Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Шагина Ольга Станиславовна

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._mir_volshebnyh_zvukov_i_slov.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир волшебных звуков и слов» создана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 2009 г.;
  • учебного плана МКОУСОШ №18 на 2014-2015 год;
  • примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения);
  • методической литературы:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких. – М.: Книголюб, 2006. – 16 с.: цв. ил. (Развитие и коррекция.)
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ СфераЮ 2008. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  5. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48с.
  6. Спивак Е.Н. Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 88с.
  7. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З,ЗЬ, Ц, . Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 40с.
  8. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематическ5ой стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.

      В последнее время в начальную школу приходят дети с  нарушениями: звукопроизношения, фонематического слуха, мелкой моторики, лексико-грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи.  Строгие рамки урока не позволяют в полной мере корректировать нарушения речи. В этом случае приходит на помощь факультативный курс «Волшебный мир звуков и слов», являющийся  закономерным продолжением  урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребёнка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Данный курс разработан в игровой форме, т.к. игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

      Игра необходима и  для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично они справлялись дети со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь. А от того, как будет чувствовать ребёнок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь.

      Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение, поэтому на занятиях нельзя злоупотреблять разного вида соревнованиями и плохими оценками. Если ребёнок не хочет выполнять какую-то работу, то ни в коем случае нельзя его заставлять. Можно предложить взять домой задание или на следующем занятии доделать (дорисовать, раскрасить, дописать и т.д.). Отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником.  

       Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть  на уроке и десяти минут, поэтому для выхода их энергии на занятиях данного курса предусмотрены различные физкультминутки.

       У детей повышенная утомляемость, особенно после проведения уроков.  Задача данных занятий  не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

       Данный курс содержит следующие задания и игры:

  •  Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Данные упражнения необходимы для развития подвижности языка, губ, растяжки подъязычной уздечки.
  • Проговаривание чистоговорок, поговорок, скороговорок для автоматизации нарушенных звуков у детей. Такими звуками обычно к первому классу являются [р, рь, л, ль, ш, с].
  • Сравнительная характеристика изучаемых звуков. С помощью данного задания дети начинают различать сходные звуки по произношению на слух.
  •  Игра «Эхо». Различение звуков в слогах.
  •  Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Определение звука в слове.
  • Игра «Паровозик». Определение, где стоит звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.
  • Игра «Собери слово», «Добавь звук или слог». Различение звуков в слогах и в ряде звуков.
  • Дидактическая игра «Найди пару» или «Доскажи словечко». Педагог произносит предложение, а дети подбирают  слова по смыслу.
  • Игры для пальчиков. Развитие мелкой моторики.
  • Игра «Поймай звук». Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
  • Повторение скороговорок, предложений или стихотворений с изучаемыми звуками.
  • Игра «Четвёртый лишний или третий лишний». Найти лишнюю картинку или слово.
  • Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадку и определяют какой звук в данном слове.
  • «Кто больше?» Назвать слова с заданным звуком.
  • «Любопытный» Назвать слова на заданный звук (звук стоит в начале слова) и др.

      Содержание и методы обучения курса «Волшебный мир звуков и слов» содействует приобретению и закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках обучении грамоте, обеспечивает единство воспитания и обучения.

     Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактически и раздаточный материал, пословицы, поговорки,  чистоговорки, физкультминутки, игры для пальчиков, упражнения для артикуляционного аппарата. Дидактический материал даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей волшебный мир звуков и слов.

       Необходимость разработанного курса заключается в желании узнать нечто новое о звуках, словах, о русском языке.

  1. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить различные компоненты речи: правильность звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи в процессе разнообразных видах деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Развитие интереса к обучению грамоте как к учебному предмету;
  • Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • Развитие и совершенствование общего языкового развития учащихся.

             Воспитывающие:

  • Воспитание аккуратности при работе в тетради;
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов и культуры мышления.

