ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности  письма и чтения разного генеза (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostich._programma_3.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.

Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.


Диагностическая программа состоит из нескольких этапов.

 1. Пояснительная записка.

   Раскрывается проблема возможных нарушений  письма у учащихся 2-4 классов в теоретическом и практическом аспектах. Предлагается методика, система работы по эффективной диагностике нарушений письма и чтения в начальной школе с учётом современных требований к содержанию школьного обучения.

 Для учителей-логопедов школьных логопунктов.

 

 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

    Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности–учебной. Её качество будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте, т.е.:

  • общее физическое развитие ребёнка, состояние слуха, моторики, нервной системы;
  • овладение достаточным объёмом знаний и представлений об окружающем мире, пространстве и времени;
  • владение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять слоговой и звукобуквенный анализ слов;
  • развитие произвольного внимания, умения слушать речь, сосредотачиваться на задании и т.п.

       

Предварительно обследуя детей по предложенной методике,  обращается внимание логопеда на формирование показателей настоящей  учебной деятельности:  развитие мотивационной сферы, зрительно-пространственных ориентировок, состояние латералиты, двигательных функций, слухо-моторных координаций, слухового внимания, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи и звукопроизношения. Используется стандартная методика обследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

  Работа по предлагаемой  диагностической программе включает в себя практические упражнения и различные виды диагностических заданий, способствующих дифференцировке индивидуальных ошибок письма и чтения у каждого ученика.

 

ЦЕЛЬ  диагностики:  эффективная помощь учителям  при выявлении трудностей формирования грамотного письма и чтения у учащихся 2-4 классов.

ЗАДАЧИ диагностики: уточнение характера трудностей и степени отставания ученика в навыках письма и чтения.

 2.Организация процесса диагностики.  

Диагностика проводится в первые две недели сентября. Первоначально, учащиеся 2-4 классов пишут диагностический диктант (образец прилагается), в котором даются специально подобранные слова, фразы, предложения с наиболее часто встречающимися ошибками специфического характера. Это ошибки письма,  связанные с недоразвитием речевых процессов, особенностями  графо-моторной деятельности,   состоянием психических функций, отвечающих за формирование чтения.  Затем, после проверки учителем-логопедом этих письменных работ и выявления логопатов, проводится основной этап диагностики письма и чтения.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ.                      

Обследование проводится с использованием дидактических материалов И.Н. Садовниковой, Т. П. Бессоновой и О. Е. Грибовой.

  1. Состояние латералиты:
  • методика « рука- ухо- глаз»;
  • ориентировка на теле;
  • пробы Хэда;
  • ориентировка в пространстве;
  • пространственный праксис, буквенный гнозис и мнезис (на основе печатных и письменных букв): узнавание букв по названию, узнавание сходных печатных и письменных букв, узнавание и различение оптически сходных букв, узнавание зеркальных букв, поиск букв по элементу.

2. Состояние процесса ориентировки во времени:

  • рядоговорение (дни недели, части суток, времена года, месяцы);
  • лингвистические пробы;
  • понимание временных категорий глаголов.

3.  Состояние двигательной функции рук:

  • исследование динамического праксиса;
  • проба « кулак- ребро – ладонь»;
  • пальцевый праксис.
  1. Обследование устной речи:
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние звукопроизношения;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • состояние слоговой структуры слова;
  • состояние фонематических процессов (восприятие, представления, анализ и синтез слов);
  • исследование процесса чтения.
  1. Обследование письменной речи:
  • запись строчных букв под диктовку;
  • запись заглавных букв;
  • диктант слогов;
  • диктант слов различной слоговой структуры;
  • списывание слов и предложений с печатного текста;
  • то же с письменного текста;
  • составление и запись слов из деформированных слогов;
  • запись предложений с буквами, имеющими оптическое сходство;
  • самостоятельное письмо  (подписи к картинкам, составление и запись предложения по сюжетной картинке, запись рассказа по картинке);
  • слуховой диктант или письмо по памяти.    

