Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
рабочая программа (4 класс) по теме

Агеева Лина Васильевна

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedy_2017_4kl.docx25.68 КБ
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_4_kl.docx29.04 КБ
Файл umniki_i_umnitsy_4_kl.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                         «Принято»

Директор школы                                                                                         педагогическим советом

_______А.А. Сидоренко                                                                      Пр.№ __ от  «___» ______2017г.

 «___»  ______2017г.                                                                      

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности «Краеведы»

для  4  класса,

учителя  Агеева Лина Васильевна

ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2017-2018   учебный год

Аннотация к рабочей программе

Название программы

по внеурочной деятельности «Краеведы»

Класс

4

Рабочая программа разработана на основе:

Программы "Дорогами Янтарного края" Калининградского областного центра экологии, краеведения  и туризма

Срок реализации

1 год

Количество часов (в году/в неделю)

1 час в неделю/ 34 часа в год

Составители

Агеева Л.В., Новикова О.С., Шефер Т.Н.

Цель и задачи

Цель:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся, через формирование целостного, неповторимого образа Калининградской области и сохранение исторической памяти

Основные задачи:

  • укрепление веры в Россию, укрепление чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;
  • совершенствование духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания учащихся;
  • формирование интернациональной социализации личности учащихся на основе культурно-исторических традиций и героических событий, происходивших на территории нашего края;
  • гармонизация межэтнических отношений детей и подростков, проживающих в Калининградской области;
  • развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях;
  • приобщение учащихся к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;
  • совершенствование организации, содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения, воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • освоение сведений о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины.

Программу обеспечивают

Литература:

  • ВОРОНИНА Л.А., ДАНИЛОВА Л.А. Калининградский зоопарк. - Калининград: Кн. изд-во, 1984. 
  • ЗНАКОМЬТЕСЬ, КАЛИНИНГРАД! -Калининград: Кн. изд-во, 1985
  • ВАУЛИНА В.Д. Наш край: Калининградская область: Пособие по краеведению для учащихся нач. классов общеобразоват. школ. - [2-е изд., доп.]. -Калининград: Кн. изд-во, 1988.
  • БИРКОВСКИЙ В.Г., ИСУПОВ B.C., ФАРУТИН И.А. история нашего края: Пособие для учащихся / Фот. Ю.В. Чернышёва. -Калининград: Кн. изд-во, 1990.
  • САД НЕОЖИДАННЫХ ВСТРЕЧ: / [Т.Г. Буруковская, Н.Г. Петрова, Г.В. Чибисова и др.; Худож. Д.М. Плаксин; Фот. Н.Ф. Маркова]. -Калининград: Кн. изд-во, 1985.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка « Краеведы» ориентированы на достижение  воспитательных результатов.

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города Калининграда, об основных занятиях и быте людей, о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ученик получит возможность:

 для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Содержание программы

Наш край в разные времена года. «Куршская коса»- 6ч

Калининград – Зеленоградск – п. Лесной;

Посещение музея «Национальный парк Куршская коса»;

Переезд по Куршской косе до дюны Мюллера;

Путешествие по дюне Мюллера;

«Янтарные россыпи – визитная карточка Калининградской области»-

 Посещение Музея янтаря «Знакомьтесь, наш музей!»

Ребятам откроется удивительный мир балтийского самоцвета. Они узнают историю создания единственного в России музея янтаря и познакомятся с его коллекцией.

На интерактивном занятии, соревнуясь командами, школьники соберут из отдельных фрагментов тематические картинки, и в завершение изготовят своими руками сувенир на память о посещении музея.