             Развивающие:

  • Развивать смекалку и сообразительность;
  • Развивать память, внимание и мышление.
  1. Особенности программы «Волшебный мир звуков и слов».

      Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • Занимательность;
  • Сознательность и активность;
  • Научность;
  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Связь теории с практикой;
  • Индивидуальный подход к учащимся.

      Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, много играют.

  1. Формы проведения занятий

     

Каждое занятие включает следующие формы работы;

  • беседа;
  • игры;
  • работа в тетради: рисование элементов по клеточкам, обведение шаблонов, рисование предметов с определённым звуком, прописывание печатных букв и др.

  1. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • технология разноуровневого обучения.

                Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Описание места курса в учебном плане

     Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения рассчитан на учащихся 1 класса.

       

  1. Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

           Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • Учиться работать  по предложенному учителем плану.

            Познавательные УУД:

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Уметь различать звуки изолированно, в слогах, в словах.

              Коммуникативные УУД:  

  • Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других;
  • Учиться работать в паре, группе.

Содержание занятий

Тема 1. Формирование представления о звуках. Оргмомент (психогимнастика). Игра «Молчанка». Знакомство с термином «речевой звук», стихотворение «Разные звуки». Физкультминутка «Прогулка в лес». Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

Тема 2. Знакомство со словом. Игра «Лягушка». Закрепление понятия звук (звуковые замки). Ознакомление с понятием «слово». Физкультминутка «Изобрази животного», «Дерево и листья». Игра «Звук – слово». Игра «живой – неживой». Закрепление названий частей тела. Рисование трёх живых существ и трёх неживых предметов.

Тема 3. Слова – действия. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на расслабление «Заводные игрушки». Игра «Что звучит?». Дифференциация понятий «Звук – слово». Игра «Правильно сказанное слово».  Игра «Кто что делает?». Физкультминутка игра «Угадай-ка». Упр. «Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа». Игра «Поручения». Упр. «Обозначение глаголами работы отдельных органов человека». Игра «Кто больше назовёт слова – действия».

Тема 4. Слова – признаки. Артикуляционная гимнастика. Мимические упражнения. Релаксация. Игра «Узнай овощ». Игра «Угадай что, это звук или слово?».  Упр. «Ознакомление со словами – признаками». Физкультминутка пантомима «В огороде».  Упр.  «Образование относительных прилагательных». Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Игры для развития осязания «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу?». Игра «Придумай вопрос». Рисование овощей.  

Тема 5. Знакомство с предложением. Артикуляционная гимнастика. Пантомима «В лесу, саду и огороде». Упр. «Подбор слов по ситуативным цепочкам». Игра «Подскажите словечко». Упр. «Составление предложений». Физкультминутка игра «Зайцы в огороде». Упр.  «Обозначение предложения символами – полосками». Игра «Слово или предложение». Упр. На составление коллективного рассказа.  

Тема 6-7. Путешествие в красный замок. Гласные звуки. Артикуляционная гимнастика. Мимические упражнения. Характеристика гласных звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Игра для развития слухового внимания «Поймай звук». Упр. «Произношение гласных звуков, подбор картинок с заданным звуком,  определение позиций звуков в слове». «Физкультминутка» Пантомима «В саду», «Пчёлки». Чтение стихотворения «Как появились буквы». Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Упр. Для развития мелкой моторики « Лепка букв из пластилина», «Выкладывание букв из ниток или из счётных палочек». Печатание букв в тетради.  

Тема 8. Дифференциация звуков [б], [п], [бь], [пь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Падают, падают листья». Игра для пальчиков «Пальчики». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

 Тема 9. Дифференциация звуков [ф], [в], [фь], [вь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Загадки». Игра «Что лишнее». Физкультминутка «Падают, падают листья». Игра для пальчиков «Флажок». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 10. Дифференциация звуков [к], [г], [кь], [гь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Вставь правильное слово». Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Падают, падают листья». Игра для пальчиков «Дом». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 11. Дифференциация звуков [д], [т], [дь], [ть] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, чьё слово». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Игра «Будь внимателен», Игра «Найди пару». Физкультминутка «Осенняя прогулка». Игра для пальчиков «Флажки». Обведение шаблонов  заданным звуком. Печать букв в тетради.