Обследование письменной речи проводится в течение 4-х диагностических уроков.  

Урок №1.  

  1. Запись строчных букв по диктовку: гптрбвдзуицшщ;
  2. Запись заглавных букв под диктовку: ПБДТГКВФЗСЖШ.
  3. Запись слогов под диктовку: сва, клее, шач, щеп, цве, тащ, бед, тяп, бапо, дожу, зве, ижбо, саш, вздрю.
  4. Списывание слогов с доски: печ, дреб, клем, щво, истка, джоб, зевж, цшащ.
  5. Диктовка акустически деформированных слов, исправление их звучания и запись: палто, берюза, светок, вецер, пешера, шмешной, суска, щея, зызнь, щищу,пещка.
  6. Списывание с доски исправление деформированных слов: клучик, слюзы, сапля, гнюздо, шенок, апрел, крыля, жемля, котонок, утук.  
  7. Запись слов с позвучным произношением: стих, февраль, печенье, паркет, ствол, добро, семья, ёрш, клюква.  

Урок № 2.

1.Акустический диктант слогов, выбор и запись лишнего слога: ба-ба-па, фе-ве-фе, до-до-то, за-са-за, же-ше-же, ча-ча-са, че-ше-че, ща-ча-ща.

2. Выбор и запись необходимого слова в контексте предложения: В руке у мальчика воздушный жар или шар? Хозяйка сварила суп или зуб? Собака грызла кость или гость? Я люблю пить томатный сок или шок? После дождя на улице большие луши или лужи? Я живу в этом томе или доме?    

3. Составление слов из букв в нарушенном порядке: пчота, зевзда, люкква, кинга, джодик, пшага.

4. Добавление пропущенных букв в слова и их запись: к.ига, .отинки, кА…даши, гло.ус, ри..нок, сме..на.

5.Самостоятельное переписывание слов с карточек.

Урок № 3.

  1. Самостоятельное письмо. Запись названий предметных картинок. Каждому ученику даётся по 10 карточек.
  2. Самостоятельное письмо. Составление и запись предложений с использованием сюжетных картин. Каждому ученику по 2-3 сюжетных картины.
  3. Составление слов из слогов и запись их: ле, же, зо; чок, ба, ка; ком, та, на; ра, ще, пе; лёт, са,  мо.
  4. Работа с доской: добавление пропущенных слогов в слова и их запись.  Пример: __ поги, __рога,__газин, __дуга; соло__; моло__; раду__; чело__.
  5. Работа с карточками: вставь гласные буквы, спиши слова правильно.  

Урок №4.  

  1. Списывание с письменного текста.
  2. Списывание с печатного текста.
  3. Запись слов наоборот: воробей, столовая, дворник, крапива, болото, дождик, самолёт, природа.
  4. Письмо по памяти.  Пример: Жил-был дедушка. У него был пёс Барбос и кот Васька. Васька ловил мышей, а пёс сторожил дом.  

В конце урока учитель-логопед может проверить у учеников технику чтения.

3.  Заключительный этап диагностики.

   Далее начинается обработка диагностических данных. Учитель-логопед в тетрадях обследования письма, на полях, отмечает ошибки и делает заключение о состоянии письма каждого отдельного ученика. Следующий этап  работы состоит в умении учителя-логопеда сформировать группы детей для коррекционной работы по сходным нарушениям письма и чтения.  Группы формируются по 5-6 человек, учитывая специфику работы и индивидуальные особенности учащихся по состоянию учебной деятельности.  Коррекционная работа начинается с третьей недели сентября и продолжается весь учебный год. В конце года, как правило, в мае проводится заключительное  обследование письма и чтения уже после коррекции и делаются соответствующие выводы о динамике на письме и в чтении. Такая диагностика  может быть частично похожа на предыдущую, но с использованием других вариантов заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс

Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....

презентация на тему "Своевременное выявление и коррекция нарушений письма и чтения"

В данной презентации представленны причины возникновения дисграфии и дислексии, и их виды...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...