Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии на тему
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_logopedicheskoy_raboty_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.
“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
Новые информационные технологии стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся. В последние годы наблюдается увеличение числа учащихся, нуждающихся в коррекции устной и письменной речи. Ученик, имеющий трудности речевого развития не является успешным в классе, уроки для него превращаются в череду школьных неудач. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление учащихся, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии:
Логопедическая диагностика, мониторинг
- Электронная база данных об учащихся-логопатах и динамике их речевого развития
- Бланки речевых карт, логопедических представлений, договоров, речевые характеристики
- Комплекты диагностических заданий по всем разделам логопедии: карточки, картинки предметные и сюжетные, тесты для списывания, для чтения, тексты диктантов, деформированные тексты и предложения
- Таблицы, диаграммы
Коррекционно- развивающая и профилактическая работа
- Развивающие логопедические программы и тренажеры по всем разделам логопедии программы.
- Развивающие логопедические программы и тренажеры по некоторым разделам логопедии (самостоятельно разработанные логопедами)
- Размноженный с помощью сканера, принтера дидактический материал (инд. карточки, перфокарты, предметные и сюжетные картинки и т.д.)
- Презентации занятий
↓
Логопедическое просвещение и консультирование родителей, педагогов
- Памятки для родителей по вопросам речевого развития младших школьников, оставленные и размноженные с помощью компьютера (сканера, принтера)
- Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях
- Сайты в Интернете, страничка на школьном сайте
- Осуществление взаимодействия между учителями-предметниками и специалистами коррекционно- логопедической службы через локальную сеть школы.
Совершенствование профессиональной компетентности логопеда
• Чтение и анализ электронных книг и специальных журналов («Логопед», «Дефектология» и др.)
• Чтение электронных рассылок и сайтов по логопедии, спец. педагогике
• Систематизация электронных ресурсов и методических разработок
• Практическое освоение и совершенствование навыков работы в программах Microsoft Power Point, Microsoft Word, Exel.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально - аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Для реализации коррекционных задач на индивидуальных и групповых занятиях, в сочетании с традиционными методами использую (фрагментарно) компьютерные программы и тренажеры: “Дельфа-142”, «СИРС», «Игры для тигра», «Ребятам о зверятах», «Начинаю говорить», «Автоматизация согласных», «Уроки мудрой совы»; развивающие интерактивные игры «Мерсибо»: «Звуковой калейдоскоп», «Начинаю говорить», ««Работа над ошибками», «Ума палата», «Конструктор картинок» и др., с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у школьников положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям.
Использую уже готовый образовательный ресурс или создаю новый для своего занятия, выступаю в роли эксперта, самостоятельно оцениваю найденные и созданные материалы и использую на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Для индивидуальных и групповых занятий мною созданы мультимедийные презентации:
№ п\п | Название презентации | применение |
1. | Артикуляционная гимнастика | На индивидуальных и групповых занятиях |
2. | Дифференциация звуков «р»-«рь» | Индивидуальных занятиях |
3. | Автоматизация звука «р». Ребусы | Индивидуальных занятиях |
4. | Дифференциация звуков «с – ш» | Индивидуальных занятиях |
5. | Дифференциация звуков «р - л», «рь- ль» | Индивидуальных занятиях |
6. | Автоматизация звука «л» | Индивидуальных занятиях |
7. | Дифференциация звуков и букв п- б | групповых занятиях |
8. | Дифференциация звуков и букв т-д | групповых занятиях |
9. | Дифференциация звуков и букв с- з | групповых занятиях |
10. | Дифференциация звуков и букв к-г | групповых занятиях |
11. | Дифференциация звуков и букв в- ф | групповых занятиях |
12. | Дифференциация звуков и букв ш-ж | групповых занятиях |
13. | Формирование зрительного восприятия и узнавания на материале предметов и геометрических фигур | На индивидуальных и групповых занятиях |
14. | Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания | На индивидуальных и групповых занятиях |
15. | Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений | На индивидуальных и групповых занятиях |
16. | Развитие мелкой моторики | На индивидуальных и групповых занятиях |
17. | Формирование временных ориентировок и представлений | На индивидуальных и групповых занятиях |
18. | Развитие зрительно- моторной координации | На индивидуальных и групповых занятиях |
19. | Развитие слухового внимания | На индивидуальных и групповых занятиях |
20. | Формирование навыков звукового анализа и синтеза | На индивидуальных и групповых занятиях |
21. | Развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах | на групповых занятиях |
22. | Дифференциация б-д в слогах, словах, предложениях | на групповых занятиях |
23. | ЦОР по профилактике и коррекции оптической дисграфии | На индивидуальных и групповых занятиях |
Презентационные материалы я применяю для:
- развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета;
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- нормализации просодических характеристик речи;
- дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
- развитию фонематического восприятия; развитию элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- усвоению лексических тем;
- развитию навыков словообразования и словоизменения;
- развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Таким образом, компьютерные средства обучения требуют особого внимания со стороны коррекционно-логопедических служб школ, поскольку открывают большие возможности для более эффективной организации коррекционно-образовательной деятельности специальных педагогов и коррекционно-образовательного процесса в целом.
Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, фронтальным занятиям с учащимися. Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Мною созданы мультимедийные презентации для мероприятий: логопедический тренинг, мастер – класс «Будь здоров!», «Поле чуде», «Логопедическая мозайка».
Логопедические занятия с использованием интерактивной доски проводятся с 2013 года. Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. ИКТ позволяют повысить эффективность обучения и коррекции за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.
Преимуществами электронного способа подачи материала является то, что работа с тренажёрами повышает интерес к учебному материалу и к процессу обучения в целом, у детей развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Необходимо отметить, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но ещё и развивается внимание, зрительно-моторная координация, познавательная активность. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.
Учитель-логопед МАОУ СОШ №2 Кордюкова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.
В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....
«Использование информационных технологий в логопедической работе».
Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. ...
Использование информационных технологий в логопедической работе
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано какую роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...
Использование мультимедийных технологий в работе школьных библиотек
Обзор периодических изданий. Православные журналыСовременные православные периодические издания помогут нам и нашим ученикам, которых заинтересует круг таких вопросов, быть в курсе основных событий в ...
Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»
Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работ...
использование мультимедийных технологий на логопедических занятиях в школе (презентация)
В данной презентации отражаются основные тезисы по применению мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда школы. Какие работы можно перевести в электронный формат, с какой целью применять в ра...