Использование кинезиологических приёмов в логопедической работе.
материал по логопедии (1 класс) на тему

 

 

Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном , происходят на уровне спинного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologicheskie_priemy.doc261.5 КБ
Microsoft Office document icon sformirovannost_zrit-motor_koord.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Одно из свойств мозга - различие в распределении нервно-психологических функций между правым и левым полушариями - их функциональная ассиметрия.  Эта особенность головного мозга является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.  

Психофизиологии выделяют три основных типа организации мозга:

Левополушарный тип - доминирование левого полушария, определяет склонность к обобщению и абстрагированию, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, символами, условными знаками; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Люди, относящиеся к левополушарному типу, интроверты. Для успешной учебной деятельности им необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария - определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов.  

Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, пространственные отношения, оперирует образами реальных предметов, осуществляет синтетическую деятельность. Его функционирование лежит в основе наглядно-образного трехмерного мышления, которое связано с целостным восприятием ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный практический интеллект, быстрая переработка информации, непроизвольная память

Они - экстраверты. С функционированием правого полушария связывают способность к рисованию, восприятию гармонии  форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия необходимые для успешной учебной деятельности: творческие задания , эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе.

Равнополушарный тип- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий, предполагает их синхронную деятельность. По мнению психофизиологов эффективное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга является основой общей одаренности.

Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические  упражнения способствуют улучшению подчерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном , происходят на уровне спинного мозга.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

- систематичность выполнения

-постепенное увеличение темпа и сложности

- точность выполнения движений и приемов

                      -выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями: при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп.

Примеры физ. минуток включающих кинезиологические упражнения, см. в приложении (составлены автором)

  1. КОЛЕЧКО. Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца

Более сложный вариант- пальцы одной  руки поочередно соединяем с большим  от  указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному.

  1. КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга:  сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем  8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем  командами ( "кулак-ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
  2. "БУРАТИНО" Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
  3. ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
  4. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.
  5. "УХО-НОС" Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

  1. ЗМЕЙКА. Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок. Двигаем каждым пальцем точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений).

В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.

  1. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимаем в кулак, оставляя вытянутым указательный и средний. Рисуем в воздухе этими пальцами горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить глазами, не мигая, не поворачивая головы. Если возникает напряжение в глазах, частое моргание, нужно запомнить отрезок " горизонтальной восьмерки", где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.
  2. МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН. Массируем мочки ушей, затем всю ушную раковину  снизу вверх, потом  сверху вниз. В конце упражнения растираем уши руками. Оттягиваем ушные раковины вперед, потом назад, медленно считая до десяти . Начинаем с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторяем 4-7 раз.
  3. КАЧАНИЕ ГОЛОВОЙ. Дышим глубоко. Распрямляем плечи, закрываем глаза, опускаем голову вперед и медленно раскачиваем головой из стороны в сторону.
  4. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ выполняется с помощью плаката-схемы.  На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево- вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории "восьмерки", Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3- красный, № 4- голубой, № 5- зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

12. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА.

 На карточке размером с почтовую открытку нарисовать две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксировать взгляд на пересечении этих линий, выполняя упражнения:

  1. -Колено- локоть. Стоя поднять левую ногу, согнутую в колене, локтем правой руки дотронутся  до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторить 6-7 раз.
  2. "ПАРОВОЗИК". Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

        Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и  младшем  школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области . Потому включение их в  структуру уроков и логопедических занятий с учащимися 1-4 классов не только желательно, но и необходимо.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

          КАПЕЛЬ

1. У сосульки длинный нос: кап-кап, кап-кап,---------- упражнение "Буратино"со сменой рук

     Кто ее довел до слез? Кап-кап, кап-кап.     --------- упр. "Колечко" движение плечами вверх-вниз

     Это солнце припекло, и тепло нам принесло!-------руки вверх, встать на носочки, потянуться

      К нам в окно стучит капель: кап-кап, кап-кап         медленно опустить руки, выдох, медленный

      Значит на дворе апрель: кап-кап, кап-кап.                поклон с встряхиванием кистей рук.    

        Упр." Колечко" разводим руки в стороны

        Упр. "Колечко" .

