Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"
рабочая программа по логопедии на тему
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»
Н.В.Гоголь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_uchitelya-logopeda.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
Заместитель директора по УВР________/О.В.Соболева/ Приказ от « 01» сентября 2015 г. №532
Директор_________И.В.Канаев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ!» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(уровень начального общего образования)
1 классы
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ШАБАЛА
первая квалификационная категория
г.Нефтеюганск
Прошла экспертизу на заседании методического совета протокол от «31» августа 2015 г. №1
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база.
1.2. Назначение программы.
1.3.Актуальность программы.
1.4.Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия.
1.5. Объём часов, отпущенных на занятия.
1.6. Продолжительность одного занятия.
1.7. Цели и задачи реализации программы.
1.8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.
1.9. Формы и методы работы.
I. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база.
Данная рабочая программа разработана в соответствиис:
-Законом Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ;
-Федеральным государственным образовательнымстандартом основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
-Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
-Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 504 от 30.08.2013 г., пр.№570 от 29.08.2014 г.);
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
-Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
-Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2012 г. № 266 «Об утверждении примерных требований обеспеченности образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информационно-коммуникационными ресурсами».
Миссия школы: создание условий для развития личности, способной к самоопределению, социализации и непрерывному самообразованию.
Методическая тема: «Реализация компетентностно-деятельного подхода к обучению в условиях обновления содержания образования».
Срок реализации данной программы: 1 год.
1.2 Назначение программы – научно-познавательное направление.
1.3. Актуальность программы
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»
Н.В.Гоголь
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важная ступень в овладении речью приходится на школьный период. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения или коммуникации. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта ученика, от объема и динамичности его знаний. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Второе условие развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных, друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр, а в школе, кроме того, речь педагогов, речь, звучащая на уроках, занятиях, язык учебников. Для ребенка хорошая речь – это залог успешного обучения и развития. Ведь известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Работа школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Учить детей языку – это значит учить их жизни! Язык обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, частое общение детей с компьютером, не дает возможности в полной мере развиваться языку, снижает речевое общение с окружающими. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по развитию речи. В настоящее время перед образованием ставятся следующие цели: «создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, что обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». Программа «Волшебный мир звуков и слов» позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, креативность. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у учащихся правильной выразительной речи. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Несформированность всех компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала по русскому языку, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме. Этим детям необходимы дополнительные занятия по развитию устной речи. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества учителя-логопеда и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.
Концепция данной программы – теория развивающего и коррекционного обучения. Теория коррекционного обучения и есть отличительная особенность дополнительной образовательной программы, от уже существующих. Одной из основных задач программы «Волшебный мир звуков и слов» является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность обучения в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное, эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей. Программа предлагает оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально подобранных упражнений и игр. В нее включены темы занятий по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить правила грамматики.
1.4. Данная программа ориентирована на учащихся первых классов.
1.5. Объем часов, отпущенных на занятия – 33 часа в год, 1 час в неделю.
1.6. Продолжительность одного занятия – 40 мин.
1.7. Цель программы: развитие здоровой, коммуникативной личности ребенка средствами расширения практических умений по развитию речи в целом, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; активизация познавательной деятельности учащихся.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей внятно и отчетливо произносить все звуки родного языка, слова и словосочетания;
- упражнять детей в правильном произношении звуков;
- учить связно, последовательно излагать свои мысли;
- учить детей планировать свою деятельность;
- формировать представление о языке как универсальной ценности;
- развивать языковую интуицию, обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
- вести работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, уровень связной речи, текста) в пространстве языка и речи;
- уточнять, обогащать и активизировать словарь;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка-носителя языка;
- формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, конструирования, моделирования;
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- развивать память, внимание, творческие способности, воображение;
- развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста;
- развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
- развивать умения вести самостоятельный поиск информации; развивать способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Воспитатальные задачи:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать интерес и внимание к звукам речи, к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.
- создавать атмосферу доброжелательности и личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.
Формирование УУД.
Ожидаемый результат: формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Критерием успешности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.8. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы факультатива.
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических). Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
1) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
3) умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
6) овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно - следственных связей;
- построение рассуждений.
