Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
статья
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Целью коррекционной работы учителя-дефектолога является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- повышение возможностей обучающихся в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого- педагогической коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Принципы коррекционной работы:
• Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
• Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
• Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
• Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
• Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
• Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
• Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Итак, целью моей работы является своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.
На основании заключения ПМПК , ППК на занятия с учителем-дефектологом зачисляются дети.
В течение учебного года проводится три этапа диагностики учащихся:
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Класс (учащиеся) | Всего обследовано |
Первичная: Групповая Индивидуальная (углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков | Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. | сентябрь сентябрь | 1а кл. – 8 чел. 2а кл. –8 чел. 2б кл. – 7 чел. 3а кл- 14 чел. 4а кл.-19 чел. 1а кл. – 5 чел. 2а кл. – 4 чел. 2б кл – 3 чел. 3а кл. – 4 чел. 4а кл- 3 чел.
| Групповая форма: 23 учащихся Индивидуальная форма: 19 учащихся |
Этапная (индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов | Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. | январь | Учащиеся, посещающие занятия | 19 учащихся |
Итоговая (индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций | Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося | май | Учащиеся, посещающие занятия | 19 учащихся |
Используемые диагностические методики
автор | название |
Забрамная С.Д. | «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г. |
Соколова Ю. | «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г. |
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго | «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г. |
ЗабрамнаяС.Д.,Боровик О.В. | «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах». |
Багданова Т.Г., Варламова О.И. | «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии». |
Стребелева Е.А. | «Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г. |
Диагностика осуществляется по следующим методикам:
1. Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов
2.Формирование пространственных представлений
-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
-развитие пространственного праксиса;
-развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнемических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
-регуляция простейших двигательных актов;
-формирования умения ориентировки в задании;
-формирование умения планирования этапов выполнения задания;
-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
-формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
6. Формирование навыка письма
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звуко-буквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма.
7. Формирование навыка чтения
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;
- обучение составлению предложений из слов;
обучение схематической записи слов, предложений.
8.Формирование элементарных математических представлений
- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
- состав числа; счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов.
Также, в рамках работы по данному направлению проводится, в обязательном порядке, работа с документацией (для ознакомления):
- медицинские карты;
- личные дела учащихся;
-беседа с родителями.
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления выявляются недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей - недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечается дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
В течение учебного года ведется коррекционно - развивающая работа по устранению имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
- формирование коммуникативной компетенции;
- совершенствование зрительного восприятия , памяти и внимания;
- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование словесно-логического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование математического анализа и синтеза.
На каждого ученика было оформляется дефектологическое представление и составляется характеристика.
Используемые коррекционно-развивающие программы:
автор | название |
Е.В. Языканова | «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» |
А.В. Белошистая | Программа «Математика и конструирование» для детей с задержкой психического развития» 2000г |
Л.В. Мищенкова | «36 занятий для будущих отличников», 2012г. |
Л.В. Мищенкова | «Развитие познавательных способностей», 2011г. |
А.В. Белошистая | «Математика и конструирование коррекционно – развивающего обучения» ,2004 г. |
В.В. Воронкова | «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», 2006 г. |
Т.В. Алышева | «Математика» |
В течение учебного года проводится коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных и групповых занятий .
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).
Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществляется более тщательный отбор содержания образования, используются адекватные методы и приёмы обучения.
Развивающие занятия для младших школьников представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе используется множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.
При проведении коррекционно – развивающих занятий используются разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий через усвоение программного материала и внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов...
« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)
Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...
Практическая деятельность младших школьников как мотивационный показатель успешности обучения и качества усвоения программного материала
Этот материал можно использовать как выступление на МО учителей начальных классов...
Мониторинг усвоения программного материала
Мониторинг усвоения программного материала...
Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)
В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии....
Индивидуальный план преодоления трудностей усвоения программного материала по математике
Индивидуальный план преодоления трудностей усвоения программного материала по математике...