Тема 12. Дифференциация звуков  [с], [сь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Колёса». Игра для пальчиков «Блины». Рисование предметов на заданный звук.  Лепка буквы.

Тема 13. Дифференциация звуков  [с], [з] Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Будь внимательным». Игра «Собери слово». Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Игра «Любопытный». Физкультминутка «Аист». Игра для пальчиков «Салат». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 14. Дифференциация звуков  [сь], [зь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Добавь слог». Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Лягушки». Игра для пальчиков «Тесто». Рисование предметов на заданный звук. Выкладывание букв из нитки или проволоки.

Тема 15. Дифференциация звуков  [c], [ц] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори за мной». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Добавь слог». Игра «Доскажи словечко». Игра «Четвёртый лишний». Физкультминутка «Зонтик для мышонка». Игра для пальчиков «Цыплята». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 16. Дифференциация звуков  [с], [ш] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Добавь звук, слог». Игра «Доскажи словечко». Игра «Скажи наоборот». Игра «Четвёртый лишний». Физкультминутка «Ёжик». Игра для пальчиков «Мышата». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 17. Дифференциация звуков  [з], [ж] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Помоги собрать вещи». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Осенью в лесу». Игра для пальчиков «Гости». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 18. Дифференциация звуков  [ш], [ж] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Закончи слово». Игра «Добавь слово». Игра «Пары слов». Игра «Подбери пару». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «В магазине». Игра для пальчиков «У жирафов». Рисование предметов на заданный звук. Выкладывание букв из счётных палочек.

Тема 19. Дифференциация звуков  [с], [ч] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори чётко слоги». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «В магазине». Игра для пальчиков «Овечки». Раскрашивание предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 20. Дифференциация звуков  [щ], [ш] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Закончи слово». Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Повариха». Игра для пальчиков «Котище». Рисование по клеточкам предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 21. Дифференциация звуков  [щ], [ч] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Загадки». Игры «Скажи ласково», «Если предмет очень большой, как ты скажешь?», «Кто как голос подаёт?». Игра «У кого кто?». Игра «Подбери пару». Физкультминутка «Повариха». Игра для пальчиков «Щука». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 22. Дифференциация звуков  [щ], [сь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Подбери картинки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Закончи предложение». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Дом». Игра для пальчиков «Утята».  Обведение шаблонов   на заданный звук. Выкладывание букв из бусинок или крупы на пластилине.

Тема 23. Дифференциация звуков  [ч], [ть] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Теремок». Игра для пальчиков «Белка». «Бутон». «Бабочка». Раскрашивание картинок с заданным звуком.

Тема 24. Дифференциация звуков  [д], [г] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков.  Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Игра «Любопытный» Физкультминутка «Старушка и избушка». Игра для пальчиков «Строим дом». Рисование предметов на заданный звук. Выкладывание букв из счётных палочек.

Тема 25. Дифференциация звуков  [т], [к] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков.  Игра «Повтори песенку». Игра «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Игра «Подбери рифму» Физкультминутка «Старушка и избушка». Игра для пальчиков «Мальчик строит дом». Обведение шаблонов  на заданный звук. Выкладывание букв из гороха.

Тема 26. Дифференциация звуков  [х], [хь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове». Игра «Паровозик». Игра «Слоговой аукцион». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Лошадка». Игра для пальчиков «Шарик». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 27. Дифференциация звуков [м], [н], [мь], [нь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове» или «Подарки». Игра «Паровозик».  Игра «Доскажи словечко». Игра «Третий лишний». Игра «Любопытный». Игра «Доскажите фразу». Игра «Синонимы», «Один – много».  Физкультминутка «Гусаки». Игра для пальчиков «Птичка». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 28. Дифференциация звуков  [л], [в] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Песенки». Игра «Разложи картинки». Игра «Паровозик». Игра «Любопытный». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Считалочка». Игра для пальчиков «Встреча». Рисование на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 29. Дифференциация звуков  [л], [ль] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Поймай звук». Игра «Сравни звуки». Игра «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слова». Игра «Добавь словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Зайчик». Игра для пальчиков «Пальчик, пальчик». Раскрашивание предметов на заданный звук.  Лепка буквы из пластилина.