Программа опирается на следующие принципы:
- единство диагностики, коррекции и развития;
- системности;
- комплексности;
- онтогенетический (учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи);
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
- принцип ориентации на ценности и ценностные отношения (принцип воспитания);
- принцип субъектности, целостности (принципы воспитания).
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом. Основное отличие этой системы от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной и той же теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эти занятия помогут добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, с другой – в условиях Крайнего Севера в период «биологической тьмы» и «погодной чехарды» у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий, а также помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание;
д) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Предлагаемая программа позволит первоклассникам увеличить и систематизировать активный словарь, развить наблюдательность к языковым явлениям, сформировать осознанное отношение к языку.
1.9. Формы и методы работы.
Беседы, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов. Различные упражнения по составлению слов из букв, составлению предложений из слов, составлению новых слов из одного слова. Пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, сказки. Анализ и просмотр текстов, мультфильмов. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, карточками.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- - практические,
- - наглядно-демонстрационные,
- - игровые,
- - методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
- - словесные,
- репродуктивные методы в сочетании с элементами проблемных и частично-поисковых методов самостоятельной работой учащихся,
- методы контроля и самоконтроля.
Условия реализации программы
Приборы и оборудование:
- доска;
- столы;
- стулья;
- зеркала настольные;
- большое настенное зеркало;
- песочные часы;
- компьютер, обучающие программы;
- учебно-методическая литература.
Демонстрационный материал:
- логопедический альбом для обследования звукопроизношения;
- материалы для автоматизации и дифференциации шипящих, свистящих, сонорных звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, потешки, сказки);
- предметные картинки по изучаемым лексическим темам;
- сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;
- геометрические фигуры;
- дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Раздаточный материал:
- игрушки-шнуровки;
- средняя мозаика;
- фишки для обозначения букв, звуков;
- крупа для развития мелкой моторики пальцев рук;
- карточки;
- наборы предметных картинок;
- наборы сюжетных картинок;
- цветные карандаши;
- альбомы;
- пластилин;
- счетные палочки.
Планируемые результаты
Программа «Волшебный мир звуков и слов» позволяет достичь следующих результатов:
в речевом развитии:
- сформированные коммуникативные навыки, обогащенный словарный запас, умение составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
- правильное речевое дыхание, звучность и подвижность голоса, чёткость дикции, интонационная выразительность речи;
- достаточная подвижность речевого аппарата, автоматизация правильного произношения звуков всех групп;
- умение правильно произносить слова сложной звукослоговой структуры;
- умение подбирать слова на заданный звук;
- умение правильно называть буквы русского алфавита;
- развитые индивидуальные способности в творческой речевой деятельности, умение составлять рассказы по сюжетной картине, из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, услышанным;
- умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.
В познавательном развитии:
- систематизированные знания и представления об окружающей действительности;
- расширенные и обобщенные представления о школе, сформированный положительный интерес к учёбе:
- обобщение представлений детей о типичных явлениях в живой и неживой природе, о жизни растений, животных и птиц;
- сформированность интереса к художественной литературе, ознакомление с творчеством известных детских поэтов и писателей; развитие творческих способностей;
- умение ориентироваться в пространстве, на плоскости, на листе клетчатой бумаги;
- закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года, развитое чувство времени.
- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
3. В креативном развитии:
- умение конструировать;
- умение организовывать настольно-печатную игру, устанавливать правила игры, ладить со сверстниками во время игры;
- развитое воображение, умелое использование коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре;
- умение творчески преобразовывать сюжет знакомой сказки, создавать выразительные игровые образы.
Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
На занятии осуществляются виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Вводный контроль – это проверка знаний, умений и навыков на начало учебного года. Проводится беседа с каждым ребёнком, выявляется уровень его подготовки.
Текущий контроль проверка усвоения материала за длительный период. Применяются разнообразные методы и формы (устный контроль, наблюдение, дидактические тесты, игры).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Разрабатывается итоговое занятие в соответствии с программой.
Контроль происходит во время обычных для детей видов деятельности в игровой форме. Наблюдение осуществляется в процессе ежедневной работы и дает сведения об уровне знаний и умений.
