Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

    Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется с  группой  учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей  школьников.

            Цель программы: организация коррекционно – развивающей работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.

            Задачи:1.Развивать фонематическое восприятие;

                          2.Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

                          3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные

                              и  кинетические ощущения;

                           4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текса;

                           5. Определить положения звука по отношению к другим звукам;

                           6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Загадки звуков, букв, слогов» с учащимися первых классов.

Кордюкова Любовь Владимировна

Учитель- логопед МАОУ СОШ №2

Г.Покачи

Пояснительная записка

    Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется с  группой  учащихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей  школьников.

    Программа педагогически целесообразна, так как внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят и направлена на обеспечение индивидуальных потребностей учащихся,

      Данная программа  разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ, законодательными нормативными документами;

 - Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Типовым  положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;

- Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации  от 12.04.1995 г.);

- Инструктивным  письмом  Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации  работы логопедического пункта общеобразовательного  учреждения»;

      С каждым годом увеличивается поток детей с речевыми нарушениями, поступающих в первые классы. В   2011 – 2012 уч . г. составило 23 учащихся.,2012 – 2013уч.г. -24 ребенка,  2013 – 2014 уч.г. – 31 человек, 2014 – 2015 уч. г- .35 детей. Причин такого роста много: острая нехватка специалистов – логопедов в дошкольных учреждениях, недостаточное количество мест для детей в ДОУ, другими словами, не все дети охватываются дошкольным образованием; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей и т. д.

      В школы хлынули потоки детей с общим недоразвитием речи различных уровней недоразвития речи, который должен был скорректирован в дошкольном возрасте, вследствие чего, методической литературы по данной проблеме крайне мало. Другая проблема у уже существующих методических материалов то, что педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.

       Таким образом из выше перечисленного, следует, что проблема остается до сих пор актуальной. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение проблемы.

В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.

Для создания новой программы были проанализированы:

-  Козырева Л. М. Программно  – методические  материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль «Академия развития» 2006г.

-  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.

 - Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.

- Ястребова А.В. Коррекция нарушений  речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

 -  Ястребова А.В., Бессонова, Т.П.  Инструктивно-методическое письмо о  работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

 Показатели речевого развития шестилетних детей в норме

        К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:

  • звукопроизношение полностью соответствует норме;
  • сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
  • ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
  • практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
  • словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
  • ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
  • ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родо-видовых от-. ношений;
  • у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формами звукового анализа;
  • первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.

        Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в развитии речи данной категории детей создана дополнительная логопедическая программа для внеурочной деятельности.

   Настоящая программа предназначена для внеурочной работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Период коррекции составляет 34 часа. ( 1 раз в неделю)

            Цель программы: организация коррекционно – развивающей работы в с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.

            Задачи: 1.Развивать фонематическое восприятие;

                          2.Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

                            3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные

                              и  кинетические ощущения;

                             4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текса;

                           5. Определить положения звука по отношению к другим звукам;

                           6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом  формирования у ребенка общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

          Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями  развития и структурой речевого дефекта .

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы:

•        принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).

•        системно-деятельностный подход;

•        дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности  ребенка);

•        принцип доступности (соответствует возрастным особенностям);

•        практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);

•        комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

  Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс внеурочной деятельности логопедической  коррекции рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май). Составляет  68ч.(1раз в неделю) . Время коррекционной работы зависит от  характера и степени  выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по  коррекции  речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей ребенка.

      Занятия  проводятся 1  раза в неделю продолжительностью 45 минут.
     В основу методики занятий положен комплексно-тематический  метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы  на  психическую  защищённость  ребёнка,  его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Все типы занятий делятся на коррекционно - обучающие,  закрепляющие,  комбинированные.

     Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – к условиям педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя – логопеда – организация деятельности с учетом само менеджмента.

