Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется с группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников.
Цель программы: организация коррекционно – развивающей работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.
Задачи:1.Развивать фонематическое восприятие;
2.Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные
и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текса;
5. Определить положения звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Загадки звуков, букв, слогов» с учащимися первых классов.
Кордюкова Любовь Владимировна
Учитель- логопед МАОУ СОШ №2
Г.Покачи
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется с группой учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников.
Программа педагогически целесообразна, так как внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят и направлена на обеспечение индивидуальных потребностей учащихся,
Данная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ, законодательными нормативными документами;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;
- Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.);
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, поступающих в первые классы. В 2011 – 2012 уч . г. составило 23 учащихся.,2012 – 2013уч.г. -24 ребенка, 2013 – 2014 уч.г. – 31 человек, 2014 – 2015 уч. г- .35 детей. Причин такого роста много: острая нехватка специалистов – логопедов в дошкольных учреждениях, недостаточное количество мест для детей в ДОУ, другими словами, не все дети охватываются дошкольным образованием; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей и т. д.
В школы хлынули потоки детей с общим недоразвитием речи различных уровней недоразвития речи, который должен был скорректирован в дошкольном возрасте, вследствие чего, методической литературы по данной проблеме крайне мало. Другая проблема у уже существующих методических материалов то, что педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.
Таким образом из выше перечисленного, следует, что проблема остается до сих пор актуальной. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение проблемы.
В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.
Для создания новой программы были проанализированы:
- Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль «Академия развития» 2006г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
- Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Показатели речевого развития шестилетних детей в норме
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
- звукопроизношение полностью соответствует норме;
- сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
- ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
- практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
- ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
- ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родо-видовых от-. ношений;
- у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формами звукового анализа;
- первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.
Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии речи данной категории детей создана дополнительная логопедическая программа для внеурочной деятельности.
Настоящая программа предназначена для внеурочной работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Период коррекции составляет 34 часа. ( 1 раз в неделю)
Цель программы: организация коррекционно – развивающей работы в с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.
Задачи: 1.Развивать фонематическое восприятие;
2.Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные
и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текса;
5. Определить положения звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у ребенка общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта .
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
• принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
• системно-деятельностный подход;
• дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка);
• принцип доступности (соответствует возрастным особенностям);
• практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
• комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.
Курс внеурочной деятельности логопедической коррекции рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет 68ч.(1раз в неделю) . Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей ребенка.
Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 45 минут.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Все типы занятий делятся на коррекционно - обучающие, закрепляющие, комбинированные.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – к условиям педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя – логопеда – организация деятельности с учетом само менеджмента.
В результате изучения логопедического курса учащиеся с нарушениями речи получают возможность формирования
Метапредметный результат логопедического курса:
• Своевременно предупредить вторичные нарушения, вызванные недостатками психофизического развития;
оказать помощь учащимся с различными проблемами в речевом развитии, в функционировании отдельных анализаторов, артикуляторно – двигательного аппарата, снижением активности познавательной деятельности и дефицитарностью школьно – значимых психических функций..
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей следующих универсальных учебных действий:
Планируемые личностные результаты. Учащийся будет или сможет:
• положительно относиться к логопедическим занятиям, понимая их необходимостьдля того, чтобы быть успешным в учебной деятельности;
• ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на основе их анализа, проводимого с помощью логопеда;
• создать основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни;
• Умения регулировать и планировать деятельность во времени, учебных действий.
Планируемые регулятивные результаты. Учащийся будет или сможет:
• формулировать и удерживать поставленную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сотрудничать с учителем и другими учениками;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать установленные правила в контроле способа решения;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
• проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством логопеда
• выделять и формулировать то, сто усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
• устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
• адекватно воспринимать оценку и предложения педагога, других людей, родителей.
Планируемые познавательные результаты. Учащийся будет или сможет:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приемы решения задач;
• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
• ставить , формулировать и решать проблемы;
• использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
• анализ, синтез, сравнение;
• классификация по заданным критериям, установление аналогий;
• установление причинно – следственных связей;
• построение рассуждения, обобщение.
Планируемые коммуникативные результаты. Учащийся будет или сможет:
• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• самостоятельно или с помощью логопеда формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
• строить понятные для партнера высказывания;
• строить монологические высказывания;
• вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника ;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;- оказывать помощь в сотрудничестве.
При реализации программы предупреждения нарушений устной и письменной речи:
• у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
• ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учатся видеть, слышать, рассуждать);
• у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
• у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Ожидаемый результат:
- Владеет правильным произношением звуков;
- Умеет перерабатывать информацию: делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
- Умеет представлять информацию в виде небольшого пересказа текста
- Умеет работать по образцу; по способу, предложенному взрослым;
- Знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.
- Имеет первоначальные навыки работы в группе: умение слышать друг друга, слушать с пониманием (задавать вопросы на понимание), вступать в диалог, договариваться
- Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит
- Высказывает свои мысли (предложение-текст), вступает в беседу
- Договаривается о правилах общения; учится выполнять роли в группе
- Умеет разграничивать знание \ незнании (умею \ не умею)
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
- Сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого.
