Программа интегрированных занятий "РОСТ"
рабочая программа по логопедии на тему
Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога и учителя-логопеда. Задачи Программы: 1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми. 2. Снижение психо-эмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_integrirovannyh_zanyatiy_rost_1.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городской округ г. Выкса
Принята: педагогическим советом МБОУ СОШ №9 Протокол №______от________ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №9 _______________ А.В. Уханов Приказ №____ от_________ |
Программа
интегрированных занятий
«Рост»
для обучающихся 2 - 3 классов
Авторы программы
Ганина К.Н.,
педагог-психолог
Копейкина А.Г.
учитель-логопед
2014 год
Пояснительная записка
Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка.
Выделяют следующие особенности развития психических функцийу младших школьников с нарушением речи.
1.Особенности памяти:
- ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;
- недостаточный уровень развития произвольной памяти;
- наглядная память преобладает над словесной.
2. Особенности внимания:
- низкая концентрация;
- слабая помехоустойчивость;
3.Особенности мышления:
- недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;
- недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.
Данная группа детей в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.В связи с этим, возникла необходимость создания Программы интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.
Цель Программы - развитие полноценной речевой деятельности обучающихся в совокупности с развитием высших психических функций, повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.
Задачи Программы:
1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми.
2. Снижение психо-эмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.
3. Повышение навыков адаптивных возможностей детей-логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния.
4. Обучение детей-логопатов грамоте посредством новейших технологий в области логопедии и психологии.
5. Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.
Этапы интегрированного занятия:
- вход, установление контакта, проверка мотивации;
- обсуждение плана совместной работы;
- разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
- основной этап;
- итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия, взаимная оценка и самооценка деятельности обучающимися.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности: зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и эмоциональной.Занятия проводятся в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе.Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности обучающихся.Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, коллективные, групповые.
Деятельность обучающихся оценивается с использованием символов. Обучающиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
На интегрированных занятиях используется игровой материал, арттерапия (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры), элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения и др.
Эффективность цикла занятий оценивается по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования обучающихся;по отзывам самих обучающихся, проявлению желания продолжать сотрудничать;по наблюдениям педагога-психолога и учителя-логопеда, учителей начальных классов.
Интегрированные занятия проводятся1 раз в неделю с обучающимися 2-3 классов, имеющими нарушения письменной речи с недостаточным развитием ВПФ. В таблице 1 представлено тематическое планирование цикла интегрированных занятий.
Образец конспекта занятия:
Цель: знакомство детей друг с другом, с правилами работы в группе.
Ход занятия:
- Вводное слово.
Ведущие рассказываю детям о том, как будут проходить занятия. Знакомят детей с правилами работы в группе.
- Игра «Снежный ком»
Дети встают в круг. Ведущие называют свои имена и передают мяч по кругу, каждый называет своё имя. Затем правила меняются: первый берет мяч и называет своё имя, второй уже называет имя предыдущего участника и своё, и так далее. Затем, желающие стараются назвать имена всех участников.
- Упражнение «Реклама имени»
Дети получают карточки с именем какого-либо участника. В течение 10 минут им необходимо сделать «рекламу имени», т.е. они должны написать на каждую букву предложенного имени что-то положительное о человеке, чьё имя они представляют.
Затем каждый зачитывает всё, что написал, а остальные ребята по первым буквам каждого слова узнать имя.
- Игра «Меняются местами те, кто…»
Ведущий предлагает встать тем, кто…
- любит бегать
- радуется хорошей погоде
- имеет младшую сестру и т.д.
После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированного курса
Программа интегрированного курса "Азбука здоровья" предметы окружающий мир и физическая культура....
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире" /авторы Кузьмина Т. Н., Ушакова О.В., Евграфова Н.В/
Цель данной программы - раскрытие творческой личности обучающегосяв коллективе в процессе разнообразных форм воспитательной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и поможет учит...
Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире..."
Данная программа рассчитана на 4 года воспитательной работы по всем направлениям с приложением материалов....
Программа интегрированного образовательного курса "В этом загадочном мире..."
Данная программа разработана на 4 года воспитательной работы с обучающимися начальных классов по всем направлениям с приложением материалов...
Программа интегрированного курса
Программа интегрированного курса "Основы здорового образа жизни"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Интегрированного курса технологии (труд и информатика), 4 класс
Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного...