Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш
план-конспект урока по логопедии (2, 3 класс) на тему
В конспектах представлен алгоритм работы по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Три конспекта по дифференциации С-Ш | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш
Занятие № 1.
Тема: Дифференциация С-Ш.
Цель: различение звуков С-Ш в слогах и словах.
Образовательные задачи:
- Расширять и уточнять лексический запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Уточнить артикуляцию звуков С-Ш. Научить детей различать на слух и по артикуляции. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
- Научить детей самоконтролю с помощью зеркала.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательная задача:
Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.
1. Организационный момент. (- Назовите первый звук в слове СОВЫ. Назовите первый звук в слове ШУТ. Дайте характеристику этим звукам.
2. Уточнение артикуляции звуков С, Ш перед зеркалом. Сравнительная характеристика.
ГУБЫ. При произнесении звука С губы слегка растянуты. При произнесении звука Ш губы округлены и слегка выпячены вперёд.
ЗУБЫ. При произнесении звуков С и Ш зубы стиснуты.
ЯЗЫК. При произнесении С язык упирается в нижние зубы. При произнесении Ш язык поднят в форме чашечки.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звуков С и Ш голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют «глухие звуки».
ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука С воздушная струя узкая и прохладная. При произнесении звука Ш воздушная струя широкая и тёплая.
- Произнесение звуков с опорой на движения кисти руки логопеда. Педагог повторяет, что при произнесении звука С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, поэтому кисть руки опущена вниз; а при произнесении звука Ш язык поднимается вверх, поэтому кисть руки поднята вверх. Таким образом, если кисть руки опущена вниз, то произносим звук С, а если кисть руки поднята вверх, то произносим звук Ш.
- Запись букв С, Ш с опорой на стрелки. Логопед чертит на доске стрелки, направленные вверх или вниз, а дети записывают буквы С или Ш.
Образец:
- Запись букв С, Ш по условным значкам. Педагог напоминает, что при произнесении звука С губы растягиваются в улыбке, поэтому условный значок для С – черта. При произнесении звука Ш губы округляются, поэтому условный значок для Ш – кружок.
Образец: - О О – О - - О
- Чтение слогов и звукосочетаний (дети следят за указкой, сопряжено проговаривая речевой материал).
А А А А
С О Ш О О С О
У У У Ш У
Ы Ы Ы Ы
И
- Физминутка. Проговаривание звуков, слогов и коротких слов с сопровождением движениями фонетической ритмики. (Используется речевой материал предыдущего и последующих заданий).
- Прочитайте слоги и звукосочетания парами.
СА – ША ША – СА АСА – АША АША - АСА
СО – ШО ШО – СО ОСО – ОШО АШО – АСО
СУ – ШУ ШУ – СУ УСУ – УШУ АШУ - АСУ
СИ – ШИ ШИ – СИ ИСИ – ИШИ АШИ - АСИ
СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ ЕСЕ – ЕШЕ АШЕ – АСЕ
Какими буквами отличаются эти пары?
- Подбор картинок на С и Ш (на наборном полотне или на магнитной доске под буквами). С – санки, автобус, сыр, коса, ананас, астра, колос. Ш – шапка, машина, шуба, кошка, камыш.
- Закончите слова, добавив слоги СА или ША, назовите получившееся слово:
ЛИ… (СА)
КА… (ША)
РО… (СА)
- Подведение итога занятия, рефлексия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они отличаются?
Занятие № 2.
Тема: Дифференциация С-Ш в словах и предложениях.
Цель: различение звуков С-Ш в словах и предложениях.
Образовательная задача:
Расширение и уточнение лексического запаса.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Учить различать звуки С-Ш в словах и предложениях.
- Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательная задача:
Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.
- развивать фонематический слух на восприятие и различение звуков С-Ш в словах и предложениях.
1. Оргмомент.
- Запомните и повторите: су-шу-су – я носки сушу.
2. Измените словосочетания по образцу:
я ношу – ты носишь
я прошу – ты просишь
я спешу – ты спешишь
я рисую – ты рисуешь
я сыплю – ты сыплешь
я сею – ты сеешь
- Звуко-буквенный анализ слова КАСКА, преобразование слов (КАСКА-КИСКА-МИСКА-МИШКА-МОШКА).
- Закончите предложения, подобрав слова по смыслу.
СОК – ШОК Маша пьёт грушевый сок. Соня ест вкусный батончик «Шок».
СУТКИ – ШУТКИ До Ромашково надо ехать сутки. К празднику дети придумали смешные шутки.
УШИ – УСЫ У слона большие … У дедушки пушистые …
МИШКА – МИСКА Кошке дали (миску) с супом. Сане подарили плюшевого …
КРЫША – КРЫСА Паша видел большую страшную … Саша ремонтирует старую …
БАШНЯ – БАСНЯ Маша выучила … (басню) наизусть. Наташа нарисовала Кремлёвскую … (башню).
КАШКА – КАСКА Мише дали вкусную … (кашку). Бабушка связала шерстяные …(носки).
- Физминутка. Проговаривание речевого материала предыдущего упражнения с сопровождением движениями фонетической ритмики.
- Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву С синим карандашом, а букву Ш – простым. Составьте предложения со словосочетаниями.
высокая путешествие
серая солнышко
интересное пастушок
пушистый кошка
ясное снег
весёлый башня
- Составьте и запишите предложения, подбирая к словам первого столбика по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы С и Ш.
Мыши спешит
Камыши шьёт
Соня шуршат
Старушка пасёт
Пастушок шумят
- Подведение итога занятия, рефлексия.
Занятие № 3.
Тема: Дифференциация С-Ш в связных текстах.
Цель: различение звуков С-Ш в связных текстах.
Образовательная задача:
Расширение и уточнение лексического запаса.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Учить различать звуки С-Ш в связных текстах.
- Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитательная задача:
Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.
- Оргмомент (- Назовите по одному слову со звуками С, Ш. Определите место этих звуков в слове. Назовите слог с этими звуками.)
- Работа с текстом. – Послушайте рассказ.
Бабушка сказала Саше и Даше, что в воскресенье они пойдут в театр смотреть сказку «Про Красную Шапочку». Надо встать пораньше, собраться, чтобы не опоздать на спектакль.
В воскресенье Саша встал рано, умылся, оделся, покушал. А Даша не спешила вставать, не съела кашу и ей пришлось одеваться быстро. Когда бабушка, Саша и Даша вышли из дома, Саша засмеялся: Даша свою шапку надела неправильно – шов оказался спереди, да и ботинки у Даши «поссорились». Бабушка и Саша сказали Даше: «Ты поспешила – и нас насмешила».
Логопед.
- Почему Даша так оделась? Вы запомнили пословицу? Может быть, и с вами случалось такое? Расскажите.
- Запись рассказа по памяти. Логопед даёт задание вспомнить и записать рассказ. Названием рассказа станет пословица.
- Подведение итога занятия, рефлексия.
Список литературы
- Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Москва, Просвещение, 1991.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва, «Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."
Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....
Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
Тестотерапия – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффренцированных движений, координации, тактильных ощущений , а так же ...
Конспект логопедического занятия для 3-4 классов "Дифференциация звуков В-Ф"
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ« ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (В) - (Ф)» Составила учитель-логопед 1 категории МОУ «сош №2 им. Героя Советск...
Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я.
Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений....
Конспект логопедического занятия для младших школьников "Речевая диагностика"
В процессе прохождения учебного материала учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осущ...
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса «Дифференциация звуков [Г]-[К].»
Цель: учить различать звуки [Г] - [К];Задачи:Образовательные: формировать умение выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики д...
Конспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"
Крнспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"...