Слова, обозначающие действие предметов
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Загребина Елена Леонидовна

·         ознакомить со словами, обозначающими действия предметов;

·         формировать умение правильно ставить вопрос к глаголам;

·         развивать умение употреблять глаголы в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvie_predmetov.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Слова, обозначающие действие предметов

Цели:

коррекционно-образовательные :

закрепить у детей понятие о словах, обозначающих действия предметов;

  • учить подбирать слова-действия к словам-предметам,
  • учить задавать  вопросы к словам-действиям, находить их с помощью вопросов;
  • учить графически изображать слова, обозначающие действие предметов;
  • обогащать глагольный словарь.

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное слуховое внимание и память, логическое мышление, творческое воображение;
  • развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению;
  • развивать общую и мелкую моторику.

коррекционно - воспитывающие:

  • воспитывать положительную мотивацию к обучению;
  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки со словами-предметами и словами-действиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Артикуляционная зарядка.

Общие упражнения.

Специальные упражнения:

  • Упражнение « Улыбка»
  • Упражнение « Почистим зубки»
  • Упражнение «Качели»
  • Упражнение « Часики»

Упражнения на развитие силы голоса и выдоха:

  • Упражнение «Подуй на снежинку»
  • Упражнение «Проложи канавку
  • Упражнение «Задуй свечку»

  1. Повторение пройденного материала. Работа со словами, обозначающими предметы.

  • Запишите слова в два столбика.

  • Человек, который сторожит и охраняет что-либо  (сторож)
  • Помещение для сторожа (сторожка)
  • Комната с обеденным столом или столами  (столовая)
  • Человек, который  сделал стол (столяр)
  • Участок земли, засаженный плодовыми деревьями (сад)
  • Человек, который ухаживает за садом (садовник)

  • По какому признаку разделили слова на два столбика?

  • В первый столбик  записали слова, которые отвечают на вопрос кто?   
  • Во второй столбик – слова, отвечающие на вопрос  кто?

  • Что обозначают слова, отвечающие на вопросы  кто?  что?

  •  Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.
  1. Тема и цель занятия.

Посмотрите на доску.

  • Прочитайте слова первого столбика.
  • Что обозначают эти слова?   (предмет) 
  • На какой вопрос они отвечают?  (кто?)

корова

мычит

рыба

плавает

врач

лечит

маляр

красит

собака

лает

лягушка

квакает

строитель

строит

  • Подберите слова, подходящие по смыслу во второй столбик по образцу.                                      
  • Посмотрите  на слова второго столбика и скажите, что они обозначают?  

  • На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?  

(Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает?  что делают? что делал?)

  • Прослушайте стихотворения о словах, обозначающих действия предметов.

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – Все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.

  1. Работа на уровне слова.
  • Определите слова-действия. Я называю слова,  вы находите и записываете только действия. Пишем в строчку.

  • Звон, звонит, звонкий.
  • Ходит, ход, походка.
  •  Холод, холодный, похолодало.
  •  Старик, старый, стареет.
  •  Бег, бегун, бежать.
  • Свет, светить, светает.
  • Ленивый, ленится, лентяй.
  •  Бездельник, безделье, бездельничает.

  • Слова, обозначающие действия предметов можно записать графически  - двумя линиями, подчеркните слова-действия.

  • Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос  что делать?

звон – звонить
зелень – зеленеть
свет – светить

крик – кричать
корм – кормить

шаг – шагать

смех – смеяться

крик – кричать

ход – ходить

  1. Физминутка

Игра в мяч.

Учитель бросает учащемуся мяч и называет слово, обозначающее предмет, ученик подбирает слово, обозначающее действие этого предмета.

Птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, солнце, бабочка, колесо.

  1. На уровне предложения.

  • Соедините слова  - предметы с действиями, которые они совершают.
  • Что у вас получилось?
  • Прочитайте. Запишите, получившиеся предложения.
  • Подчеркните слова-предметы одной линией, действия – двумя.

Рыба                                       скачет

Птица                                     плывёт

Лошадь                                 летит

Лягушка                                 ползёт

Змея                                       прыгает

  • Рыба плывёт. Птица летит.  Лошадь скачет.  Лягушка прыгает.  Змея ползёт.

  1. На уровне текста.

  • Прочитайте текст.
  • Вставьте пропущенные слова.
  • Запишите восстановленный текст.
  • Подчеркните слова-действия.

 Ученик внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Слова для справки: решит, прочитал, думает

  1. Итог урока.

  • Чему учились на занятии?
  • Что обозначают слова, которые отвечаюют на вопросы что делает? что сделает?

Задание на выход.  Игра  «Четвёртое лишнее».


  • В каждой группе слов найдите лишнее слово.    

Поёт, дремлет, ветер, играет.

Шишка, долбит, плавает, поёт.

Убирает, одевает, пишет, зарядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"

Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.

Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.

Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...