2.       ПАРОВОЗИК

     Едет,едет паровозик,

     Чух-чух-чух-чух-чух-чух

      По домам ребят разводит,

      Чух-чух-чух-чух-чух-чух

       Мимо сосен и рябинок

       Чух-чух-чух-чух-чух-чух

       Мимо елок и осинок

       Чух-чух-чух-чух-чух-чух

        Остановка на лужайке;

        Чух-чух-чух-чух-чух-чух

       Мы попрыгаем как зайки

       Чух-чух-чух-чух-чух-чух

        Поиграем порезвимся

         И в вагоны возвратимся

         Мимо кленов и березок

         Чух-чух-чух-чух-чух-чух

         Снова едет паровозик:

     Чух-чух-чух-чух-чух-чух

Упражнение " Паровозик"

 Кулак -ребро -ладонь 2 раза

Упражнение " Паровозик", смена рук кулак-ребро- ладонь 2 раза

"Паровозик", меняем руки, ускоряем темп кулак- ребро- ладонь 2 раза

"Паровозик" снова смена рук кулак- ребро- ладонь 2 раза быстрый темп

медленно разводим руки в стороны  кулак- ребро- ладонь, замедляем темп прыжки на двух ногах

прыжки поочередно на левой и правой ноге

прыжки с поворотами влево- вправо

маршируем на месте. "Паровозик" кулак- ребро- ладонь

упражнение " Паровозик" смена рук

 кулак –ребро- ладонь, быстрый темп.

3.  Ты попробуй, ты сумей-ка

      проползти со мной как змейка

      Шевельнет она хвостом,

      И исчезнет под кустом,

      Наши руки отдыхают:

       В" ухо –нос" они играют

       Раз- два- три- четыре- пять,

       Повтори скорей опять

       Упражнение " Лезгинка"

        Плечи вниз, ровнее спинка

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Шесть, семь, восемь,

         Отдохнем, продолжим после.

Упражнение " Змейка", двигаем поочередно каждым пальцем от указательного к мизинцу



Упр. "Ухо-нос"




Упр. "Лезгинка"



Встряхиваем кистями рук.


Литература:

1. Брагина. Н. Н., Доброхотова  Т. А.  Функциональные  ассиметрии  человека. М., 1981

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи

                          // Дефектология. 1999  №4

3. Коноваленко  С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9лет. М.,1998.

4. Сиротюк  А. Л. Коррекция обучения и развитие школьников. М.,2002.

5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления    межполушарного   взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.



Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-моторных координаций у детей,

имеющих трудности при обучении письму.

Ваш ребёнок пошёл в школу. Это новый, знаменательный этап в его жизни, но очень нелёгкий. Всем родителям хочется помочь своему ребёнку преодолеть первые ступеньки трудностей, и они начинают усердно заниматься математикой, письмом, чтением. Но часто эти занятия не приносят желаемого результата.

Большое значение для успешного овладения навыком письма имеет сформированность зрительно-моторных координаций.

В процессе обучения письму можно выделить три основные группы трудностей:

  1. трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
  2. трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
  1. комплексные трудности.

Для преодоления этих трудностей можно использовать различные виды предлагаемых упражнений как отдельно, так и в различных сочетаниях, выбирая их в зависимости от возможностей каждого отдельного ребенка.

Занимаясь с ребёнком, помните о следующих правилах:

  1. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний.
  2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
  3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
  4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов: «Ты делаешь не так, это неправильно».
  7. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6—7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, объясните его ребенку, затем он должен сам уметь объяснить, что он должен делать, затем  покажите это действие сами, а ребенок пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность выполнить самому. Объяснение не должно сводиться к показу и руководству: «Делай, как я». Если ребенку трудно сформулировать, «как делать и что делать», и одновременно выполнять это действие, можно сначала разделить их. Пусть ребенок «руководит», а вы будете это действие выполнять. Освобождаясь от собственного действия, ребенок концентрирует все внимание на основных элементах работы и, освоив инструкцию, научится сам правильно выполнять их.

Подсказки,  должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг похвалой, т. к. уверенность в правильности выполнения дает ребенку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу.

При выполнении письменных заданий следите за тем,

  1. как ребенок держит ручку (ребенка, научившегося держать ручку неправильно, трудно переучить);
  2. правильно ли лежит лист бумаги (тетрадь);
  3. соответствует ли мебель (стол, стул) росту ребенка;
  4. достаточна ли  освещенность (при работе  правой рукой свет должен падать слева).