     В результате изучения логопедического курса учащиеся с нарушениями речи получают возможность формирования

    Метапредметный результат логопедического курса:

•   Своевременно предупредить вторичные нарушения, вызванные недостатками психофизического развития;

оказать помощь учащимся с различными проблемами в речевом развитии, в функционировании отдельных анализаторов, артикуляторно – двигательного аппарата, снижением активности познавательной деятельности и дефицитарностью школьно – значимых психических функций..

     В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей следующих универсальных учебных действий:

     Планируемые личностные результаты. Учащийся будет или сможет:

•         положительно относиться к логопедическим занятиям, понимая их необходимостьдля того, чтобы быть успешным в учебной деятельности;

•         ориентироваться на понимание  причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на основе их анализа, проводимого с помощью логопеда;

•        создать основу для  развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни;

•        Умения регулировать и планировать деятельность во времени, учебных действий.

      Планируемые регулятивные  результаты. Учащийся будет или сможет:

•        формулировать и удерживать поставленную задачу;

•        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

•        учиться сотрудничать с учителем и другими учениками;

•        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•         использовать речь для регуляции своего действия;

•        использовать установленные правила в контроле способа решения;

•        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

•          проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством логопеда

•         выделять и формулировать то, сто усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;

•        устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

•        адекватно воспринимать оценку и предложения педагога, других людей, родителей.

     Планируемые познавательные  результаты. Учащийся будет или сможет:

•        самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

•        использовать общие приемы решения задач;

•        контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

•        ставить , формулировать и решать проблемы;

•        использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

•        подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;

•        анализ, синтез, сравнение;

•        классификация по заданным критериям, установление аналогий;

•        установление причинно – следственных связей;

•        построение рассуждения, обобщение.

    Планируемые коммуникативные  результаты. Учащийся будет или сможет:

•        ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

•        проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•        самостоятельно или с помощью логопеда формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

•        строить понятные для партнера  высказывания;

•        строить монологические высказывания;

•        вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника ;

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;- оказывать помощь в сотрудничестве.

При реализации программы предупреждения нарушений устной и письменной речи:

•        у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;

•        ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учатся видеть, слышать, рассуждать);

•        у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;

•        у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ожидаемый результат:

  • Владеет правильным произношением звуков;
  • Умеет перерабатывать информацию: делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
  • Умеет представлять информацию в виде небольшого пересказа текста
  • Умеет работать по образцу; по способу, предложенному взрослым;
  • Знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.
  • Имеет первоначальные навыки работы в группе: умение слышать друг друга, слушать с пониманием (задавать вопросы на понимание), вступать в диалог, договариваться
  • Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит
  • Высказывает свои мысли (предложение-текст), вступает в беседу
  • Договаривается о правилах общения; учится выполнять роли в группе
  • Умеет разграничивать знание \ незнании (умею \ не умею)
  • Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
  • Сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого.
  • Оценивает правильность результата действия по заданному образцу
  • Проверить наличие этих представлений и способностей можно с помощью наблюдений, беседы, диагностики, сравнивая их с показателями предыдущих проведенных исследований.

Виды занятий: •упражнения; •игры; •урок-экскурсия •урок-беседа •викторины Использование различных форм и методов позволяет сделать проработку и закрепление материала учащимися более глубоким.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе);
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

Календарно - тематическое планирование с группой учащихся 1 класса,

 имеющих фонетико - фонематическое недоразвитие речи.

п/п

Тема и содержание коррекционной работы

Кол-во час

Элементы содержания урока

Отрабатываемые

навыки

Коррекция общего развития

Дата проведения

ИКТ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

I триместр- 12ч.

1.

Обследование

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Обследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия ( слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.

01.09.11-

15.09.11г.

ЦОР

2.

Органы речи. Неречевые и речевые звуки. Образование звуков речи

3

Знакомство с речевым аппаратом и

органами артикуляции

Отработка навыков правильной артикуляции звуков речи

Развитие слухового и зрительного внимания

Игра: «Что изменилось?

 ( внимание)

Презентация

3.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы.

2

Звук и буква.

Уметь ориентироваться в пространстве, понимать различия между звуком и буквой

Развитие зрительно – пространственного восприятия. Игра: «Что напутал художник?»

