План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
статья (4 класс) по теме
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Эти навыки формируют внимание, восприятие, мышление, память.
Рост числа детей со школьными проблемами, непроходящими (нескорректированными) школьными трудностями на этапе окончания начальной школы неизбежно ставят два основных вопроса:
1) Можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы?
2) Как организовать комплексную помощь, выбрать наиболее эффективную форму организации этой работы?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»
Тема выступления: Трудности обучения письму и чтению.
Дата проведения собрания: 12.01.2010г. 1 класс
План - конспект родительского собрания.
1.Вступительное слово учителя.
2. Рекомендации психолога.
3. Рекомендации логопеда.
4. Рекомендации учителя.
5. Подведение итогов собрания.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи: ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности.
Форма проведения: круглый стол
Ход собрания.
1.Вступительное слово.
Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими трудностями обучению письму и чтению столкнулись ваши дети в период школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности? Берем эту проблему, так как обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Мы проведем необычное собрание, разделимся на группы. Я раздам Вам цветные карточки, на столах стоят флажки, Вы сейчас объединитесь в группы и сядете за тот стол, где стоит флажок цвета вашей карточки. Деление на группы неслучайно. При обследовании детей были выявлены их характерные особенности, затрудняющие обучение чтению и письму. Я их Вам не назову сейчас, а Вы их выявите в процессе групповой работы.
1 группа – леворукие дети
2 группа – гиперактивные
3 группа – медлительные
4 группа – без ярко выраженных особенностей.
На парте лежит лист бумаги, фломастер цвета соответствующей группе. В каждой группе, родители в течение 10 – 15 мин. должны определить трудности своих детей, почему они испытывают трудности обучению чтения и письму. Все свои предположения записывают на листе. Через 15 минут листы прикрепляются к доске. Дается время, чтобы родители прочитали и проанализировали свои ответы.
Лист первой группы.
1.Пишет медленно.
2.Пишет левой рукой.
3.Зеркальное изображение букв.
4.Неряшливый почерк.
5. Не видит строчку.
6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.
7. При чтении путает похожие буквы.
8. Медленно читает.
Лист второй группы.
1. Легко отвлекается на любую помеху.
2. Самостоятельно работать не может.
3. Очень подвижен.
4. С трудом удерживает внимание.
5. Дрыгает ногами, руками, крутится.
6. Очень разговорчив.
7. Отключается от выполнения задания.
8. Почерк неряшливый, много исправлений.
9. Не дописывает буквы.
10. При чтении теряет слова, строчку.
11. Хорошо работает 3 – 5 минут
Лист третьей группы.
1. Делает все очень медленно.
2. С трудом переходит от задания к заданию.
3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.
4. Пишет и читает очень медленно.
5. Небрежный почерк, буквы разной величины.
6. Может читать то медленно, то быстро.
7.Плохо пересказывает.
8. Не видит строку.
Лист четвертой группы.
1. Пропускает буквы при чтении и письме.
2. Под диктовку пишет с ошибками.
3. Путает похожие по написанию буквы.
4. Почерк неустойчивый.
5. Быстро устает.
6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.
- Что вы можете сказать, познакомившись с ответами других групп?
(Родители отмечают и выделяют на листах одинаковые трудности)
- А какие особенности есть только в вашей группе или наиболее ярко выраженные?
(родители выделяют группы: леворукие, медлительные, очень активные дети)
- Наверное вы догадались, по какому признаку вы объединились в рабочие группы. Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.
1 группа
Леворукие дети |
1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки. 2. При письме и рисовании свет должен падать справа. 3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму. 4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру. 5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. 6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры. 7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма. |
2 группа
Гипер активные дети. |
1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.. 2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. 3.старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором. 4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. 5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. 6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. 7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» 8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. |
3 группа
Медлительные дети |
1.Наберитесь терпения. Работа с медлитель ными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. 2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости. 3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки. 4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках. 5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность. 6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня. 7. Продленка - не для медлительных детей. Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку. Вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, - тогда ему будет легче и в школе. |
- В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.
2.Рекомендации психолога.
Что могут родители, если все же появились школьные трудности?
К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.
Первое — не рассматривайте их как личную траге дию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).
Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типич ны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдер жаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка...
Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой ра боты! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телеви зор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.
Никогда не торопитесь заставлять ребенка выпол нять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.
Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокой нее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.
Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!
Не считайте зазорным попросить учителя: спраши вать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неуда чи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хороши ми, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Возна граждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопар ка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.
Детям с трудностями в обучении необходим разме ренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а зна чит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше по ставьте будильник на полчаса раньше.
Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»
Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упре ками, а потом ребенок долго не может успокоиться
и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.
Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.
Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присут ствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоя тельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на сту ле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуве ренности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.
И еще одно, последнее напоминание: своевремен ность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.
Ваше искреннее желание помочь ребенку и со вместная работа обязательно принесут плоды!
Желаем вам успеха!
3. Рекомендации логопеда.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.
Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели),сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны
Наиболее типичны следующие ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
искажение слоговой структуры слов;
слишком медленный темп чтения;
нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у детей относятся:
замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
пропуски гласных;
пропуски согласных в их стечении;
слияние слов на письме;
раздельное написание частей одного слова;
пропуски, наращения или перестановки слогов;
орфографические ошибки.
В основе замен и смешений букв при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха .неправильное обозначение звука буквой.
В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа Перестановки букв связана только с недостаточностью звукового анализа., слухоречевой памяти, внимания.
Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.
Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.
Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.
Рекомендую вам регулярно выполнять с детьми несколько простых упражнений.
Трудности | Причина | Рекомендации | |||||||||||||||||||||||||
В письменных работах пропускает буквы | Слабая концентрация внимания | Упражнения. Ученику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: 1)аммадама реберерге ассамаса 2) еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор 3) ретабрерта норасотанна дебаруга каллихарра филлитадерра 4) груммопд Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным: 1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12 2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1 3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1. Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном.
|
4. Подведение итогов собрания
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...
План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».
Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,- дать характеристику основным трудностя...
Родительское собрание в 1 классе по теме "Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей"
Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.Родительское собрание.1 класс. Задачи:1. Дать родителям знания о психологических особенностях гиперактивных де...
Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
Ознакомление родительского коллектива с трудностями обучения письму и чтению на первом году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...
Родительский всеобуч в начальной школе «Подготовка дошкольников к обучению письму и чтению» (по ФГОС)
Знакомство родителейс с тем, как попытаться правильно подготовить детей (будущих первоклассников) к обучению письму и чтению в рамках ФГОС....
Родительское собрание по теме "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия"
Представлен план - конспект родительского собрания, в ходе которого логопед знакомит родителей с возможными трудностями при обучении письму и чтению, определяет перспективы совместной работы учителя и...