Конспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Крнспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия у младших школьников.
Тема. Дифференциация Б – П в слогах и словах.
Цель. Формировать у младших школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в устном произношении и на письме.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- различать звуки [б – п] на слух и в произношении в слогах и словах;
- четко называть различия между парными звонкими и глухими согласными;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;
- закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
Коммуникативные УУД:
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
–слушать и понимать речь других;
Личностные:
- формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
Оборудование. Магнитофон, семена, предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, карточки с буквами Б и П, тетради, ручки, карандаши, зеркала, массажные мячи, песочница, мяч, цветок с лепестками.
Этап | Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
I Этап Мотивации к учебной деятельности. | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||
2 минуты |
Здравствуйте ребята! Логопед вывешивает на доску картинку с изображением улыбающегося Смайлика. - Ребята, определите настроение смайлика, поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я вам желаю сохранять хорошее настроение. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы! | Определяют настроение смайлика. Выполняют психогимнастику. | Регулятивные УУД: - формирование основ самоконтроля; Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | |||||
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания звукобуквенном и слоговом анализе. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
7 мин |
- помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой 2.Упражнения для мелкой моторики рук. «Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 3. Упражнения для артикуляционной моторики. Возьмите в руки зеркала. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика. -Расческа. -Часики. -Качели. -Лошадка. -Индюк. | Выполняют массаж ладошек и пальцев рук. Выполняют упражнение. Выполняют артикуляционную гимнастику. | Регулятивные УУД: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные УУД: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | |||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | 4.Отгадывание загадок. А сейчас послушайте и отгадайте загадки. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (бабочка) Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посередине спинка, А на ней щетинка. (поросенок) - Выделите первые звуки в этих словах. Подумайте и скажите, какие звуки мы будем сегодня различать? Правильно, сегодня мы с вами будем учиться различать [П, П’, Б, Б’]. | Отгадывают загадки, выделяют первый звук в отгадках и формулируют тему занятия. | Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. Коммуникативные УУД: -формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану; | |||||
IV. Этап Построение проекта, выхода из затруднения | -выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
7 мин |
- Ребята произнесите [Б-П]. Скажите, что общего в произнесении этих звуков? ( Произносим губами, губы смыкаются). Эти звуки гласные или согласные? А теперь скажите, чем различается произнесение этих звуков? ( [Б] - произносим с голосом, [П] - произносим без голоса) [Б] произносится с голосом. А [П] произносится без голоса. Давайте проверим, положите руку на горлышко. Произносим поочередно звуки. Если горло вибрирует, то звук звонкий, если нет то глухой. Делаем вывод. [Б] произносится с голосом, значит он - звонкий. А [П] произносится без голоса, он - глухой. Какая же есть мягкая пара у этих звуков? 2. Работа с буквой. - А какой буквой мы обозначаем [П, П’]- буквой П. [Б, Б’] - буквой Б. - Нарисуйте эти буквы в воздухе, на ладошке у себя. - Выложите буквы из семян (цветных палочек) | Произносят звуки, сравнивают их, относят их к определенной группе, делают вывод. Рисуют буквы в воздухе, на ладошке, выкладывают из семян. | Познавательные УУД: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. | |||||
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
2 мин | 1. Заводим моторчик грузовика. 2. Релаксационное упражнение «Цветок просыпается» | Выполняют физ.минутку. | Регулятивные УУД: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | |||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | 1. Упражнение «Песочный дождик». Ребята, давайте поздороваемся с песком! Положите ручки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали. 2. Игра «Эхо». -Ребята, посмотрите, к нам пришел Миша из мультфильма, он кричит Маше слоги с нашими звуками, а она не слышит. Давайте мы будем слоги отражать эхом, которые произнесет Миша. Ба — па, па — ба, ба — па — ба, па — ба — па, ба — па — ба, Па — ба — ба — па, бо — по — по — бо. | Дети повторяют за учителем слоговые цепочки с разными согласными, громко и четко. | Познавательные УУД: -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Регулятивные УУД: -выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные УУД: -контролировать действия партнера; | |||||
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
4 минут | 1. Игра «Назови звук». А сейчас нужно определить какой звук в слове Б или П, каково его место по счету. 2. Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Бабушка". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Бабушка - Дабушка - кабушка - бабушка - батушка - татушка" и т.д. Вначале слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Давайте попрощаемся с песком: В ладошки наши посмотри- Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам поумнеть помог! | Делают в песке небольшие лунки для мячика. Подталкивают мячик в лунку, называют слово, выделяют звук и говорят какой он по счету в слове. | Познавательные УУД: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | |||||
VIII. Этап Включения в систему знаний и повторения. | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | 1. Вставь пропущенные буквы. Открываем тетради записываем число. Нам нужно вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово по образцу. Рассуждай по образцу: в слове «сугроб» пишу букву б, потому что проверочное слово «сугробы», где после Б стоит гласная буква Ы. ду... — дубы, гри... — ..., скри..., сугро..., зу..., су… Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: | Самостоятельно вставляют нужную букву и подбирают проверочное слово по образцу, выполняют задание в тетрадях и у доски. | Познавательные УУД: -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Регулятивные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||||
IX. Подведение итогов. Этап рефлексии. | 4 мин | Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? А сейчас давайте оценим свою работу! Выберите лепесточек такого цвета, который соответствует вашему настроению! А цветочек мы подарим нашему смайлику Молодцы, вы хорошо поработали! | Отвечают на вопросы, выбирают лепесточек, цвет которого соответствует их настроению. | Регулятивные УУД: -оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."
Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш
В конспектах представлен алгоритм работы по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связном тексте....
Конспект логопедического занятия для младших школьников "Речевая диагностика"
В процессе прохождения учебного материала учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осущ...
Конспект логопедического занятия :Дифференциация согласных звуков [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.
Логопедическое занятие на различение согласных звуков....
Логопедическое занятие для младших школьников 2-3 класса Тема: «Слова –предметы и слова-признаки»
Логпедическое занятие для младших школьников с ОВЗ предназначено для усвоения программного материала по русскому языку в соответсвии с Адаптированной Основной Образовательной Программой для учащ...