4.

 Звукобуквенный  анализ и синтез слов

2

Звуковой анализ слова.

Установление пространственных  отношений с помощью сравнения: «слева - направо», «справа – налево.

Уметь анализировать количество звуков в слове

Развитие вербальной памяти.

Игра: «Кто больше слов запомнит»

презентация

5.

Выделение первого звука в слове.

2

Звуковой анализ слова.

Установление пространственных  отношений с помощью сравнения: «перед», «между», «за».

Уметь интонационно выделять первый звук в слове.

Развитие зрительно – пространственного восприятия:. Игра «Отгадай кто спрятался»

тренажер

6.

Определение количества и места звуков в слове.

2

 Определять количество и место звуков в слове.

Уметь соотносить количество и место звуков в слове.

Развитие воображения, распределение внимания.

Игра: «Путешествие в лабиринт»

Интерактивное пособие

II триместр -11 ч.

7.

Соотношение между буквами и звуками в слове.

2

Звук и буква.

Уметь характеризовать звук ( по акустическим признакам )

Игра: «Узнай букву»

(развитие буквенного гнозиса )

Интерактивное пособие

8.

Буква - смыслоразличитель

2

Звукобуквенный анализ.

Уметь различать звуки на слух

«Повтори ритм за мной»

Развитие ритма

Интерактивное пособие

9.

Контрольные задания и тесты.          

1

Практические задания

«Верно - неверно»

       

     

10.

Слоговой анализ и синтез слов.

2

Определение слогов в слове.

Фонематический анализ слогов - слияний

Уметь составлять слова из отдельных слогов.

Развитие слухового и зрительного внимания

Игра: Кто скрывается за…)

презентация

12.

Выделение первого слога в слове.

2

Звуковой анализ слов.

Уметь ориентироваться в пространстве.

Уметь интонационно выделять первый слог в слове.

Развитие зрительно – пространственного восприятия. Игра: «Волшебный мешочек»

презентация

III триместр- 12ч.

13.

Слогообразующая роль гласных звуков

2

Звуковой анализ слов.

Различать гласные звуки в слогах.

Уметь определять количество слогов в слове

Развитие фонематического слуха. Игра с

мячом.

ЦОР

14.

Составление слов из слогов

2

Составление слов из слогов

Уметь составлять и делить слова на слоги

Развитие фонематического слуха.

Игра: «Собери из слогов слова»

Логопедическая программа

15.

Деление слов на слоги

2

Графическое изображение слогового состава слова.

Уметь составлять слова из отдельных слогов. Накопление в памяти слоговых образов.

Развитие фонематического слуха.

Игра с мячом

Игры для тигра

16.

Контрольные задания и тесты

1

Практические задания

«Верно - неверно»

17.

Место ударения в слове.

2

Ударение. Отработка орфоэпических норм.

Уметь воспроизводить ритмический рисунок слова, отхлопывая или отстукивая его.

Работа над ритмом , темпом произношения слов. «Повтори ритм за мной»

презентация

18.

Смыслоразличительная роль ударения.

2

Использование слов – омографов.

 Соотнесение ритмического рисунка со структурой слова.

Работа над ритмом , темпом произношения слов .«Повтори ритм за мной»

Презентация

19.

Контрольные задания и тесты

1.

Практические задания

«Верно - неверно»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

1.        Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

2.        Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

3. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.

4.        Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.

5.        Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.65

6.        Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

Для ученика

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.

2.  Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов», Ярославль, «Академия развития», 2006г.

  1. Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
  2.         Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.

Разработка  рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса по чтению «Почитай-ка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности для учащихся 2 классапо чтению «Почитай-ка»...

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Умники и умницы»

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллект...

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

Рабочая программа по  внеурочной деятельности кружка "Волшебная кисточка" составлена по общекультурному направлению  в соответствии с Федеральным законом  от  29 декабря ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Литера" (духовно- нравственное направление) составлена в соответствии Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Читаем,решаем,живём»

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса ««Читаем,решаем,живём» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...