Проверьте ручку:

  1. не слишком ли жесткий шарик;
  2. не мажет ли;
  3. нет ли жестких ребер;
  4. не слишком ли тонка или толста.

Для успешного формирования навыка письма очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур.

Копирование фигур, моделирование из деталей — прекрасная тренировка и зрительного восприятия, и зрительно-моторной координации. Для тренировки зрительно-моторной координации можно использовать усложняющиеся задания, например, такого типа: нарисуйте на чистом листе нелинованной бумаги 6 квадратов, (логопед показывает образец). В верхней части квадратов вы можете нарисовать более простые и более сложные фигуры, различные по конструкции (рис. 1), а в нижних попросите ребенка нарисовать точно такие же.

Оценивая работу, помните:

  1. нужно обратить внимание ребенка на ошибки (несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неправильное расположение в квадрате, четкость линий и т. п.);
  2. нужно объяснить, как правильно сделать, и при необходимости повторить задание.

Можно сделать подобные карточки с «правым» и «левым» поворотом фигур. Очень часто дети, путающие или не различающие такие особенности графических элементов, пишут зеркально. Особенно часто путают правые и левые повороты фигур, детали графических элементов леворукие дети.

Для того чтобы усложнить эти задания, можно попросить ребенка запомнить, что нарисовано на карточке, перевернуть ее заданием вниз и попросить нарисовать то, что было на карточке. Начинать работу по памяти нужно с одного элемента.

Умение ребёнка видеть отличие фигур связано со способностью выполнить отличающиеся фигуры по инструкции, способностью расположить фигуры одну по отношению к другой. Можно дать задания типа:

  1. нарисуй овал (круг), поставь точку посередине (сверху, снизу, справа, слева);
  2. нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева.

Многие трудности обучения связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Он не знает или путает значения слов, обозначающих пространственное расположение: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди, сзади. И подобные упражнения направлены на тренировку этой способности.

Способность ребенка вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. Для этого можно использовать такие задания.

На листе нелинованной бумаги расположите 10—15 точек и звездочек. Соедините линиями разных цветов все звездочки, а потом точки, нарисованные на листе. Задание можно усложнить: «А теперь соедини так, чтобы линии не пересекались». Если он выполняется без затруднений, то задание можно усложнить.

С большей охотой дети нанизывают мелкие детали (специально изготовленные) или пуговицы различной величины, цвета. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка жестко закреплен, не махрится, но по мере тренировки шнурок можно заменить на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придется каждый раз скручивать.

Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать именно конфигурацию буквы, соотношение её элементов. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание: «Найди круги (треугольники, квадраты) и обведи их разным цветом». Подобные задания можно использовать до тех пор, пока они не будут выполняться безошибочно.

Для тех детей, которые имеют нарушения или задержку в развитии моторики и зрительно-моторных координации, нельзя использовать тетради с величиной рабочей строки 4 мм. Лучше взять обычную тетрадь с высотой строки 6 мм и учиться писать большими по величине буквами. Нужно обратить внимание ребенка,  что такое верх и низ, середина строки, право, лево, справа налево, слева направо.

Любое занятие должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того как ребенок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения. Помните, что только вашего объяснения недостаточно, нужно добиться того, чтобы ребенок сам мог объяснить и, объясняя, выполнить.

Безусловно, существует много других упражнений, которые развивают зрительно-моторную координацию. Подбирая их для своего ребёнка, консультируйтесь с учителем и логопедом. Успех вашей работы в грамотном подходе к  организации занятия, в плодотворном сотрудничестве с педагогами. Главное, чтобы эти занятия приносили радость и удовлетворение от достигнутых результатов вам и вашему ребёнку.

Литература.

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....

Использование бланковых методик в логопедической работе, для закрепления изученного материала

Многообразие форм дисграфий и дислексий, наличие стойких не специфических нарушений письменной речи у школьников требуют заданий, позволяющих развивать и корректировать  одновременно несколько фу...

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....

Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....

Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. Презентация

Кинезиология—  наука о развитии умственных способ­ностей и физического здоровья через определенные двига­тельные упражнения....

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...