Использование феномена памяти в логопедической работе.
статья по логопедии по теме
В данной работе кратко освещены теоретические вопросы касающиеся феномена память, процессы и механизмы явления.Даны диагностические методики , используюемые в логопедической работе как при обследовании, так и как развивающие упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суть явления. Память –это запоминание, сохранение и воспроизведение информации, о том , что человек делал, о чем думал, т.е. это –отражение его прошлого опыта и обстоятельств жизни.
Теория памяти. Смысловая теория Нейронная теория ( В коре больших полушарий более 10 млрд. нейронов- возможности памяти по сути безграничны .) Молекулярная теория
Процессы и механизмы. Запоминание- это запечатление в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей, переживаний и действий ( н епроизвольное,произвольное ). Сохранение- это удержание в памяти информации в течение более или менее длительного времени и переработка того, что запомнило. Воспроизведение -это избирательное восстановление информации, хранящейся в памяти. Забывание- это невозможность вспомнить что-либо или ошибочное узнавание или воспроизведение. Благодаря забыванию в памяти не остается ненужных деталей.
Классификация видов памяти. 1.По степени сознательной активности : Логическое запоминание Механическое запоминание Л огическая память–для понимания и запоминания смысла материала Механическая память - для полного запечатления и сохранения информации.
Классификация видов памяти. 2. По психологическому содержанию Зрительная память Слуховая память Двигательная ( моторная) память Образная память (эпизодическая, эмоциональная, ассоциативная и др.)
По продолжительности сохранения : Непосредственная память - храниться 0,25 сек, позволяет осуществить взаимосвязь между последующими интервалами времени. Оперативная память - функционирует в настоящий момент. Период обработки информации –до 20 сек. Информация в этой памяти сохраняется лишь на время, необходимое для совершения действий (например набрать номер телефона). Кратковременная память - позволяет удерживать полученную информацию в течение небольшого времени, около 20 сек. Емкость этой памяти определяется законом 7+-2, т.е. от пяти до девяти элементов человек может назвать сразу без ошибок после восприятия материала . Долговременная память- хранит сведения, нужные человеку на длительное время, которыми он пользуется периодически. Важным процессом здесь является и запоминание. Весь приобретенный жизненный опыт составляет часть этой памяти.
Диагностики. Оперативная память. Упр :«Стань умнее компьютера » Я продиктую тебе несколько чисел. Запомни их. В уме сложи попарно: первое со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым. Для начала потренируемся: не в уме, а на бумаге.
Возьмем числа 6, 2,1, 4,2 6+2 , 2+1,1+4,4+2 Бланк. 8356 6) 2) 7) 3) 8) 4) 9) 5) 10)
Правильные ответы. 2)8965 3)8478 4)4784 5)8996 6)5795 7)9698 8)8764 9)9799 10)9598 Нормы. 6-7 лет-10-12 сумм 8-9лет-15-17 сумм 10-12лет-20-22суммы.
Кратковременная и долговременная память. Упр :«Что узнал разведчик». Окно , диван, лопата, шкаф, собака, пенал, ложка, шар, карандаш, туфли.
Оценка результатов. 8-9 слов-высокий уровень 6-7 слов-средний уровень 4-5 слов- очень низкий уровень
Логическая и механическая память. Методика «Найди пару для слова». Ты знаешь, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче. Они как родственники-между ними есть что –то общее. А бывают слова, совсем чужие друг другу. Вот они гуляют парами по Стране Слов. Давай проверим , как ты умеешь их запоминать. Начнем со слов-родственников. Сейчас я прочитаю тебе эти пары слов, а ты должен будешь их запомнить. А потом мы устроим проверку: я буду говорить первое слово, а ты должен будешь вспомнить и записать второе.
Оценка результатов: 8-10 слов-высокий уровень 6-7 слов- средний уровень 4-5 слов- низкий уровень
Память можно активно и успешно развивать !
Упражнение «Как мурлычет лев?» (развитие способности к воссозданию мысленных образов). 1. Как пятно, как фото или рисунок, как наяву (в движении) 2. Постарайся теперь «услышать» слова. 3.«Понюхать или попробовать на вкус ».
Сравни звуки
Артикуляция Положение языка Голосовые складки Пара [ т ] Положение языка Голосовые складки Пара [ д ]
На что похожа буква? Д д Т т
Цепочки слогов да - та та - да до - то ту - ду ты - ды ди - ти те - де дя - тя
Систематическая , кропотливая работа по развитию памяти дает поразительные результаты как в развитии речи , так и во всех видах учебной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.
Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....
Использование кинезиологических приёмов в логопедической работе.
Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного моз...
Использование бланковых методик в логопедической работе, для закрепления изученного материала
Многообразие форм дисграфий и дислексий, наличие стойких не специфических нарушений письменной речи у школьников требуют заданий, позволяющих развивать и корректировать одновременно несколько фу...
Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.
В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....
Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...