презентация на тему "Своевременное выявление и коррекция нарушений письма и чтения"
презентация к уроку по логопедии (1 класс)
В данной презентации представленны причины возникновения дисграфии и дислексии, и их виды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_seminara.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо . Дисграфия – (« графо»-пишу, « дис »- расстройство)
1877г – А.Куссмауль – нарушение письма и чтения как самостоятельная патология речевой деятельности 19в – Ф.Бфхман , Г.Вольф , Б.Энглер – нарушение письма и чтения признак общего слабоумия, наблюдается только у умственно отсталых детей 1905г – П.Морган – нарушение письма и чтения как самостоятельное нарушение, не связанное с умственной отсталостью. ФГОС НОО – учащиеся, относящиеся к категории детей с ТНР, имеющими различные формы дисграфии и дислексии при нормативном развитии устной речи Изучение проблемы расстройств письма и чтения
Дисграфия имеет тенденцию к росту:
Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: - соматическими заболеваниями; - наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. - несформированность высших психических функций.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Предпосылки дисграфии : 1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках. 3 . Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 4 . Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 6 . Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, з вуков [ Р ] , [ Л ] , [ Й ] ) 7. Несформированность : грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Виды дисграфии :
1. Акустическая форма дисграфии Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи . Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.
Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д.
2. Артикуляторно -акустическая форма дисграфии Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)
замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза 1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) « цвтыстятстле » вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: - пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); - добавление лишних слогов (« молототок ») - перестановка слогов (« мотолок »); 3. Несформированность деления слов на звуки: - пропуски гласных букв (« трктор » - «трактор») - вставка лишних букв (« стлол » – «стол»); - перестановка букв (« турба » – «труба»)
4. Оптическая дисграфия Связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. П роявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии : Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…
5. Аграмматическая дисграфия Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки : Аграмматическая дисграфия Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа ; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).
Д ислексия
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью ( нарушением ) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера .
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза); лексико-грамматического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза
- наследственная предрасположенность - наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный , натальный и постнатальный период. - органическое поражениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения - воздействие внутренних факторов (например, длительные соматические заболевания) - воздействие внешних факторов (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное влияние к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) Причины возникновения дислексии :
1) несформированность сенсомоторных операций ( зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2 ) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами , словами и предложениями в тексте на фонематическом, морфологическом и синтаксическом уровне; 3 ) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом), то есть понимание прочитанного. Механизмы дислексии :
Виды дислексии : - фонематическ ая - семантичес кая - аграмматическ ая - мнестическ ая - оптическ ая
Фонематическая дислексия Ф онематическая д ислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы , з вуко-буквенного анализа .
Первая форма - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно ( б - п, д - т, с - ш, ж - ш ) . Вторая форма - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. При этой форме наблюдаются побуквенное чтение, искажения звуко -слоговой структуры слова. Фонематическую дислексию можно разделить на две формы:
Семантическая дислексия ( греч . semantikos - смысловой ) – дислексия , проявля ет ся в нарушени и понимания прочитанных слов , предложений , текста при технически правильном чтении .
трудностями звуко -слогового синтеза (соединение слогов ) - недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения . Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами:
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении). взаимная связь и
- в аграмматизмах при чтении преимущественно морфологических и морфосинтаксических - в нарушении согласования, управления. Аграмматическая дислексия п роявляется :
Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой . Мнестическая дислексия обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами ( Л - Д, 3 - В ), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве ( Т - Г, Ь - Р, Н - П - И ).
Оптическая дислексия делится на литеральную (нарушение при изолированном узнавании и различении буквы ) вербальную (нарушение проявляется при чтении слова).
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.
В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....
Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. ...
конспект "КОМПЛЕКСНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ."
Тема: Словарные слова....
Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы. Конспект занятия "Предложение"
Дать понятие ученикам о предложении....
Работа логопеда с учащимися начальной школы по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения
Данная презентация знакомит учителей с нарушениями устной и письменной речи обучающихся, влиянием этих нарушений на дальнейшее обучение....
Рекомендации родителям по коррекции нарушений письма и чтения.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи....