Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
презентация к уроку
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
автор название Забрамная С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г. Соколова Ю. «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г. Н.Я.Семаго, М.М. Семаго «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г. ЗабрамнаяС.Д.,Боровик О.В. «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах». Багданова Т.Г., Варламова О.И. «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии». Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г. Используемые диагностические методики
Диагностика осуществляется по следующим методикам : Сенсомоторное развитие Формирование пространственных представлений Развитие мнемических процессов Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности Формирование навыка письма Формирование навыка чтения Формирование элементарных математических представлений
Назови имя, отчество, фамилию _________________________ Сколько тебе лет? _______________________________________________ Какого числа и месяца ты родился(ась) _____________________________ Есть у тебя братья, сёстры? Как их зовут? ___________________________ В какой школе ты учишься? _______________________________________ Как зовут директора вашей школы? _______________________________ В каком классе ты учишься? ______________________________________ Как зовут твоего учителя? __________________________________________ Как зовут твоего воспитателя? _______________________________________ Назови адрес школы(улица, номер дома) ___________________________ Как называется наш город? __________________________________________ Как называется наша страна? ________________________________________ Как называется столица нашей Родины? _______________________________ Как выглядит флаг России? __________________________________________ Кто является Президентом России? ___________________________________ Какие автобусы и троллейбусы проезжают мимо твоей школы ?___________ С кем ты дружишь в школе? ________________________________________ В какие игры ты играешь с друзьями? ________________________________ Расскажи как ты помогаешь учителю и воспитателю в школе Как ты провёл свой выходной день? ___________________________________ Примерный протокол дефектологического обследования обучающегося Ознакомительная беседа
Названия Сформированы Не сформированы Сформированы недостаточно Дикие животные Домашние животные Деревья Цветы Знания и представления об окружающем
Ягоды Грибы Овощи Фрукты
Временные представления характеристики Времена года Месяцы Дни недели Части суток Определение времени по часам Названия По порядку Вразбивку последовательность признаки Сформированность временных представлений
Задания Результат Ориентировка в собственном теле Ориентировка в теле напротив сидящего Ориентировка в пространстве Ориентировка на листе бумаги Задание выполнено правильно Задание выполнено с ошибками Задание выполнено с помощью взрослого Задание не выполнено Сформированность пространственных представлений
Понимание логико - грамматических конструкций Покажи ручку карандашом __________________________________________ положи карандаш справа (слева) от тетради ____________________________ положи карандаш в тетрадь, у (около) тетради __________________________ положи карандаш на (под) тетрадь ____________________________________ держи карандаш над тетрадью _______________________________________ положи карандаш перед тетрадью ____________________________________ положи ручку между тетрадью и карандашом __________________________ держи карандаш над головой (слева, справа, перед, сзади)
Задачи Ответы ребёнка Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой? Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Колю ударил Петя. Кто драчун? Логические задачки
Правильно ли я говорю? Если нет, исправь ошибку . За летом осень ________________________________________________________ Перед весной лето _____________________________________________________ Облако под землёй _____________________________________________________ Листья на деревьях _____________________________________________________ Над деревом трава ______________________________________________________ За мартом май _________________________________________________________ Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я __________________________________________________
Причинно - следственные отношения и последовательность « Назови причину». Почему так бывает? В чём причина? (например: лёд – он появляется, когда (потому что) очень холодно и замерзает вода) Наводнение __________________________ Двойка _______________________________________ Мама взяла зонт _________________________________ Листва облетает ______________________________________________
Пословицы и поговорки Объяснение ребёнка Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как аукнется, так и откликнется Уговор дороже денег Красна девица Каменное сердце Золотая голова Пословицы и поговорки
«Подбери». Подбери слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: Первый – Завтрак – Июль – Лето – Январь – 37 – Седьмой – Среда – Д – 1998 – Зима – День –
Обобщающая функция слова а) « Закончи предложение » . Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово. У дерева всегда есть … . (листья, цветы, плоды, корень) У сапога всегда есть … . (шнурки, подошва, молния, пряжка) У платья всегда есть … . (подол, карманы, рукава, пуговицы) У картины всегда есть … (художник, рама, подпись)
«Лишнее слово» (вербальный). Выдели лишнее слово или признак и объясни почему? Тарелка, чашка, стол, чайник _________________________________________ Берёза, осина, сосна, дуб ____________________________________________ У, О, И, Ф ________________________________________________Ручка , мел, пенал, кукла _____________________________________________ Вчера, сегодня, утром, послезавтра ___________________________________ Белка, волк, лиса, кошка _____________________________________________ Курица, сова, гусь, утка _____________________________________________
«Подбери общее понятие» . Назови одним словом следующие понятия и дополни ряд: Ботинок, сапог - ____________________________________________________ Стул, шкаф - ______________________________________________________ Огурец, капуста - ___________________________________________________ Чашка, тарелка - ___________________________________________________ Кошка, слон - ______________________________________________________ Яблоко, груша - ____________________________________________________
Школа – ученик Больница – Задача – решение Вопрос – Часы – время Градусник – Луг – трава Лес – Рабочий – город Крестьянин – Море – вода Небо – Художник – картина Писатель – Яд – заболевание Лекарство – Июль – лето Апрель – Охотник – ружьё Рыбак – День – обед Вечер – Дождь – сырость Жара – Дом – кирпич Слово – Хулиганство – наказание Подвиг – Простые аналогии (вербальные)
Сложные аналогии (вербальные) 1. Лошадь Корова __________________________ Жеребёнок Пастбище, рога, молоко, телёнок, бык 2. Тонкий Безобразный___________________________ Толстый Красивый, жирный, грязный, урод, весёлый 3.Свинец Пух _____________________________ Тяжёлый Трудный , перина, перья, лёгкий, куриный 4. Ложка Вилка_________________________ Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда 5. Яйцо Картофель_______________________ Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха 6. Коньки Лодка___________________ Зима Лёд, каток, весло, лето, река
Предметные аналогии
1. Опосредованное запоминание и его продуктивность Я называю слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово. Качество рисунка не имеет значение. (через 40-60 минут ребёнок подписывает под рисунками слова и словосочетания, которые вспомнил ) Слова : весёлый праздник, тяжёлая работа, вкусный ужин, болезнь, счастье, дружба, тёмная ночь, печаль, холодное утро, богатство.
2. Запоминание вербального материала Я назову 10 слов, слушай внимательно, когда я закончу, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке. Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд, огонь . Повтор слов сразу за педагогом Повтор слов через 40-60 минут
Итак, целью моей работы является своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий через усвоение программного материала и внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов...
« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)
Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...
Практическая деятельность младших школьников как мотивационный показатель успешности обучения и качества усвоения программного материала
Этот материал можно использовать как выступление на МО учителей начальных классов...
Мониторинг усвоения программного материала
Мониторинг усвоения программного материала...
Памятка для родителей: « Усвоение программного материала в условиях дистанционного обучения» ( для учащихся начальной школы)
В статье представлены коротко основные психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности при условии дистанционного обучения и характер их проявления.Рекомендации даны родителям у...
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии.
Диагностика ЗУН обучающихся – своевременное выявление трудностей в усвоении программного материала и коррекция нарушений в развитии....
Индивидуальный план преодоления трудностей усвоения программного материала по математике
Индивидуальный план преодоления трудностей усвоения программного материала по математике...