К концу обучения по программе учащиеся должны знать:
о строении своего тела;
о сезонных изменениях в природе; растения, деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды, плоды, семена;
дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, насекомые, рыбы, животные жарких стран, перелётные птицы, зимующие птицы;
основные профессии человека по описанию, по картинке;
количество месяцев в году, чередование месяцев, сколько недель в месяце, дни недели, части суток;
понятия устная речь, письменная речь, предложение, слово, слог, звук;
названия букв алфавита;
понятия гласные и согласные звуки;
типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные;
понятие ударение;
понятие буква, дифференциация понятий «звук» и «буква»;
средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
Учащиеся должны уметь:
уметь сдерживать себя, контролировать своё поведение;
строить полный устный ответ на вопрос педагога;
слушать сказки, рассказы, стихи, произведения фольклорных форм;
составлять, пересказывать рассказы, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок или по вопросам, заканчивать предложения; обобщать предметы по общему признаку находить общее свойство группы предметов, отгадывать загадки, придумывать загадки, сравнивать предметы, выкладывать их в ряд по выделенному признаку, производить группировку предметов, составлять картинки из кусочков;
использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
уметь составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами;
различать диких и домашних животных и птиц, овощи и фрукты;
определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделять слог, определять звуковой состав каждого слога);
образовывать слова приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям;
выделять предлоги из словосочетания и предложения;
определять ударный слог;
соотносить буквы и звуки;
различать гласные и согласные звуки;
уметь выделять начальные ударные гласные звуки из слов; согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов;
подбирать слова с заданным звуком, с заданным количеством слогов;
составлять буквы из палочек, выкладывать из мозаики, находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображённых букв;
уметь задавать вопросы, составлять описательные рассказы;
составлять подробный рассказ о себе, семье, профессиях родителей;
собирать мелкие предметы разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, и т.д.);
определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от объекта;
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчёта;
чертить графический диктант;
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
уметь произносить все звуки речи родного языка в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях, в самостоятельной речи.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Одним из результатов обучения программы «Волшебный мир звуков и слов» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке (звуке, слове) как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, научные методы наблюдения, анализа и т.п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Занятия выстроены следующим образом:
Iэтап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. После организационного момента проводятся упражнения на развитие:
- артикуляционного аппарата;
- развитие ритма;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие общей и мелкой моторики.
2. Актуализация опорных знаний и представлений – это следующий этап занятия, цель которого выявить уровень представлений детей образов изучаемого предмета, определить уровень речевого состояния: словарь, умение согласовывать различные категории, изменять и образовывать слова и т.п.
3. Изучение нового материала – следующий этап. Его цель – обобщить и систематизировать информацию, полученную в ходе беседы и дать детям новые знания о свойствах объекта. Расширение знаний может осуществляться при использовании составления графических схем.
4. Обобщение – цель, которого выявить степень понимания нового материала, установить логические связи между вновь поступившей информацией.
5.Этап закрепления является завершающим на занятии. Он предназначен для отработки правильно усвоенной информации. Предпочтение здесь отдаётся практическим методам работы. Это работа с моделями и муляжами объекта, с текстовым и наглядным материалом. Закрепление темы в разнообразных играх, способствующих развитию грамматического строя и развитие связной речи.
6. Итог занятия – это последняя ступень. Здесь дети вспоминают, что нового узнали. Какой момент занятия понравился и почему. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Работа по уточнению звуков и их дифференциация является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Вся работа по развитию речи будет осуществляться по следующим разделам: речевое развитие, познавательное развитие, креативное развитие.
Речевое развитие:
- развитие и обогащение словарного запаса;
- коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи и речевого общения.
Познавательное развитие:
- сенсорное развитие:
- развитие ВПФ;
- ознакомление с окружающей действительностью:
- ознакомление с художественной литературой:
- развитие пространственных и временных представлений.
