«Использование информационных технологий в логопедической работе».
статья на тему
Аннотация: Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано, как информационные технологии играют важную роль в современном педагогическом процессе. Ключевые слова, понятия: методы обучения, технологии, ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_v_logopedicheskoy_rabote.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
.
«Использование информационных технологий в логопедической работе».
Современный этап образования диктует новые условия работы. Многие столетия процесс передачи знаний и опыта происходил с помощью личного общения. Со временем основной объем знаний человек стал получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности приобрести необходимый опыт. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационных технологий в школе — процесс объективный и вполне закономерный.
Соединение образования с информационными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств, среди которых - создание условий практического овладения знаниями.
Применяя этот принцип в логопедической работе, можно отметить, что задача учителя-логопеда, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современное логопедическое занятие значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.
Одной из задач современной школы является качественная подготовка учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей-логопедов и применения новых методов и форм их решения. В результате, все это заставило нас заняться этой проблемой вплотную.
Проанализировав современные источники, описывающие различные виды информационных технологий, применяемых в условиях современного педагогического процесса, мы начали использовать их в своей работе.
Предлагаем вам рассмотреть, как информационные технологии помогают нам в логопедической деятельности.
Количество технических новинок и программных разработок постоянно растет. На логопедических занятиях для решения своих задач, учитель-логопед может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:
- информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью Интернета.
- программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки. Эти программы используются, когда теоретический материал уже усвоен.
- учебные программы: используются в основном для объяснения нового материала.
- демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты).
- контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Эти программы представляют собой разнообразные проверочные задания в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют детальную картину успехов и ошибок учащихся.
Применение информационных технологий на занятиях позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Занятия, с применением информационных технологий, позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.
В нашей школе мы давно используем мультимедийный проектор, при помощи которого показываем ученикам презентации на различных коррекционно-развивающих логопедических занятиях: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Предупреждение и преодоление дисграфии и дислексии».
Так же во внеурочной деятельности на занятиях по логопедической ритмики, мы используем аудио записи мелодий, различных логопедических распевок; музыкальных игр, на развитие общей и мелкой моторики.
На индивидуальных занятиях, в коррекционно-образовательном процессе, для повышения мотивации учащихся широко используем компьютерные игры: «Баба Яга учится читать», «Игры для тигры», «Варенье для Карлсона»; комплексы артикуляционной гимнастики, показ картинок для автоматизации звуков.
Информационные технологии нам помогают не только в образовательном процессе, а также и в самообразовании:
Оперативность информации. Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.
Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Коммуникативность дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.
Интерактивность позволяет участвовать в виртуальных методических объединениях. Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:
- дистанционные проекты, олимпиады.
- электронные учебники.
- презентация.
- интернет-ресурсы:
- а) ресурсы самореализации – сайты школ, учителей, детей;
б) средства массовой информации;
в) ресурсы библиотек.
Эти ресурсы нам необходимы для подготовки детей к олимпиадам, для проведения занятий.
Ресурсы дистанционного образования. Мы можем повышать свою профессиональную подготовку, участвуя с учащимися в дистанционных проектах и в виртуальном методическом объединениях, конференциях и вебинарах.
Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.
Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на занятиях, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.
Источники:
- Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. – 2006. – № 2. – С. 29-36.
- Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 16-17.
- Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – №2. – С. 37-39.
- Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. – 2006. – № 2. – С. 34-36. 5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков // Школа. – 2006. – № 2. – С. 49-59. 6. Шампанер, Г. Обучающиекомпьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. – 1998. – № 3. – С. 95-96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.
Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...
Использование мультимедиа технологий в логопедической работе.
В статье предлагаются методические разработки в использовании мультимедиа технологий в логопедической работе....
Использование мультимедийных технологий в логопедической работе.
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую мультимедийные технологии....
Использование информационных технологий в логопедической работе
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в логопедической работе. Показано какую роль играют информационные технологии в современном педагогическом процессе....
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.Оптимальному решению данной задач...
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...
Методические рекомендации «Преимущества использования ИКТ – технологий в логопедической работе»
Методические рекомендации по использованию ИКТ в коррекционной работе в общеобразовательной школе. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работ...