Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_logopedicheskoy_raboty_s_ispolzovaniem_ikt.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

(В. Г. Белинский)

  Новые информационные технологии стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся. В последние годы наблюдается увеличение числа учащихся, нуждающихся в коррекции устной и письменной речи. Ученик, имеющий трудности речевого развития не является успешным в классе, уроки для него превращаются в череду школьных неудач. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление учащихся, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии:

Логопедическая диагностика, мониторинг  

  • Электронная база данных об учащихся-логопатах и динамике их речевого развития  
  • Бланки речевых карт, логопедических представлений,    договоров, речевые характеристики    
  • Комплекты диагностических       заданий по всем разделам  логопедии: карточки, картинки предметные и сюжетные,  тесты для списывания, для чтения, тексты диктантов, деформированные тексты и предложения
  • Таблицы, диаграммы

                                                                                                                                   

Коррекционно- развивающая и  профилактическая работа

  • Развивающие логопедические программы и тренажеры по всем разделам логопедии программы.
  • Развивающие логопедические программы и тренажеры по некоторым разделам логопедии (самостоятельно разработанные логопедами)
  • Размноженный с помощью сканера, принтера дидактический материал (инд. карточки, перфокарты, предметные и  сюжетные картинки  и т.д.)    
  • Презентации занятий

                                                                                                                                  ↓

Логопедическое просвещение  и консультирование родителей,  педагогов  

  • Памятки для родителей по вопросам речевого развития  младших школьников, оставленные и размноженные с помощью  компьютера (сканера, принтера)
  • Презентации к беседам,  лекциям на родительских  собраниях, лекториях
  • Сайты в Интернете, страничка на школьном сайте
  • Осуществление взаимодействия  между учителями-предметниками   и специалистами коррекционно- логопедической службы через   локальную сеть школы.                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Совершенствование профессиональной компетентности логопеда

• Чтение и анализ электронных книг и специальных журналов («Логопед», «Дефектология» и др.)

• Чтение электронных рассылок и сайтов по логопедии, спец. педагогике

• Систематизация  электронных ресурсов и методических разработок

• Практическое освоение и совершенствование навыков работы в программах Microsoft Power Point, Microsoft Word, Exel.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально - аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
  Для реализации коррекционных задач на индивидуальных и групповых занятиях, в сочетании с традиционными методами использую (фрагментарно) компьютерные программы и тренажеры: “Дельфа-142”, «СИРС», «Игры для тигра», «Ребятам о зверятах», «Начинаю говорить», «Автоматизация согласных», «Уроки мудрой совы»; развивающие интерактивные игры «Мерсибо»: «Звуковой калейдоскоп», «Начинаю говорить», ««Работа над ошибками», «Ума палата», «Конструктор картинок» и др., с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований.
 Использование  компьютерных игр, тренажеров  со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.  Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у школьников положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям.

      Использую уже готовый образовательный ресурс или создаю новый для своего занятия, выступаю в роли эксперта, самостоятельно оцениваю найденные и созданные материалы и использую на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.

Для индивидуальных и групповых занятий мною созданы мультимедийные  презентации:

№ п\п

Название презентации

применение

1.

Артикуляционная гимнастика

На индивидуальных и групповых занятиях

2.

Дифференциация звуков «р»-«рь»

Индивидуальных занятиях

3.

Автоматизация звука «р». Ребусы

Индивидуальных занятиях

4.

Дифференциация звуков «с – ш»

Индивидуальных занятиях

5.

Дифференциация звуков «р - л»,  «рь- ль»

Индивидуальных занятиях

6.

Автоматизация звука «л»

Индивидуальных занятиях

7.

Дифференциация звуков и букв п- б

групповых занятиях

8.

Дифференциация звуков и букв т-д

групповых занятиях

9.

Дифференциация звуков и букв с- з

групповых занятиях

10.

Дифференциация звуков и букв к-г

групповых занятиях

11.

Дифференциация звуков и букв в- ф

групповых занятиях

12.

Дифференциация звуков и букв ш-ж

групповых занятиях

13.

Формирование зрительного восприятия и узнавания на материале предметов и геометрических фигур

На индивидуальных и групповых занятиях

14.

Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания

На индивидуальных и групповых занятиях

15.

Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений

На индивидуальных и групповых занятиях

16.

Развитие мелкой моторики

На индивидуальных и групповых занятиях

17.

Формирование временных ориентировок и представлений

На индивидуальных и групповых занятиях

18.

Развитие зрительно-  моторной координации

На индивидуальных и групповых занятиях

19.

Развитие слухового внимания

На индивидуальных и групповых занятиях

20.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза

На индивидуальных и групповых занятиях

21.

Развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах

на групповых занятиях

22.

Дифференциация б-д в слогах, словах, предложениях

на групповых занятиях

23.

ЦОР по профилактике и коррекции оптической дисграфии

На индивидуальных и групповых занятиях

   Презентационные материалы я применяю для:

  • развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • нормализации просодических характеристик речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развитию фонематического восприятия; развитию элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоению лексических тем;
  • развитию навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

   Таким образом, компьютерные средства обучения требуют особого внимания со стороны коррекционно-логопедических служб школ, поскольку открывают большие возможности для более эффективной организации коррекционно-образовательной  деятельности специальных педагогов и коррекционно-образовательного процесса в целом.

   Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, фронтальным занятиям с учащимися. Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Мною созданы мультимедийные презентации для мероприятий: логопедический тренинг, мастер – класс «Будь здоров!», «Поле чуде», «Логопедическая мозайка».

 Логопедические занятия с использованием интерактивной доски  проводятся с 2013 года. Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. ИКТ  позволяют повысить  эффективность обучения и коррекции за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.

         Преимуществами электронного способа подачи материала является то, что работа с тренажёрами повышает интерес к учебному материалу и к процессу обучения в целом, у детей развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Необходимо отметить, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но ещё и развивается внимание, зрительно-моторная координация, познавательная активность. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

Учитель-логопед МАОУ СОШ №2                                        Кордюкова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....

«Использование информационных технологий в логопедической работе».

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. ...

Использование информационных технологий в логопедической работе

Статья посвящена вопросам использования  информационных технологий в логопедической работе. Показано какую  роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...

Использование мультимедийных технологий в работе школьных библиотек

Обзор периодических изданий. Православные журналыСовременные православные периодические издания помогут нам и нашим ученикам, которых заинтересует круг таких вопросов, быть в курсе основных событий в ...

Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»

Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работ...

использование мультимедийных технологий на логопедических занятиях в школе (презентация)

В данной презентации отражаются основные тезисы по применению мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда школы. Какие работы можно перевести в электронный формат, с какой целью применять в ра...