РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса по чтению «Почитай-ка»
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 2 класса
по чтению «Почитай-ка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochitai-ka.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 2 класса
по чтению «Почитай-ка»
на 2015 - 2016 уч. года
Учитель: ____________ / Урусова М. А.
Москва, 2015
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по чтению «Почитай-ка» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС)
В качестве учебного материала для формирования второклассников-читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка и произведения УНТ. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям научится анализировать пролизведения УНТ, успешно учиться.
Программа рассчитана на 68 часов.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера,;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы , изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты.
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развивать эмоционально – чувственной сферы;
- обучать чтению – рассматриванию;
- формировать навык чтения
- учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Дата Проведения |
1 | Жанры произведений | 1 | Знакомство с жанрами произведений | |
2 | Мои помощники | 1 | Работа со справочниками, энциклопедиями | |
3 | Автор – художественный текст – читатель | 1 | Знакомство с авторскими произведениями | |
4 | Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки | 1 | Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях | |
5 | Устное народное творчество. История происхождения жанров | 1 | Из истории УНТ | |
6 | Структура жанра «считалка» | 1 | Находим отличительные признаки считалки | |
7 | Сочини свою считалку | 1 | Выполнение творческого проекта | |
8 | Структура жанра «потешка» | 1 | Находим отличительные признаки птешки | |
9 | Сочини свои потешки | 1 | Выполнение творческого проекта | |
10 | Структура жанра «загадка» | 1 | Находим отличительные признаки загадки | |
11 | Сочинение загадок | 1 | Выполнение творческого проекта | |
12 | КВН | 1 | Конкурсная программа с использованием загадок, скороговорок потешек | |
13 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | 1 | Прослушивание и сравнение сказок. Анализ содержания | |
14-15 | Рисуем и показываем сказку | 2 | Инсценировка сказки «Репка». | |
16 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | ||
17 | Смотрим мультфильм | 1 | Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма | |
18 19 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | 2 | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |
20 | Рисуем героев сказки | 3 | Рисование героев сказки. Анализ героев Инсценировка сказки | |
21 22 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 1 | Чтение сказок читающими детьми.. | |
23 | Сравнение сказки «Заяц – хваст» и Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки | |
23 25 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 1 | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | |
26 | Сказки про зайцев. | 1 | Викторина. | |
27 | Сочини и нарисуй сказку про зайцев | 1 | Выполнение творческого проекта | |
28 | Украинская народная сказка «Рукавичка». | 1 | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | |
29 | Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 | ||
30 | Сказка В.Сутеева «Под грибом» | 1 | ||
31 | Викторина «Теремок, теремок…» | 1 | Обобщение по сказкам | |
32-33 | Проект: «Сочини и нарисуй сказку про теремок» | 2 | Выполнение творческого проекта. Презентация проекта | |
34 | Чукотская сказка «Хвост». | 1 | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |
35 | Русская народная сказка «Три медведя». | 1 | Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок. | |
36 | Русская народная сказка «Вершки и корешки» | 1 | ||
37 38 | Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь»,Как медведь хвост потерял» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | 2 | Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина. | |
39 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | 1 | Чтение сказки. Работа над пересказом. | |
40 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | |
41 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | 1 | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |
42 | Игра: «Угадай сказку» | 1 | Игра -тест | |
43 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | |
45 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | 1 | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | |
46 | Сказки про зайца, лису и медведя. | 1 | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | |
47 | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | 1 | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | |
48 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | 1 | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | |
49 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | 1 | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | |
50 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | |
51 52 53 | Подготовка и проведение праздника «В гостях у сказки» | 2 | Литературный праздник | |
54 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | 1 | Чтение сказки. Работа над текстом. | |
55 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | 1 | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | |
56 57 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | 2 | Чтение и инсценирование сказки. | |
58- 60 | Русская сказка «Лиса и тетерев». Инсценирование | 2 | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | |
61 | Сказки про птиц. | 1 | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | |
62 | Моя любимая сказка о животных. | 1 | Чтение и пересказ любимых сказок. | |
63-65 | Подготовка и защита проектов: «В гостях у сказки» | 3 | Рисунки, поделки, презентации | |
66-68 | Подготовка и проведение викторины | 3 | Литературная викторина |
Использованная литература:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.
7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
8.http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/rabochaya_programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc
Используемый материал:
«Бабушка, внучка да курочка» (сказка)
Жили -были бабушка Даша, внучка Маша да курочка Ряба. Вместе жили, вместе ели-пили, вместе по воду ходили.
Бывало, бабушка по воду к речке идет, а ведра у нее брякают: бряк-бряк! Внучка по воду к речке идет, а ведерки у нее: бляк-бляк! Бляк-бляк! Курочка по воду к речке идет, а ведерки у нее: звяк-звяк! Звяк-звяк! Звяк-звяк.
Бабушка с речки идет, а вода у нее: кап-кап! Внучка с речки идет, а вода у нее: кап-кап кап-кап! Курочка с речки идет, а вода у нее: кап-кап, кап-кап, кап-кап!
Вот пошли они раз по воду. Впереди бабушка Даша, по середочке внучка Маша, а позади курочка Ряба. Ведерки на коромыслах качаются, скрипят коромысла, песню поют, а ведерки им поддакивают.
В ту пору висело на ветке яблочко. Заслушалось яблочко, загляделось яблочко, вытянуло веточку да и сорвалось с дерева. Покатилось яблочко по траве.
С травы на дорожку, по дорожке под горку. Подкатилось яблочко курочке под ножки - курочка упала, перевернулась.
Подкатилось внучке под ножки - внучка упала, перевернулась.
Подкатилось бабушке под ноги - бабушка упала, перевернулась. закряхтела, заохала.
А коромасла-то: скрип-скрип-скрип! А ведерки-то: бряк-бляк-звяк! То-то шуму, то-то звону, то-то скрипу!
Прибежал на шум, скрип, звон дедушка:
- Что случилось, что приключилось?
Курочка кудахчет:
- На меня ястреб налетел!
Внучка плачет:
- На меня волк наскочил!
Бабушка охает:
- На меня медведь насел!
А всего-то было одно яблочко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Занимательная математика».
Программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности учащихся «Школа общения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности учащихся«Школа общения» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся "Горжусь тобой, моя Россия!"
Программа кружка «Я горжусь тобой, Россия!» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и патриотиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся "Что?Где?Когда?"
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В. В Примерной основной образова...