема характеристики звука; слоги для составления слов; карточки с записанными словами; мультимедийная аппаратура для презентации.
Ход занятия
1. Мобилизация внимания.
Логопед – Прозвенел сейчас звонок
Начался у нас урок.
Будем мы внимательны
и очень любознательны.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед - Подготовим свой артикуляционный аппарат к работе.
- лягушка-хоботок;
- лопаточка;
- накажем непослушный язычок;
- киска сердится;
- трубочка;
- чистим нижние зубы;
- качели;
- чашечка;
- бублик;
- лошадка;
- грибок;
- маляр;
- вкусное варенье;
Дети - У зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.
Логопед – Молодцы!
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед вместе с детьми: «Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальцы погулять!
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.»
Логопед – Хорошо.
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед - Выполняем упражнение «насос». (Дети выполняют по показу
логопеда. Вдох через нос, выдох через рот.) Насос качает шину (с
голосовым сопровождением) С-С-С-С-С. Шина лопнула Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
5. Сформулировать тему занятия.
Логопед – Какой звук мы произносили когда работал насос?
Дети – Мы произносили звук [С].
Логопед – Какой звук мы произносили когда лопнула шина?
Дети – Мы произносили звук [Ш].
Логопед - Сегодня мы будем учиться с вами различать звуки [С] и [Ш].
6. Закрепление знаний норм артикуляции звука [С].
Логопед - Произнесите перед зеркалом [С]. (Ребята произносят).
- Как работает наш аппарат?
Дети – Губки в улыбочке, зубки заборчиком, кончик язычка упирается в
нижние зубы, голосовые связки не работают, струя воздуха холодная.
7. Характеристика звука [С].
Логопед - Дайте характеристику звука С.
- Кто хочет ответить?
Дети – Звук [С] согл., твёрдый, глухой.
Логопед – Кто не согласен поднимите руку.
8. Закрепление знаний норм артикуляции звука [Ш].
Логопед - Взяли зеркала и посмотрим, как работает звук [Ш].
Дети - Губки рупором, зубки заборчиком, язычок чашечкой за верхними
зубками, голосовые связки не работают, струя воздуха тёплая.
9. Характеристика звука [Ш].
Логопед – дайте характеристику звука Ш по схеме.
Дети – Звук Ш согласный, всегда твёрдый, глухой.
10. Сравнение звуков [С] и [Ш].
Логопед - Чему сегодня учимся?
Дети – Различать звуки [С] и [Ш]. (Слайд №1)
Логопед – Чем они отличаются?
Дети – Положением губ, языка, струёй воздуха. (Показывают по карточкам.)
Логопед – Какой звук свистящий, а какой шипящий?
Дети – Звук С – свистящий, а Ш – шипящий.
Логопед – У какого звука есть мягкая пара?
Дети – У звука С мягкая пара С'. Звук Ш всегда твёрдый.
Логопед –Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию.
Логопед показывает.
Дети узнают по показу. Называют звуки.
11. Дифференциация звуков С и Ш на уровне слога.
Логопед – К вам в гости пришли Малыш и Карлсон. (Слайд № 2) Они с вами хотят поиграть. А также
- Будут учить, а вы – обучаться,
Знания вам всегда пригодятся!
Логопед – Почему именно эти герои заглянули к вам на занятие?
Дети – В их именах есть звуки [С] и [Ш].
Логопед – Молодцы!
Логопед – Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть в игру «Наоборот».
Я произношу слог со звуком С - вы мне отвечаете со звуком Ш и
наоборот. В этом нам поможет волшебный камешек, который
передали Малыш и Карлсон.
Дети слушают слог, принимают камешек, произносят слог с
дифференцируемым звуком и передают камешек обратно. (СА-ША,
ШУ-СУ, ОШ-ОС, СО-ШО, УС-УШ)
12. Воспроизведение слоговых цепочек.
Логопед - Открываем тетради. Записываем число.
- Нашим друзьям домоуправительница Фрекен Бок (Слайд № 3) дала
задание. Помогите им выполнить его: прослушайте цепочки из слогов и
запишите их по памяти.
Логопед – Диктует слоги. (С использованием экрана).
Дети - воспроизводят цепочки в тетрадях.
Логопед – Проверяем правильность написания наших цепочек.
(Слайд № 4).
СА-ША-СА
СО- СО- ШО
СУ-ШУ-ШУ
ЫС-ШЫ-ЫШ
13. Физминутка
Логопед - Встаньте пожалуйста. (Слайд № 5)
- Друзей пора поторопить
Но что же к ужину купить?
Продукты – будто невидимки,
Узнать их трудно на картинке.
Логопед - Рассмотрите наложенные изображения. (Назовите изображения
предметов со звуком С.
Дети – Слова со звуком С – сосиски, колбаса, абрикос.
Логопед – Назовите изображения предметов со звуком Ш.
Дети – Слова со звуком Ш – груша, вишни.
Логопед – Молодцы! Садитесь.
14. Дифференциация звуков С – Ш на уровне слова.
Логопед – Фрекен Бок опять поставила наших героев в затруднительную
ситуацию. Им нужно досказать словечко. Для этого нужно добавить
слог -ска или –шка.
- Давайте поможем нашим героям. (На доске вывешены слоги поду-, соси-,
занаве-, кату-, бабу-, вы-, до-, ми-).
Дети выходят к доске и составляют слова.(Подушка, сосиски, занавеска,
катушка, бабушка, вышка, доска, мишка)
15. Работа по уточнению словаря.
Логопед - Карлсон и малыш нашли бумагу со странными словами. Здесь не
хватает 1 буквы. Карлсон предлагает вставить букву С, а Малыш
букву Ш. .(Слайд № 6)
Чтобы наши герои не поссорились, вставьте нужные буквы.
16. Закрепление умения различать звуки С и Ш.
Логопед – Малыш и Карлсон перепутали свои предметы. Помогите им
разобраться.Малышу отдайте предметы, в названии которых
слышите звук Ш, а Карлсону в названии которых слышите звук С.
Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением
Малыша слова с С, под изображением Карлсона слова с Ш.
17. Итог занятия.
Логопед - Наступил прощанья срок,(Слайд № 7)
Прозвенит вот-вот звонок,
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок?
- Чему учились на уроке?
Дети – Учились различать звуки С и Ш.
Логопед - Кому, какое задание понравилось?
- Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. (Слайд № 8)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте слоги без ошибок СА – ША - СА СО – СО – ШО СУ – ШУ – ШУ ЫС – СЫ - ЫШ
Рассмотри наложенные изображения. Назови их. Выдели звуки С — Ш.
Ш С
МОЛОДЦЫ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)
Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».
Предлагается план-конспект логопедического занятия как заключительного этапа в работе с родственными словами с учащимися 2 класса....
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...
Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.
Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...
Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 «а» класса Фонетическая тема: выделение гласных звуков на фоне слога и слова...
Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.
Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....