Креативное развитие:
- развитие мелкой моторики пальцев рук, конструктивного праксиса;
- игровая и театрализованная деятельность;
- подвижные игры;
- настольные дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примерное содержание занятий |
1. | В мире звуков. | 1 | 4 сентября | Формирование представления о звуках. Знакомство с термином «Речевой звук». Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. Развитие слухового внимания. |
2. | В мире слов. | 1 | 11 сентября | Знакомство с понятием «слово». Закрепление понятия «звук». Закрепление названий частей тела. Обогащение словаря. |
3. | Слова-предметы. Сад. Лес. | 2 | 18,25 сентября | Знакомство со словами – предметами. Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?». Развитие мелкой моторики. |
4. | Слова-действия. Животные. | 2 | 2,9 октября | Ознакомление с понятием «слова-действия». Актуализация глагольной лексики. Практическое усвоение глаголов един.и множ. числа. Голосовые и дыхательные упражнения. |
5. | Слова-признаки. Овощи. | 2 | 16,23 октября | Развитие речевого внимания, артикуляционного аппарата. Ознакомление со словами-признаками предметов. Образование относительных прилагательных. Развитие осязания, зрительного внимания и памяти. |
6. | В мире предложений. | 1 | 30 октября | Ознакомление с понятием «предложение». Обозначение предложения символами-полосками. Дифференциация понятий «слово», «предложение». Рассказ «В лесу». |
7. | Путешествие в Красный Замок. Звук и буква «А». | 1 | 13 ноября | Артикуляционная гимнастика. Мимические упражнения. Характеристика звука «А» по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие слухового внимания. Знакомство с буквой «А». Произношение слов со звуком «А», определение позиции звука. |
8. | Путешествие в Красный Замок. Звук и буква «У». | 1 | 20 ноября | Характеристика звука «У» по артикуляционным и акустическим признакам. Игра «поймай звук». Развитие речевого внимания. Словоизменение. Образование приставочных глаголов. Развитие фонематического восприятия. |
9. | Наши гости Ия и Иван. Звук и буква «И». | 1 | 27 ноября | Характеристика звука «И» по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука «И» в словах, определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление. Подбор родственных слов. Игра «Подарки». Тактильные загадки. |
10. | Звук и буква «П». | 1 | 4 декабря | Характеристика звука «П». Произношение звука «П» в словах, предложениях. Определение позиции звука в слове. Работа над мимикой. Анализ словесного состава предложения. Сказка Г.Юдина «День поросенка». |
11. | Звук и буква «К». Домашние животные. | 1 | 11 декабря | Характеристика звука «К». Развитие фонематического восприятия. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. Составление предложений по заданному слову. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Тактильные загадки. |
12. | Звук и буква «О». Едем в гости к бабушке Оле. | 1 | 18 декабря | Характеристика звука «О». Развитие слуховой памяти, фонематических представлений. Работа над предложением. Буква «О». Элементы буквы. |
13. | Звук и буква «Н». Три поросенка. | 1 | 25 декабря | Характеристика звука «Н». Произношение звука «Н» в словах, словосочетаниях, предложениях. Составление предложений по заданным словам. Развитие зрительного восприятия, памяти. Усвоение родительного падежа существительных. Игра «Проблемная ситуация». Обогащение словаря. |
14. | Звук и буква «М». Семья. | 1 | 15 января | Характеристика звука «М» по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений. Развитие внимания и памяти. Восстановление деформированного текста. Чтение чистоговорок. Тактильные загадки. |
15. | Звуки буква «М». Три медведя. | 1 | 22 января | Актуализация глагольной лексики. Усвоение творительного падежа существительных. Развитие внимания, памяти. Расширение и активизация словаря. |
16. | Звук и буква «Л». Прогулка в лесу. | 1 | 29 января | Характеристика звука «Л». Развитие мелкой моторики. Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения. Определение позиции звука «Л» в словах. Игра на развитие зрительного восприятия. Понимание многозначности слов. Образование прилагательных и существительных. Составление предложений по заданному слову. |
17. | Звук и буква «Й». Похищение буквы «Й» Бабой Ягой. | 1 | 5 февраля | Характеристика звука «Й». Развитие пространственной ориентации. Произношение звука «Й» в предложениях-небылицах. Повелительное наклонение глаголов. Согласование существительных с прилагательными. Тактильные загадки. |