«Военно-морская слава России» г. Балтийск или Музей мирового океана-

Калининград – Балтийск – путевая информация: географическое положение Калининградской области, прошлое и настоящее янтарного края и многое другое…

Посещение музейного комплекса   г. Балтийска;                              

-экскурсия по  музею;

-посещение художественных выставок, выставок декоративно-прикладного искусства и народного творчества, находящихся в музее;

-обзорная экскурсия по городу с посещением церкви,

–осмотр  достопримечательностей:  памятник Петру Первому,  маяк, мемориалы Балтийска, прогулка по Русской набережной;

«Кенигсберг - город - крепость, Калининград – город – сад!» Историко-художественный музей- 4ч

«Быт и занятия древних пруссов» (интерактивное занятие с элементами ролевой игры

«Восточно-Прусская операция и штурм Кёнигсберга»

«Звучащая война» (интерактивное занятие, посвященное Великой Отечественной войне)

«По горячему следу» (экскурсия о Восточно-Прусской операции и игра-путешествие по залам музея)

«Калининградцы и космос» Экскурсия на корабль-музей Пацаев (Музей Мирового океана)-4ч

Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» - единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию.  Корабль обеспечивает связь с Международной космической станцией.

«Курорты нашего края»-6ч

. Калининград – г.  Зеленоградск – путевая информация;

 - обзорная экскурсия по городу с посещением исторического центра; фотографирование на память;

-  переезд до г. Пионерский -  путевая информация;

- Пионерский, порт, обзорная экскурсия по городу с посещением  музея «Рантава»; 

-  осмотр  достопримечательностей  -  море;

«Куршская коса - чудеса на песке»-6ч

экскурсия по орнитологической станции;

экскурсия в танцующий лес

пикник на берегу моря или залива

Тематическое планирование

№ занятия

Календарные сроки

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на тему

Виды деятельности

1

сентябрь

октябрь-

Край, в котором я живу!

Наш край в разные времена года

 «Куршская коса»

6

 Изучение культурного наследия и природного богатства нашего края экскурсия

2

3

ноябрь

«Янтарные россыпи – визитная карточка Калининградской области». Музей янтаря

4

экскурсия в Музей янтаря

4

декабрь

«Военно-морская слава России» г. Балтийск или Музей мирового океана

4

Посещение боевых кораблей – беседа с командиром корабля или его заместителем, встреча с военнослужащими срочной служб

5

февраль

«Кенигсберг - город - крепость, Калининград – город – сад!» Историко-художественный музей

4

Экскурсия в Историко-художественный музей

6

март

«Калининградцы и космос» Экскурсия на корабль-музей Пацаев (Музей Мирового океана)

4

научно-исследовательское судно «Космонавт Пацаев» - встреча с сотрудниками музея Мирового океана.
экскурсия

7

апрель

«Курорты нашего края» 

6

путешествие по городам курортам - Светлогорск, Отрадное – посещение музея Брахерта, Пионерск – знакомство с портом, городом – резиденцией российского Президента

8

май

«Куршская коса - чудеса на песке»

6

 Изучение культурного наследия и природного богатства нашего края экскурсия

34



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                         «Принято»

Директор школы                                                                                         педагогическим советом

_______А.А. Сидоренко                                                                      Пр.№ __ от  «___» ______2017г.

 «___»  ______2017г.                                                                      

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

для  4  класса,

учителя  Агеева Лина Васильевна

(ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2017-2018   учебный год

Пояснительная  записка

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

•  семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

•  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

•  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение   логическими   действиями   сравнения,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

•  понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

•  проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

•  понимание и правильное использование экономических терминов;

•  представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Учебно-тематическое планирование

Номер раздела

Название разделов

Количество часов

1

Что такое деньги и какими они бывают

16

2

Из чего складываются доходы в семье

4

3

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

10

Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Количество часов

1. Что такое деньги и какими они бывают (16 ч)

1

Как появились деньги

2

2

История монет

2

3

Представление творческих работ

2

4

Бумажные деньги

2

5

Безналичные деньги

2

6

Представление результатов исследований

2

7

Валюты

2

8

Викторина по теме «Деньги»

2

2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)

9

Откуда в семье берутся деньги

4

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч)

10

На что семьи тратят деньги

4

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (10 ч)

11

Как правильно планировать семейный бюджет

4

12

Итоговая работа

2

13

Обзорный урок. Рефлексия

2

14

Резервный урок

1

15

Резервный урок

1

Содержание программы

1. Что такое деньги и какими они бывают

Тема 1. Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

•  Объяснять выгоды обмена.