- Оценивает правильность результата действия по заданному образцу
- Проверить наличие этих представлений и способностей можно с помощью наблюдений, беседы, диагностики, сравнивая их с показателями предыдущих проведенных исследований.
Виды занятий: •упражнения; •игры; •урок-экскурсия •урок-беседа •викторины Использование различных форм и методов позволяет сделать проработку и закрепление материала учащимися более глубоким.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе);
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Календарно - тематическое планирование с группой учащихся 1 класса,
имеющих фонетико - фонематическое недоразвитие речи.
№ п/п | Тема и содержание коррекционной работы | Кол-во час | Элементы содержания урока | Отрабатываемые навыки | Коррекция общего развития | Дата проведения | ИКТ |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
I триместр- 12ч. | |||||||
1. | Обследование | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Обследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия ( слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. | 01.09.11- 15.09.11г. | ЦОР | |||
2. | Органы речи. Неречевые и речевые звуки. Образование звуков речи | 3 | Знакомство с речевым аппаратом и органами артикуляции | Отработка навыков правильной артикуляции звуков речи | Развитие слухового и зрительного внимания Игра: «Что изменилось? ( внимание) | Презентация | |
3. | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. | 2 | Звук и буква. | Уметь ориентироваться в пространстве, понимать различия между звуком и буквой | Развитие зрительно – пространственного восприятия. Игра: «Что напутал художник?» | ||
4. | Звукобуквенный анализ и синтез слов | 2 | Звуковой анализ слова. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: «слева - направо», «справа – налево. | Уметь анализировать количество звуков в слове | Развитие вербальной памяти. Игра: «Кто больше слов запомнит» | презентация | |
5. | Выделение первого звука в слове. | 2 | Звуковой анализ слова. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: «перед», «между», «за». | Уметь интонационно выделять первый звук в слове. | Развитие зрительно – пространственного восприятия:. Игра «Отгадай кто спрятался» | тренажер | |
6. | Определение количества и места звуков в слове. | 2 | Определять количество и место звуков в слове. | Уметь соотносить количество и место звуков в слове. | Развитие воображения, распределение внимания. Игра: «Путешествие в лабиринт» | Интерактивное пособие | |
II триместр -11 ч. | |||||||
7. | Соотношение между буквами и звуками в слове. | 2 | Звук и буква. | Уметь характеризовать звук ( по акустическим признакам ) | Игра: «Узнай букву» (развитие буквенного гнозиса ) | Интерактивное пособие | |
8. | Буква - смыслоразличитель | 2 | Звукобуквенный анализ. | Уметь различать звуки на слух | «Повтори ритм за мной» Развитие ритма | Интерактивное пособие | |
9. | Контрольные задания и тесты. | 1 | Практические задания | «Верно - неверно» |
|
| |
10. | Слоговой анализ и синтез слов. | 2 | Определение слогов в слове. Фонематический анализ слогов - слияний | Уметь составлять слова из отдельных слогов. | Развитие слухового и зрительного внимания Игра: Кто скрывается за…) | презентация | |
12. | Выделение первого слога в слове. | 2 | Звуковой анализ слов. | Уметь ориентироваться в пространстве. Уметь интонационно выделять первый слог в слове. | Развитие зрительно – пространственного восприятия. Игра: «Волшебный мешочек» | презентация | |
III триместр- 12ч. | |||||||
13. | Слогообразующая роль гласных звуков | 2 | Звуковой анализ слов. | Различать гласные звуки в слогах. Уметь определять количество слогов в слове | Развитие фонематического слуха. Игра с мячом. | ЦОР | |
14. | Составление слов из слогов | 2 | Составление слов из слогов | Уметь составлять и делить слова на слоги | Развитие фонематического слуха. Игра: «Собери из слогов слова» | Логопедическая программа | |
15. | Деление слов на слоги | 2 | Графическое изображение слогового состава слова. | Уметь составлять слова из отдельных слогов. Накопление в памяти слоговых образов. | Развитие фонематического слуха. Игра с мячом | Игры для тигра | |
16. | Контрольные задания и тесты | 1 | Практические задания | «Верно - неверно» | |||
17. | Место ударения в слове. | 2 | Ударение. Отработка орфоэпических норм. | Уметь воспроизводить ритмический рисунок слова, отхлопывая или отстукивая его. | Работа над ритмом , темпом произношения слов. «Повтори ритм за мной» | презентация | |
18. | Смыслоразличительная роль ударения. | 2 | Использование слов – омографов. | Соотнесение ритмического рисунка со структурой слова. | Работа над ритмом , темпом произношения слов .«Повтори ритм за мной» | Презентация | |
19. | Контрольные задания и тесты | 1. | Практические задания | «Верно - неверно» |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
3. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
4. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
5. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.65
6. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Для ученика
- Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
2. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
- Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
- Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса по чтению «Почитай-ка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности для учащихся 2 классапо чтению «Почитай-ка»...
Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Умники и умницы»
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллект...
Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Волшебная кисточка" составлена по общекультурному направлению в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Литера" (духовно- нравственное направление) составлена в соответствии Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Читаем,решаем,живём»
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса ««Читаем,решаем,живём» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...