ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему
В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности письма и чтения разного генеза (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostich._programma_3.docx | 51.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»
УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36
PPMS@INBOX.RU
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.
Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.
Диагностическая программа состоит из нескольких этапов.
1. Пояснительная записка.
Раскрывается проблема возможных нарушений письма у учащихся 2-4 классов в теоретическом и практическом аспектах. Предлагается методика, система работы по эффективной диагностике нарушений письма и чтения в начальной школе с учётом современных требований к содержанию школьного обучения.
Для учителей-логопедов школьных логопунктов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности–учебной. Её качество будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте, т.е.:
- общее физическое развитие ребёнка, состояние слуха, моторики, нервной системы;
- овладение достаточным объёмом знаний и представлений об окружающем мире, пространстве и времени;
- владение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять слоговой и звукобуквенный анализ слов;
- развитие произвольного внимания, умения слушать речь, сосредотачиваться на задании и т.п.
Предварительно обследуя детей по предложенной методике, обращается внимание логопеда на формирование показателей настоящей учебной деятельности: развитие мотивационной сферы, зрительно-пространственных ориентировок, состояние латералиты, двигательных функций, слухо-моторных координаций, слухового внимания, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи и звукопроизношения. Используется стандартная методика обследования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Работа по предлагаемой диагностической программе включает в себя практические упражнения и различные виды диагностических заданий, способствующих дифференцировке индивидуальных ошибок письма и чтения у каждого ученика.
ЦЕЛЬ диагностики: эффективная помощь учителям при выявлении трудностей формирования грамотного письма и чтения у учащихся 2-4 классов.
ЗАДАЧИ диагностики: уточнение характера трудностей и степени отставания ученика в навыках письма и чтения.
2.Организация процесса диагностики.
Диагностика проводится в первые две недели сентября. Первоначально, учащиеся 2-4 классов пишут диагностический диктант (образец прилагается), в котором даются специально подобранные слова, фразы, предложения с наиболее часто встречающимися ошибками специфического характера. Это ошибки письма, связанные с недоразвитием речевых процессов, особенностями графо-моторной деятельности, состоянием психических функций, отвечающих за формирование чтения. Затем, после проверки учителем-логопедом этих письменных работ и выявления логопатов, проводится основной этап диагностики письма и чтения.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ.
Обследование проводится с использованием дидактических материалов И.Н. Садовниковой, Т. П. Бессоновой и О. Е. Грибовой.
- Состояние латералиты:
- методика « рука- ухо- глаз»;
- ориентировка на теле;
- пробы Хэда;
- ориентировка в пространстве;
- пространственный праксис, буквенный гнозис и мнезис (на основе печатных и письменных букв): узнавание букв по названию, узнавание сходных печатных и письменных букв, узнавание и различение оптически сходных букв, узнавание зеркальных букв, поиск букв по элементу.
2. Состояние процесса ориентировки во времени:
- рядоговорение (дни недели, части суток, времена года, месяцы);
- лингвистические пробы;
- понимание временных категорий глаголов.
3. Состояние двигательной функции рук:
- исследование динамического праксиса;
- проба « кулак- ребро – ладонь»;
- пальцевый праксис.
- Обследование устной речи:
- состояние артикуляционного аппарата;
- состояние звукопроизношения;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- состояние слоговой структуры слова;
- состояние фонематических процессов (восприятие, представления, анализ и синтез слов);
- исследование процесса чтения.
- Обследование письменной речи:
- запись строчных букв под диктовку;
- запись заглавных букв;
- диктант слогов;
- диктант слов различной слоговой структуры;
- списывание слов и предложений с печатного текста;
- то же с письменного текста;
- составление и запись слов из деформированных слогов;
- запись предложений с буквами, имеющими оптическое сходство;
- самостоятельное письмо (подписи к картинкам, составление и запись предложения по сюжетной картинке, запись рассказа по картинке);
- слуховой диктант или письмо по памяти.
