Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное воздействие, которое позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации учащихся.
В статье отмечается, работа по мнемотаблицам состоит в три этапа: просмотр таблицы перекодировка информации; пересказ текса, сказки или стихотворения.
В соответствии с ФГОС на занятиях с использованием приёма мнемотехники формируются коммуникативное универсальное учебное действие: ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. А также развиваются личностные УУД через формирование основ гражданственности, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру, любви к родной природе и культуре, развиваю мотивы учения, являющийся важным показателем сформированности внутренней позиции обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovyanie_mnemotehniki.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности находить его. Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. Обучение в федеральном государственном образовательном стандарте предусматривает всестороннее развитие творческой активности школьников, повешение их самостоятельности в процессе овладения знаниями, следовательно, большое значение приобретает формирование и развитие монологической и диалогической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, логического мышления.
В настоящее время в школах нашего округа у многих учащихся неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Русский язык - один из основных предметов учебной программы. Но при изучении и овладении русским языком учащиеся с отставанием в развитии допускают типичные ошибки в орфоэпии и орфографии. Учащиеся, не овладевшие правильным произношением русских звуков делают ошибки в письменной речи даже в старших классах. Для этого учителю-логопеду, работающему с детьми имеющими отставания в развитии необходимо обратить внимание на их устную речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у учащихся младшего школьного возраста – явление очень редкое. В речи школьников существует множество проблем: недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Основной задачей коррекционно-логопедических занятий в условиях нового образовательного стандарта в школах является: развивать речевую активность детей во всех видах деятельности, дать всем учащимся с особыми образовательными нуждами возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, возможности овладения школьной программы и коммуникативных навыков.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У учащихся начальных классов образное мышление развито больше, поэтому на логопедических занятиях больше используется наглядностей, рисунков. Дети с доминированием правого полушария часто более медленно усваивают грамматическое правило, а в начальной школе имеют проблемы с чтением. Для них нередко характерны неустойчивость внимания, ослабление функций памяти, затруднения при освоении письма. При объяснении нового материала нужно учитывать и эти особенности учащихся. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностно-ориентированные технологии, компьютерные технологии. Так как на своих коррекционно-логопедических занятиях широко применяю компьютер как адаптивное и легко индивидуализированное средство обучения. У младшего школьника формирую готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является процесс групповых взаимодействий, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков обучающихся. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Организация коррекционно-развивающего обучения является основным направлением в работе логопеда и позволяет предупредить и устранить проявления у учащихся нарушений устной и письменной речи, а в дельнейшем предотвратить отставание в усвоении программного материала по русскому языку.
Отличительные особенности приёма мнемотехники:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
При работе с учащимися с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.
В настоящее время в школах округа обучается немало детей с особыми образовательными нуждами. У данных учащихся неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуникативная и обобщающая функции речи. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи младших школьников. Этов связи с тем, что у учащихся младших классов с особыми образовательными нуждами память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Мнемотехника - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для учащихся с особыми образовательными нуждами, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Без инноваций не обойтись сейчас ни одному педагогу. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. При использовании приёмов мнемотехники использую компьютер.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Одной из важнейших функций компьютера является обучающая. В процессе занятий с использованием компьютера у учащихся улучшаются их память и внимание. Компьютер, укомплектованный разнообразным устройствами, в руках учителя - мощное развивающее средство, способное быстро реализовывать задачи. Компьютер позволяет в более короткие сроки решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми школ, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения.
Ожидания.
- Положительная динамика в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи учащихся.
- Положительная динамика в освоении программы по русскому языку.
- Повышение мотивации к коррекционно-логопедическим занятиям.
Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами рредназначена для педагогов, работающих с учащимися с речевыми проблемами и особыми потребностями. Применение компьютера при работе с мнемотехникой способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Простота использования приёма мнемотехники является необходимым условием при работе с детьми с особыми потребностями. Таким образом, не требуется специального обучения работы данному приёму, и навыки приобретаются в процессе работы.
Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Содействовать решению школьниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Знакомить с буквами.
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Я использую прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Особенность младших школьников с отставанием в развитии в том, что память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания, припоминания. Большинство детей не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений для обучающихся с особыми образовательными нуждами вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. В 1-2 классах используем красочные, цветные мнемодорожки. В 3-4 классах мнемодорожки переходят в более сложные мнемотаблицы. Мнемотаблицы создаются на каждое конкретное занятие на определённую лексическую тему. В мнемотаблице мы изображаем практически все – т.е. производим графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. рисуем то, что посчитаем нужным. Но изображаем так, чтобы нарисованное было понятно всем.
Цель использования мнемотехники на логопедических занятиях.
- Положительная динамика в усвоении программного материала учащимися начальных классов.
- Повышение коммуникативных возможностей учащихся.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.
Использование мною мнемотаблиц на коррекционно-логопедических занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для учащихся с особыми образовательными нуждами с речевой патологией. Хочу отметить, что у учащихся с особыми образовательными нуждами преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер, зрительный же образ, сохранившихся у учащегося после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала мы подбираем опорные картинки к стихотворению (на каждую строчку или на куплет). Картинки мы рисуем яркие, но узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выводятся на экран компьютера. После прочтения стихотворения мы воспроизводим стихотворение по опорным картинкам выставленным на мониторе компьютера.
3 этап. После перекодирования осуществляем пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Либо самостоятельно, но в отдельных случаях я помогаю. С учащимися первых классов мы делаем цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. На занятиях с использованием приёма мнемотехники кроме коммуникативного универсального учебного действия, развивается планирующая функция речи- регулятивное и познавательное УУД, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Использование мнемотаблиц позволяет учащимся легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотаблицы также применяю при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет у учащихся с особыми образовательными нуждами процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Учащиеся легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
В коррекционно-логопедической работе используя приём мнемотехники развиваю личностные УУД через формирование основ гражданственности, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру, любви к родной природе и культуре, развиваю мотивы учения, являющийся важным показателем сформированности внутренней позиции учащегося. На занятиях формирую мотивационную готовность к обучению, познавательную потребность ребёнка, а именно интерес к познавательным задачам, к овладению новым знаниям и умениям. В этой связи возникают новые моральные мотивы – чувство долга и ответственность.
Приведены примеры мнемотехники составленные на основе рассказов и стихов ненецкого писателя Прокопия Явтысыя, которые знакомят с бытом потомственных оленеводов и народными сказками (приложение 1).
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с особыми образовательными нуждами. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Важно подчеркнуть связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными.
Особенности программы:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Также при работе с учащимися с особыми потребностями используются специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки. Коррекционное влияние игры на эмоциональную сферу ребёнка с особыми потребностями доказывает, тот факт, что в норме школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями
Создание условия для повышения речевой активности и изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....
Использование технологии мнемотехника в логопедической работе.
Современные образовательные технологии....
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе я...
Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у учащихся
Статья знакомит с некоторыми особенностями развития связной речи у умственно отсталых учащихся и показывает актуальность использования приёма мнемотехники на уроках логопедии....