конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся 3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_differentsiatsiya_n-n.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая тема: Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов.
Грамматическая тема: Твёрдые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цель: развивать слуховые дифференцировки звуков [н]-[н,] на конце слов.
Задачи:
I. Неречевые задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание и память;
- развивать мышление (операции анализа, синтеза);
- развивать тонкую моторику.
II. Речевые задачи:
- формировать навыки фонематического и слогового анализа;
- уточнять и сравнивать звучание и артикуляцию звуков [н]-[н,];
- развивать произносительные дифференцировки звуков [н]-[н,] в словах и слогах;
- обогащать и активизировать словарный запас.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением двух гномов: в синем и зелёном костюмах;
- раздаточный материал: фишки красного, синего и зелёного цвета; карточки с изображением звоночков для обозначения звонкости – глухости согласных; карточки с точечным изображением буквы Ь;
- цветной мел;
- жетоны – «портреты гномиков».
№ п/п | Задачи этапа | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Оборудова-ние |
I. II. III. 1.
2. IV.
| Орг. момент. Введение. Заинтересовать детей в сов-местной деят.. Выделение звуков [н]-[н,] из слов. Разв. фонематическ.. анализа. Выделение звука [б] из слов. Развитие фонемат. ана-лиза – коли-чественного и позиционного.
Использование зрительных опор звуков. Выделение звука [н,] из слова.
Фонетическая зарядка. Разв. фонемат. восприятия и кинестет. диф-ференцировок; разв. слух. внимания. Упр. «Соедини точки». Разв. тонкой мото-рики, разв. зрит. гнозиса, узнавание бук-вы в затруд-нённых услов. Работа со сло-вами. Формирование навыков слого-вого и фонема-тического ана-лиза; разв. слу-хового вним. Работа с тек-стом. Закрепл. дифф. звуков [н]-[н,]; обозн. мягкости согл-х на письме посредством Ь. Итог урока. | Приветствие. Проверка готовности к занятию. - Сегодня к нам в гости пришли два гнома – Динь и Дон. Они хотят с вами поиграть.
- Эти гномики очень похожи, у них только костюмы разного цвета: у одного синий, у другого – зелёный. - Их первое задание – угадать, кого же из них зовут Динь, кого – Дон. Для этого нужно внимательно послушать их имена. - Послушайте внимательно: Дон. Какой первый звук слышится? - Какой он? - Обозначьте его фишкой соответ-ствующего цвета. - Какой второй звук? - Какой третий звук? - Сколько звуков в имени «Дон»? Сделайте эту схему в тетрадях.
- Подпишем слово под схемой. Звук [д] обозначим буквой «Д»… Имя пишем с заглавной буквы. - Сколько букв в слове? - Теперь послушайте имя второго гнома: Динь. - Какой первый звук слышим? - Какой он? - Обозначьте его фишкой. - Какой второй звук? - Какой третий звук? - Сколько звуков в имени «Динь»? - Сделайте эту схему в тетради. - подпишем слово под схемой. Начинаем с заглавной буквы. Обозначим буквой звук [д,], звук [и], звук [н,]. - Почему первая фишка зелёная? - А почему третья фишка зелёная? Ведь после звука [н,] нет гласной. - Как нам показать на письме ,что звук [н,] – мягкий? - Припишем эту букву. - Сколько звуков в имени «Динь»? - Сколько букв? - Почему букв больше? - Итак, в костюм какого цвета одет Дон? - Динь? - Теперь потренируем язычки, чтобы уметь чётко произносить имена гномов. Повторяйте за мной. ан-ань-ан онь-онь-он унь-унь-ун он-онь-он - Гномики приготовили для вас задание. Соедините точки, и вы узнаете, какая буква здесь спряталась. - Что это за буква? - Есть ли у этой буквы «песенка»? - Для чего нужна эта буква? - Следующее задание гномов – для самых внимательных. Я буду называть слово, а вы поднимете свою карточку с Ь только тогда, когда услышите мягкий звук [н,]. - Осень. - Отхлопаем слоги. Сколько слогов в слове? Речевой материал: осень, день, ди-ван, сон, пень, апельсин, ткань, ба-нан. - Что особенного в последнем слове? - На доске записан текст. Но хитрые гномики не дописали некоторые слова. На конце этих слов не хватает звуков [н] или [н,]. - Прочитайте текст. (Логопед обозначает недостающий звук синей или зелёной точкой.) Текст: У мальчика Коли жил пёс породы доберма… . Его звали Палка… . Пёс был большой шалу… . Однажды Палка… остался дома оди… . Он разорвал старый чемода…, разлил шампу…, опрокинул кувши…, в котором стояла сире… . Пёс устал за целый де… и забрался на дива… . Ему приснился сладкий со… .
- Сделайте в тетради 2 столбика: Н - НЬ. Запишем недописанные слова в два столбика. - Проверяем. Возьмите синий карандаш, читаем слова первого столбика, ставим точку под буквой. (Аналогичная проверка слов второго столбика с зелёным карандашом.) - Что мы сегодня делали? - Какие звуки слушали? - Ь – это звук или буква? Можно ли его отдельно произнести? - Для чего нужен Ь? - Гномики дарят вам на память свои портреты. Можете их раскрасить. (Оценка деятельности подгруппы и отдельных учащихся.) | Приветствие.
- Звук [д]. - Согласный, твёрдый. (Дети кладут синюю фиш-ку.) - Звук [о] - гласный. - Звук [н] – согл., твёрд.. - Три звука. В тетрадях: ООО - Три буквы. В тетрадях: ООО – 3 зв. Дон – 3 б. - Звук [д ,]. - Согл., мягк. (Дети кладут зелён. фиш-ку.) - Звук [и], гласный. - Звук [н,], согл., мягк.. - Три звука. В тетрадях: ООО В тетрадях: ООО Дин - Звук [д,] делает мягким след. гласн. [и]. - С помощью буквы Ь. В тетрадях: ООО Динь - 3 звука. - 4 буквы. - Буква Ь не имеет звука; она показы-вает, что со-гласный впе-реди читает-ся мягко. - Синего. - Зелёного. (Дети по це-почке повто-ряют слого-вые ряды.) (Дети выпол-няют зада-ние.) - Буква Ь. - Нет. - Буква Ь показывает, что соглас-ный впереди читается мяг-ко. (Дети поднимают карточку с Ь) - 2 слога.
- Звук [н] встречается 2 раза. (Дети читают текст, дого-варивая последний звук.) (Работа в тетради.) - Буква Ь показывает, что соглас-ный впереди читается мяг-ко. | илл. – гномы. У детей – цветные фишки. У детей – карточки с Ь.
На доске – текст. У ло-гопеда – цветные мелки. Фишки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."...
Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П'; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и ...
Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."
Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Образовательные: 1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...
Технологическая карта логопедического занятия."Дифференциация звуков р-рь в слогах,словах".
Логопедическое занятие для младших школьников ....
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение артикуляции и звучания звук...
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...