Слова, обозначающие действие предметов
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
· ознакомить со словами, обозначающими действия предметов;
· формировать умение правильно ставить вопрос к глаголам;
· развивать умение употреблять глаголы в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystvie_predmetov.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Слова, обозначающие действие предметов
Цели:
коррекционно-образовательные :
закрепить у детей понятие о словах, обозначающих действия предметов;
- учить подбирать слова-действия к словам-предметам,
- учить задавать вопросы к словам-действиям, находить их с помощью вопросов;
- учить графически изображать слова, обозначающие действие предметов;
- обогащать глагольный словарь.
коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное слуховое внимание и память, логическое мышление, творческое воображение;
- развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению;
- развивать общую и мелкую моторику.
коррекционно - воспитывающие:
- воспитывать положительную мотивацию к обучению;
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки со словами-предметами и словами-действиями.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Артикуляционная зарядка.
Общие упражнения.
Специальные упражнения:
- Упражнение « Улыбка»
- Упражнение « Почистим зубки»
- Упражнение «Качели»
- Упражнение « Часики»
Упражнения на развитие силы голоса и выдоха:
- Упражнение «Подуй на снежинку»
- Упражнение «Проложи канавку
- Упражнение «Задуй свечку»
- Повторение пройденного материала. Работа со словами, обозначающими предметы.
- Запишите слова в два столбика.
- Человек, который сторожит и охраняет что-либо (сторож)
- Помещение для сторожа (сторожка)
- Комната с обеденным столом или столами (столовая)
- Человек, который сделал стол (столяр)
- Участок земли, засаженный плодовыми деревьями (сад)
- Человек, который ухаживает за садом (садовник)
- По какому признаку разделили слова на два столбика?
- В первый столбик записали слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Во второй столбик – слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.
- Тема и цель занятия.
Посмотрите на доску.
- Прочитайте слова первого столбика.
- Что обозначают эти слова? (предмет)
- На какой вопрос они отвечают? (кто?)
корова | мычит |
рыба | плавает |
врач | лечит |
маляр | красит |
собака | лает |
лягушка | квакает |
строитель | строит |
- Подберите слова, подходящие по смыслу во второй столбик по образцу.
- Посмотрите на слова второго столбика и скажите, что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?
(Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает? что делают? что делал?)
- Прослушайте стихотворения о словах, обозначающих действия предметов.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – Все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
- Работа на уровне слова.
- Определите слова-действия. Я называю слова, вы находите и записываете только действия. Пишем в строчку.
- Звон, звонит, звонкий.
- Ходит, ход, походка.
- Холод, холодный, похолодало.
- Старик, старый, стареет.
- Бег, бегун, бежать.
- Свет, светить, светает.
- Ленивый, ленится, лентяй.
- Бездельник, безделье, бездельничает.
- Слова, обозначающие действия предметов можно записать графически - двумя линиями, подчеркните слова-действия.
- Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос что делать?
звон – звонить | крик – кричать шаг – шагать | смех – смеяться крик – кричать ход – ходить |
- Физминутка
Игра в мяч.
Учитель бросает учащемуся мяч и называет слово, обозначающее предмет, ученик подбирает слово, обозначающее действие этого предмета.
Птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, солнце, бабочка, колесо.
- На уровне предложения.
- Соедините слова - предметы с действиями, которые они совершают.
- Что у вас получилось?
- Прочитайте. Запишите, получившиеся предложения.
- Подчеркните слова-предметы одной линией, действия – двумя.
Рыба скачет
Птица плывёт
Лошадь летит
Лягушка ползёт
Змея прыгает
- Рыба плывёт. Птица летит. Лошадь скачет. Лягушка прыгает. Змея ползёт.
- На уровне текста.
- Прочитайте текст.
- Вставьте пропущенные слова.
- Запишите восстановленный текст.
- Подчеркните слова-действия.
Ученик внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.
Слова для справки: решит, прочитал, думает
Итог урока.
- Чему учились на занятии?
- Что обозначают слова, которые отвечаюют на вопросы что делает? что сделает?
Задание на выход. Игра «Четвёртое лишнее».
- В каждой группе слов найдите лишнее слово.
Поёт, дремлет, ветер, играет.
Шишка, долбит, плавает, поёт.
Убирает, одевает, пишет, зарядка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"
Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....
Конспект урока "Понятие о словах, обозначающих действия предметов"
Русский язык 3 класс.Учебник Т.Г. Рамзаевой....
Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.
Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....
Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.
Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...