•  Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

•  Объяснять, почему драгоценные металлы  стали деньгами.

•  Описывать ситуации, в которых используются деньги.

•  Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

•  Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. 

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

•  Объяснять, почему появились монеты.

•  Описывать устройство монеты.

•  Приводить примеры первых монет.

•  Описывать старинные российские деньги.

•  Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•  Объяснять, почему появились бумажные деньги.

•  Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

•  Приводить примеры первых бумажных денег.

•  Описывать первые российские бумажные деньги.

•  Объяснять,  почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. 

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

•  Сравнивать виды денег.

•  Объяснять роль банков.

•  Объяснять условия вкладов и кредитов.

•  Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

•  Приводить примеры валют.

•  Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

•  Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

•  Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

•  Объяснять причины различий в заработной плате.

•  Объяснять, как связаны профессии и образование.

•  Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

•  Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

•  Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

•  Описывать направления расходов семьи.

•  Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

•  Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

•  Составлять собственный план расходов. 

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Формы  оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

•  письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

•  решение задач;

•  решение кроссворда и анаграммы;

•  мини-исследование;

•  графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

•  викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

•  проект.

Система  оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

Е. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

А

B

C

D

Е

F

G

Макси-

(5

(5

(5

(5

(5

(5

(5

мальное

Вид работы

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

коли-

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

чество

баллов

Тест, кроссворд,

V

5

анаграмма

Задача

V

V

5-10

Графическая работа

V

V

V

15

Кейс

V

V

V

V

V

20-25

Доклад, сообщение

V

V

V

V

20

Ролевая игра

V

V

V

V

V

15-20

Постер

V

V

V

V

20

Компьютерная презентация

V

V

V

V

20

Мини-исследование

V

V

V

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение

Литература:

1.  Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.  Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1.  Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3.  Портал «Профориентир»   «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.  Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

Оборудование

1.  Компьютер

2.  Проектор



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                         «Принято»

Директор школы                                                                                         педагогическим советом

_______А.А. Сидоренко                                                                      Пр.№ __ от  «___» ______2017г.

 «___»  ______2017г.                                                                      

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности «Умники и умницы»

для  4  класса,

учителя  Агеева Лина Васильевна

(ФИО учителя – составителя рабочей программы)

2017-2018   учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Развития познавательных способностей» О. А. Холодовой.

Курс  введен во внеурочную деятельность, учреждением в рамках физико-математического направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

В первом классе 33 часа (1 час в неделю)

Во втором классе 34 часа (1 час в неделю)

В третьем классе68 часов (2 часа в неделю)

В четвертом классе 68 часов (2 часа в неделю)

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Актуальность выбора определена следующими факторами:                                                                         В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации, необходимо уметь анализировать, сортировать информацию, аргументировать.                                                                                               Логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.  

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.   Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:                                                        

 - соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;                                                         - содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

 - определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;                            - в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

-  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

 - в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  используется учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 1 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 2 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 3 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.Холодова. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика/Рабочая тетрадь 4 класс, в 2-х частях.-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 2 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

О.А.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 4 класс + программа курса «РПС».-М.: Издательство РОСТ книга, 2011.

Модель занятия:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.(15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы"

в 4 классе

№ занятия

Календарные сроки

Развиваемые способности

Количество часов на тему

Вид занятий

Учебно-методическое обеспечение

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

4

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

6

10.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

9

27.10

07.11

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

10

10.11

14.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

11

17.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

12

24.11

28.11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

13

01.12

05.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

14

08.12

12.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

15

15.12

19.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

16

22.12

26.12

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

17

12.01

16.01

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

18

19.01

23.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

19

26.01

30.01

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

20

02.02

06.02

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

21

09.02

13.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

22

16.02

20.02

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

23

27.02

02.03

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

24

06.03

13.03

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

25

16.03

20.03

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

26

23.03

27.03

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

27

30.03

03.04

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

28

06.04

10.04

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

29

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

30

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

Рабочие  тетради  

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

34

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

комбинированный

Рабочие  тетради  

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности:
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных межличностных отношений.
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать предметы, явления;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...