Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Неверова Лариса Павловна

Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И мы учителя-логопеды не должны оставаться в стороне.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_ikt.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»

Неверова Л.П., учитель-логопед МАОУ СОШ №11

г. Тамбова

«Научить человека жить

в информационном мире-

важнейшая задача

современной школы

Семенов А.П.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Работая учителем-логопедом в детском саду около 5лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной. 

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видео и аудиосреду.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия,  Д.Б. Элькониным и др.

Современные дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода. И чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы работы по коррекции звукопроизношения.

Изучая информацию в сети Интернет, методические разработки коллег по данной проблеме, наблюдая за учащимися на занятиях, меня привлекла компьютерная технология.

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И мы учителя-логопеды не должны оставаться в стороне.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Всеми известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у учащихся с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является основной ступенью в образовательном процессе.

ИКТ использую на разных этапах логопедической работы. Подготовительный этап:

При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания.

Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие.

 Этап автоматизации: чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации: задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

На логоритмических занятиях использую мультимедийные технологии, которые дают ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

Как показывает практика, почти все обучающиеся имеют трудности на этапе автоматизации поставленных звуков. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер, если закрепление правильного произношения звука идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для младших школьников занятия с логопедом по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с речевыми нарушениями внимание неустойчиво, и они быстро утомляются.

 В связи с этим на занятиях я использую различные игры и упражнения, которые разработала сама с помощью ИКТ. На этапе закрепления правильного произношения звука в слогах дети-логопаты испытывают определённые трудности, так как слоги лишены смысла, и отдельный слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. В связи с этим я разработала блок наглядного материала по автоматизации звуков в слогах на все нарушенные звуки: «Мультяшные песенки», «Веселые буквы», «В гости к звукам», «Сосчитай слоги», «Чистоговорки с картинками», «Сказочные пальчики».

«Мультяшные песенки»

Песенка «Кота Леопольда» (поем песенку кота Леопольда)

ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры рэ-рэ-рэ

На экране появляется картинка с героем из мультфильма (Львенок, Антошка, Винни-Пух, Кот Леопольд и др.) звучит минусовка и дети пропевают слоги са-са-са, ся-ся-ся, ша-ша-ша, жа-жа-жа и т. д. на мотивы песен героев.

Песенка из мультфильма «Жила-была Царевна», «Заинька, попляши!» (на экране появляются полюбившиеся герои и обучающиеся вместе с ними могут подпевать песенки). Эти веселые упражнения помогут ребенку научиться правильно произносить звуки.

«Веселые буквы»

На экране изображены по углам веселые красочные гласные буквы, а по середине буквы, которые нужно автоматизировать. Дети ведут мышкой по дорожке от одной буквы к другой и автоматизируют прямые и обратные слоги.

«В гости к звукам»

На экране по углам расположены картинки, которые начинаются на гласные звуки, а по середине с согласным звуком. Надо определить первый звук в слове и помочь Незнайке пройти по дорожке от согласного звука к гласному и обратно, автоматизируя слоги.

«Сосчитай слоги»

На экране появляются картинки с разным количеством предметов. Дети произносят слог с заданным звуком по количеству предметов.

«Чистоговорки с картинками»

Активно использую игровую студию «Мерсибо» и картинки из Мерситеки. Например:  са-са-са – в лесу бегает (появляется на экране лиса, сы-сы-сы – не боимся мы (на экране появляется оса) и т. д. а также предлагаю детям сочинить свои чистоговорки и совместно с ними подбираем к ним картинки или дети рисуют сами.

«Сказочные пальчики» (пальчиковый театр)

Это многофункциональная игра, которую можно использовать в автоматизации звука, слога, слова, предложения и текста. Например,

а) логопед предлагает назвать любимый звук зайца (звук – з, затем ребенок длительно произносит звук з-з-з…; любимый звук лисы – ль-ль-ль и т. д.

б) «Дразнилка» педагог произносит слог ша-ша-ша, а ребенок, надев на пальчик мышку повторяет слоги.

Мною разработано и модерируется сетевое сообщество «Логодистанционка» https://vk.com/club198870897, в котором я предлагаю родителям и всем заинтересованным лицам догопедические задания в формате дистанционного обучения, систематически выкладываю рекомендации родителям по постановке и автоматизации звуков, логопедические игры и упражнения со ссылкой на сервисы Web 2.0.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу  «Мерсибо».

Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

Для развития связной речи, мною разработана презентация «В гостях у сказки» На каждом слайде изображен сюжет из знакомых детям сказок. Например, сказка «Колобок» В какую сказку ты попал? Что ты скажешь Лисе? Придумай новый конец этой сказки. Сказка «Три медведя», «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»  и т. д.

 Развивающая игра с известной ребёнку сказкой позволяет ему проявить своё творчество, закрепить умение образовывать новые слова, согласовывать существительные с прилагательными, тренировать внимание и память.

Мы с детьми делаем фото и мини видео сюжеты с использованием готовых изделий из ЛЕГО конструктора и демонстрируем родителям на родительских собраниях, как можно дома заниматься с ребенком в игровой форме, автоматизируя звуки и развивая речь.

Игры, представленные в опыте работы, дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в правильном произношении.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по коррекции звукопроизношения с использованием ИКТ позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности является создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создание современного занятия – принцип привлекательности.

Презентационные материалы применяются для: проведения артикуляционной гимнастики; развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв; развития фонематического восприятия; усвоения лексических тем; развития навыков словообразования и словоизменения; развития связной речи и познавательных способностей, индивидуальных и фронтальных занятий и т. д.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ФФН.

Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов и позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию. При помощи электронного оборудования я готовлю и провожу родительские собрания, консультации в нетрадиционной форме, показываю презентации, задания для занятий дома.

С этой же целью задействую все Интернет возможности: сетевое сообщество «Логодистанционка» ВКонтакте, личный сайт на «Инфоурок.ру» рассылку по электронной почте, WhatsApp.  

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка
  • Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
  • Программа должна быть на русском языке
  • Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
  • Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
  • Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
  • Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
  • Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
  • Чередование разных компьютерных игр.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

- обеспечение психологического комфорта на занятиях;

-развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

-совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

 - совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;

- формирование личности ребёнка в целом;

- повышение качества обучения и работоспособности детей

 Рекомендуемые Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

Использование мною данного опыта в практике показало повышение результативности и эффективности. Введение ИКТ значительно сократило время для достижения устойчивых положительных результатов в коррекционной работе без перегрузки детей дополнительными занятиями.

В результате использования ИК-технологий развились детско-родительские отношения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий выработало положительное отношение к занятиям, улучшило эмоциональный фон, подняло общую активность, позволило вырабатывать устойчивые формы поведения. Повысилась педагогическая грамотность родителей: они могут наглядно знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы:

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Горвиц Ю. М. Компьютер и дети / Горвиц Ю. М. // Помоги себе сам. - 1996. - №9.

3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

5. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

6. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. - 2010. №2.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2014.

8. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал - «Логопед» №3/2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.

В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....

Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

«Использование информационных технологий в логопедической работе».

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. ...

Использование информационных технологий в логопедической работе

Статья посвящена вопросам использования  информационных технологий в логопедической работе. Показано какую  роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...