Тема 30. Дифференциация звуков  [й], [ль] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Угадай, кто поёт». Игра «Песенки». Игра «Кому подарить эти картинки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Подскажи словечко». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Хитрая лисичка». Игра для пальчиков «Белка». Раскрашивание предметов на заданный звук. Выкладывание букв из счётных палочек.

Тема 31. Дифференциация звуков  [р], [л] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков.  Игра «Повтори песенку». Игра «Угадай, какой звук спрятался в слове». Игра «Паровозик». Отгадывание загадок. Игра «Доскажи словечко». Игра «Четвёртый лишний». Игра «Скажи наоборот»  Физкультминутка «Шофёр». Игра для пальчиков «У кого что есть». Рисование предметов на заданный звук. Печать букв в тетради.

Тема 32. Дифференциация звуков  [р], [рь] Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Кто рычит?». Игра «Песенки». Игра «Подарки». Игра «Паровозик». Игра «Собери слово». Игра «Весёлые звуки». Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Сапожник». Игра для пальчиков «Строители». Раскрашивание  предметов на заданный звук. Выкладывание букв из круп.

Тема 33. Дифференциация гласных и согласных звуков Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, поговорок, стихов для автоматизации нарушенных звуков. Сравнительная характеристика гласных и согласных  звуков, заселение букв в замки.  Игра «Третий лишний». Физкультминутка «Пришла весна». Игры для пальчиков. Раскрашивание букв. Составление из первых букв слов новое слово. Игра «Соедини слоги, чтобы получились слова».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные слова.

Антонимы, многозначные слова.

Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

Распознавать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.

Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Отгадывать загадки, подбирать слова по смыслу.

Содержание программы.

Тематическое планирование (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Формирование представления о звуках.

1

2

Знакомство со словом.

1

3

Слова – действия.

1

4

Слова – признаки.

1

5

Знакомство с предложением.

1

6 -7

Путешествие в красный замок. Гласные звуки.

2

8

Дифференциация звуков [б],[п],[бь],[пь]

1

9

Дифференциация звуков [ф],[в],[фь],[вь]

1

10

Дифференциация звуков [г],[к], [гь],[кь]

1

11

Дифференциация звуков [д],[т],[дь],[ть]

1

12

Дифференциация звуков [с],[сь]

1

13

Дифференциация звуков [с],[з]

1

14

Дифференциация звуков [сь],[зь]

1

15

Дифференциация звуков [с],[ц]

1

16

Дифференциация звуков [с],[ш]

1

17

Дифференциация звуков [з],[ж]

1

18

Дифференциация звуков [ш],[ж]

1

19

Дифференциация звуков [с],[ч]

1

20

Дифференциация звуков [щ],[ш]

1

21

Дифференциация звуков [щ],[ч]

1

22

Дифференциация звуков [щ],[сь]

1

23

Дифференциация звуков [ч],[ть]

1

24

Дифференциация звуков [д],[г]

1

25

Дифференциация звуков [т],[к]

1

26

Дифференциация звуков [х],[хь]

1

27

Дифференциация звуков [м],[н],[мь],[нь]

1

28

Дифференциация звуков [л],[в]

1

29

Дифференциация звуков [л],[ль]

1

30

Дифференциация звуков [й],[ль]

1

31

Дифференциация звуков [р],[л]

1

32

Дифференциация звуков [р],[рь]

1

33

Дифференциация гласных и согласных звуков

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебное слово»

Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...