Коррекция нарушения речевых у детей посредством логоритмических игр и упражнений
презентация к уроку
Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку.
Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача специалистов,работающих с детьми состоит в том,чтобы путем особых музыкально –ритмических упражнений,приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechevyh_narusheniy.pptx | 270.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Понятийный словарь
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ФФНР – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем . ОНР – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.
Вопросы работы с детьми с нарушением речи выделены в следующих нормативных документах: В законе РФ «Об образовании « от 10.07.1992г. № 3266 – 1 в редакции от 23.12.2003 № 186 – ФЗ определены права и социальная поддержка воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В приказе МО РФ от 22.08.98г. № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений», где изложены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, определена необходимость в организации работы с детьми в учете их возрастных и индивидуальных особенностях развития.
метод Э.Жака - Далькроза : при помощи сочетания ритма, музыки и движения решается задача «Воспитания ритма при помощи ритма». Ритмика по системе Э. Жака- Далькроза основана на принципе интереса и доступности; технология О.С. Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: исследования теоретических, методических и практических аспектов использования логоритмики в дошкольных учреждениях В.А. Гиляровского, Ю.А. Флоренской, В.А. Гринер , Н. А. Рычковой ;
1. Принцип развития – обуславливает одновременное осуществление, в процессе двигательной деятельности, умственное, нравственное, эстетическое и сенсорное воспитание детей с нарушениями речи. 2. Принцип всестороннего воздействия – обуславливает общее влияние на организм ребенка действий - ритмических и логоритмическиех средств, способствующих повышению общей тренированности организма, позволяющие совершенствовать общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создающие новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Принципы
4. Принцип комплексности – обуславливает связь логоритримических игр и упражнений с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности. 3. Э тиопатогенетический принцип- позволяет осуществлять дифференцированное построение музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений в зависимости от причины и патогенеза речевого нарушения.
Движение + речь Формирование целостного образа тела и пространственных представлений Развитие просодических компонентов речи Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного характера Формирование правильного речевого дыхания Развитие психических процессов В наблюдениях за поведением и развитием детей с нарушением речи была четко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности (Ю. Змановский,1978г.) Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку. Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача специалистов, работающих с детьми состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка (В. Гринер , 1958г.) Неотъемным звеном в комплексной системе коррекционной работы, направленной одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы ребенка является использование логоритмических игр и упражнений ( В.Гиляровский , Ю. Флоренская, В. Гринер , Н. Рычкова, Г.Волкова и др.)
Использования логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Разработка перспективных планов по использованию логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности. Преодоление речевых нарушений детей посредством логоритмических игр и упражнений во взаимодействии со специалистами. ЦЕЛЬ: Задачи:
Модель взаимодействия со специалистами Л огопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Учитель Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию речедвигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, разрабатывает рекомендации по развитию двигательной сферы детей. Включает логоритмические игры и упражнения в комплексы утренней гимнастики, в содержание занятий. Проводит диагностическое обследование детей, знакомится с рекомендациями специалистов. Составляет перспективные планы с учетом рекомендаций специалистов. Разрабатывает рекомендации и консультации Для воспитателей и родителей. Включает логоритмические игры и упражнения в содержание занятий, праздников, развлечений. Включают логоритмические игры и упражнения в утренние ритуалы приветствия, минутки здоровья, используют как физминутки на занятиях.
Структура перспективного плана Месяц: май 1 класс: старшая Общеразви-вающие упражнения Музыкально-ритмическое движение. Игры. Танцы. Пение. Распевки . Речевые упражнения (через попевки ) Слушание Ходьба (в больших и маленьких кругах, с препятствиями ) Перестроение в 4 круга Упражнение на равновесие «Цапля» Шаг с притопом, с продвиже-нием вперед. Игра с бубнами. Хоровод «Мы на луг ходили» Коммуника-тивный танец-игра «Танцуй как я» Муз. – дид . игра «Яблочко» «Песенка друзей», муз. А.Филиппен -ко Песенное творчество – импровизация «Птички» Д/и «Найди свой дом» Игр. упр-ие « Гремушечки – погрему-шечки » Коммуникативная танец - игра «Ворон» Игра «Кучера» «Танец» Э.Блага «Мотылек» М.Майкопара «Вечерняя сказка» А.Хачатурян
Методическим обеспечением перспективного плана стали разработанные мною: серия конспектов музыкальных занятий , развлечений, в которые включены логоритмические игры и упражнения; составлены картотеки логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста, распевок ; Для реализации плана во взаимодействии мною были разработаны и проведены: - консультации для педагогов по проблеме «Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей на занятиях и в совместной деятельности», «Использование элементов музыкотерапии в организации жизнедеятельности детей в течение дня»; - консультации для родителей по проблеме «Развитие общей моторики ребенка посредством использования логоритмических упражнений», «Музыка в жизни ребенка» . Методическое обеспечение плана
Игры и упражнения включенные в содержание плана, направлены на : - Развитие чувства ритма – музыкально – дидактические игры, логоритмические игры и упражнения, речевые игры с движениями («Тропинка», «Три медведя», «Музыкальная лесенка» и др.); - Развитие музыкальных сенсорных способностей – распевки , музыкально – дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, направленные на развитие метра, тембра, темпа, чистоты интонирования («Дирижер», «Курица и цыплята», «Музыкальные ступеньки» и др.; - Формировыание правильного физиологического дыхания («Одуванчик», «Сапожок», «Как пахнет цветок» и др.); - Развитие общей моторики – динамические игры и упражненя , направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций (« Дюймовочка », «Каблучок», «Этюды – пантомимы» и др.); - Развитие коммуникативных навыков – коммуникативные танцы – игры («Ворон», «Дождик», «Семейка» и др.).
Коррекционно - развивающая среда Музыкальное оборудование для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха (разнообразные музыкальные инструменты – свистульки, погремушки, трещетки, музыкальные палочки и др.) Музыкально-дидактические игры и пособия для развития общей моторики, физиологического дыхания (предметы на поддувание, «Нарисуй музыку», «Металлофончики», «Музыкальная шкатулка» и др. Фонограммы для развития тембрового, ритмического и фонематического слуха ( Звуки природы – морской прибой, шторм на море; Музыка леса и др.)
О ценка полученных результатов ДР - динамическая сторона речи (Обследования темпа, тембра, ритма, метра – Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; логопедическое обследование темпа, ритма, интонации – Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой ) ОМ – общая моторика (Обследование музыкального ритма, динамической отзывчивости Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста К.В. Тарасовой; л огопедическое обследование психомоторных функций (статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, пространственная организация движений - Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой ) Сасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...
Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы
На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...
«Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в ус
В классы с ЗПР приходят дети с множественными речевыми нарушениями. В статье описана система работы с таким контингентом учащихся....
Коррекция нарушений речевого развития у обучающихся с церебральным параличом
Статья по работе с обучающимися с ДЦП....
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....
консультация для родителей "Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр".
консультация для родителей"Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр"....