Обследование письменной речи проводится в течение 4-х диагностических уроков.
Урок №1.
- Запись строчных букв по диктовку: гптрбвдзуицшщ;
- Запись заглавных букв под диктовку: ПБДТГКВФЗСЖШ.
- Запись слогов под диктовку: сва, клее, шач, щеп, цве, тащ, бед, тяп, бапо, дожу, зве, ижбо, саш, вздрю.
- Списывание слогов с доски: печ, дреб, клем, щво, истка, джоб, зевж, цшащ.
- Диктовка акустически деформированных слов, исправление их звучания и запись: палто, берюза, светок, вецер, пешера, шмешной, суска, щея, зызнь, щищу,пещка.
- Списывание с доски исправление деформированных слов: клучик, слюзы, сапля, гнюздо, шенок, апрел, крыля, жемля, котонок, утук.
- Запись слов с позвучным произношением: стих, февраль, печенье, паркет, ствол, добро, семья, ёрш, клюква.
Урок № 2.
1.Акустический диктант слогов, выбор и запись лишнего слога: ба-ба-па, фе-ве-фе, до-до-то, за-са-за, же-ше-же, ча-ча-са, че-ше-че, ща-ча-ща.
2. Выбор и запись необходимого слова в контексте предложения: В руке у мальчика воздушный жар или шар? Хозяйка сварила суп или зуб? Собака грызла кость или гость? Я люблю пить томатный сок или шок? После дождя на улице большие луши или лужи? Я живу в этом томе или доме?
3. Составление слов из букв в нарушенном порядке: пчота, зевзда, люкква, кинга, джодик, пшага.
4. Добавление пропущенных букв в слова и их запись: к.ига, .отинки, кА…даши, гло.ус, ри..нок, сме..на.
5.Самостоятельное переписывание слов с карточек.
Урок № 3.
- Самостоятельное письмо. Запись названий предметных картинок. Каждому ученику даётся по 10 карточек.
- Самостоятельное письмо. Составление и запись предложений с использованием сюжетных картин. Каждому ученику по 2-3 сюжетных картины.
- Составление слов из слогов и запись их: ле, же, зо; чок, ба, ка; ком, та, на; ра, ще, пе; лёт, са, мо.
- Работа с доской: добавление пропущенных слогов в слова и их запись. Пример: __ поги, __рога,__газин, __дуга; соло__; моло__; раду__; чело__.
- Работа с карточками: вставь гласные буквы, спиши слова правильно.
Урок №4.
- Списывание с письменного текста.
- Списывание с печатного текста.
- Запись слов наоборот: воробей, столовая, дворник, крапива, болото, дождик, самолёт, природа.
- Письмо по памяти. Пример: Жил-был дедушка. У него был пёс Барбос и кот Васька. Васька ловил мышей, а пёс сторожил дом.
В конце урока учитель-логопед может проверить у учеников технику чтения.
3. Заключительный этап диагностики.
Далее начинается обработка диагностических данных. Учитель-логопед в тетрадях обследования письма, на полях, отмечает ошибки и делает заключение о состоянии письма каждого отдельного ученика. Следующий этап работы состоит в умении учителя-логопеда сформировать группы детей для коррекционной работы по сходным нарушениям письма и чтения. Группы формируются по 5-6 человек, учитывая специфику работы и индивидуальные особенности учащихся по состоянию учебной деятельности. Коррекционная работа начинается с третьей недели сентября и продолжается весь учебный год. В конце года, как правило, в мае проводится заключительное обследование письма и чтения уже после коррекции и делаются соответствующие выводы о динамике на письме и в чтении. Такая диагностика может быть частично похожа на предыдущую, но с использованием других вариантов заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...
Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс
Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...
Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.
В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....
презентация на тему "Своевременное выявление и коррекция нарушений письма и чтения"
В данной презентации представленны причины возникновения дисграфии и дислексии, и их виды...
Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...