Коррекция нарушений речевого развития у обучающихся с церебральным параличом
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений речевого развития у обучающихся с церебральным параличом
(Тезисы)
Детский церебральный паралич - разнообразная патология, она порождает мнение о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи. Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга внутриутробного, в родах, а также в период новорождённости, т.е. когда основные структуры мозга ещё не созрели. Под термином ДЦП понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде.
Речевые нарушения у школьников с детским церебральным параличом.
В структуре дефекта у детей с ДЦП значимое место занимает расстройство речи с частотой около 70%. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлечённостью в патологический процесс различных мозговых структур.
Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией. Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также западают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития сочетается с различными формами дизартрии или алалии. У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжён, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдается содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре. Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме детского церебрального паралича. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астетической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь). Часто встречается смешанная дизартрия.
У детей с церебральными параличами имеется чрезвычайно лёгкая подавляемость возможности движения артикуляционной мускулатуры, так же как и мускулатуры кисти и пальцев, экстероцептивными раздражениями зрительными, слуховыми, тактильными, а также вестибулярными и собственно двигательными. Под влиянием раздражений повышается тонус артикуляционных мышц, и целенаправленное движение, если оно и было начато, становится невозможным.
Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого, а в тяжёлых случаях – к грубому недоразвитию речи. У всех этих детей наблюдается недостаточность кинестетического отдела речедвигательного анализатора. Слабость кинетического звена обусловливает своеобразную параксию мимико-артикуляционной мускулатуры, препятствующую развитию подражательных речевых движений.
Ранняя диагностика недостаточности слуха у детей с церебральными параличами имеет большое значение, так как своевременная коррекция этого дефекта позволяет избежать задержек речевого развития.
Целесообразно выделять следующие формы нарушений:
- Вторичная задержка речевого развития.
- Нарушение грамматического строя речи.
- Нарушение формирования связной речи.
- Все формы дисграфии и дислексии.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которое проявляется в рамках различных форм дизартрий.
- В более тяжёлых случаях развивается такое недоразвитие как алалия.
- Общее недоразвитие речи.
Отражение опыта работы с ребёнком с детским церебральным параличом
(образец)
Педагоги, работающие с данным ребёнком, в совокупности оказывали коррекционную помощь. Должна быть построена полная клиническая картина речевого расстройства с уточнением механизмов патогенеза, структуры дефекта, взаимосвязи речевых, психических и двигательных нарушений.
В заключении должно быть отражено:
- Состояние ориентировочно-исследовательских функций как предпосылок для последующего становления познавательной деятельности (развиваются с задержкой или соответствует возрасту);
- Соответствие уровня речевого развития его возрасту.
- Состояние орально-моторных функций.
Примерная картина состояния речи ребёнка (образец).
По поступление в первый класс ребёнок был общителен, легко и быстро устанавливал контакт. Внимание не концентрированное и не устойчивое, переключаемость затруднена. Уровень развития мелкой моторики рук снижен. Познавательная деятельность соответствует возрасту, Импрессивная речь соответствовала по возрасту. Экспрессивная речь не развитая, лексико-грамматическая сторона речи была сформирована не достаточно. Слоговая структура слова не сформирована. Темп речи замедленный. Фонематический слух не нарушен. Состояние артикуляционного аппарата в норме. Звукопроизношение в норме.
Заключение. Познавательная деятельность соответствует возрасту. Общее недоразвитие речи III уровня. Акустическая дисграфия.
Модифицированная программа индивидуальных коррекционно-развивающих логопедических занятий с присутствием в группе ребёнка с ОВЗ - «Коррекция устной и письменной речи учащихся первых - четвёртых классов». Для данного ребёнка был подготовлен маршрут индивидуальных заданий и упражнений. Большое внимание уделялось развитию конструктивного праксиса и тренировке памяти на пространственные представления. Проводилась работа по уточнению и расширению представлений о временах года, времени суток, их признаках и порядке следования, по определению на циферблате времени. Велась работа по формированию представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов, лексического запаса и грамматического строя речи. Развивалась связная речь ребёнка. Развивались и совершенствовались коммуникативные умения и навыки. Развивались память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
Проведение коррекционной работы по этой программе позволяет скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным материалом.
Вывод. Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Раннее лечение и коррекция один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. После занятий на коррекционно-логопедических занятий у ребёнка имеются значительные улучшения в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Оказана помощь в решении проблемы коммуникативного характера. Положительная динамика в развитии в развитии связной речи. В письменной речи ошибок орфографического и специфического характера стало значительно меньше. Мелкая моторика улучшилась, что положительно отразилось на каллиграфии. Ребёнок легко справляется с пересказом литературного произведения, составлением рассказа на заданную тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....
Коррекция нарушения речевых у детей посредством логоритмических игр и упражнений
Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку.Принимая во внимание, что при нарушении речи ча...
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии....
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии....
Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Преодоление нарушениий чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием
Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...
Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс
Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...