18. | Как зайка друзей искал. | 1 | 19 февраля | Развитие фонематического восприятия, памяти и внимания. Словообразование. Словотворчество детей (подбор рифм к словам). Загадки. Развитие воображения. Развитие связной речи. Чтение знакомых слов и слогов. |
19. | Звук и буква «Ы». | 1 | 26 февраля | Выделение звука «Ы» из слов. Характеристика звука. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Словообразование. Активизация и обогащение словаря. Буква «Ы». |
20. | Звук и буква «Э». Экскурсия. | 1 | 4 марта | Характеристика звука «Э». Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. Подбор родственных слов. Подбор определений к существительным. Усвоение несклоняемых существительных. Работа над предложением. Буква «Ы». Тактильные загадки. |
21. | Звук и буква «Б». Клоуны Бим и Бом. | 1 | 11 марта | Характеристика звука «Б». Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Практическое усвоение творительного падежа существительных. Буква «Б». |
22. | Звуки «П– Б». Приключения охотника Пульки и собаки Бульки. | 1 | 18 марта | Дифференциация звуков и букв «П – Б». Звуковой анализ слов пони, пума. Падежное управление. Чистоговорки со звуками. Развитие связной речи, внимания, памяти. |
23. | Звук и буква «Т». В гостях у медвежонка Топа. | 1 | 1 апреля | Характеристика звука «Т». Развитие фонематического слуха, фонематических представлений. Буква «Т», элементы буквы. Подбор определений к существительным. Анализ словесного состава предложения. |
24. | Звук и буква «Д». Наши друзья – Домовой и Домовенок. | 1 | 8 апреля | Характеристика звука «Д». Буква «Д», элементы буквы. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений. Словообразование. Подбор видовых понятий к родовым. Творческие задания детей. Работа над предложением. Развитие словарного запаса. Тактильные загадки. |
25. | Звуки «А, У, И, Э, О, Ы». Лесная школа. | 2 | 15, 22 апреля | Закрепление гласных звуков. Значение слогообразующей функции гласного звука. Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие связной речи. |
26. | Звук и буква «Г». | 1 | 29 апреля | Характеристика звука и буквы «Г». Усвоение вопросительной интонации. Практическое усвоение существительных множественного числа в родительном падеже. Составление предложений по опорным словам. Произношение звука в пословицах и поговорках. |
27. | Звук и буква «С». Незнайка покупает посуду. | 1 | 6 мая | Характеристика звука и буквы «С». Определение позиции звука «С». Словообразование. Падежное управление. Звуковой анализ и синтез. Сказка Г.Юдина «Свинья в гостях». Расширение словаря. Развитие мелкой моторики, кинестетического ощущения. |
28. | Звук и буква «З». В гостях у Зои. | 1 | 13 мая | Характеристика звука «З». Буква «З». Развитие фонематических представлений, внимания и памяти. Звуко-слоговой анализ и синтез. Составление предложений по опорным словам. Произношение звука «З» в связной речи. Составление слов из разрозненных слогов. |
29. | Звук и буква «Ц». В горнице. Итоговое занятие. | 1 | 20 мая | Характеристика звука «Ц». Словотворчество учащихся. Анализ словесного состава предложения. Установление ситуативных связей. Падежное управление. Сказка Г.Юдина «Цыпленок Цып». Чистоговорки со звуком «Ц». Буква «Ц». Тактильные загадки. |
30. | ИТОГО: | 33 часа |
Список литературы
1. А.С. Герасимова «Уникальное развитие по развитию речи». 2002г.
2. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно». М. , 2000г.
3. А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина «Учим азбуку, играя: занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте». М., 2007 г.
4. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». М., 2002 г.
5. О.А.Ишимова, О.А. Бондарчук «Логопедическая работа в школе» - Работаем по новым стандартам – М., 2012 г.
6. Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». М., 2010 г.
7. Н.В. Нищева «Если ребенок плохо говорит…». СПб., 2011 г.
8. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., 2007 г.
9. В.А. Шукейло «90 упражнений для развития речи». СПб., 2009 г.
10. Н.В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори». М., 2010 г.
11. В.С. Кукушин «Логопедия в школе: практический опыт». «Март», 2010 г.
12. З.Н. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». Екатеринбург , 2005 г.
13. Л.О. Пережогин «Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция». М., 2005 г.
14. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М., 2001 г.
15. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001 г.
16. Т.А. Воробьева «Составляем рассказ по серии сюжетных картинок». СПб., 2011 г.
17. Г.Г. Мисаренко «Русский язык – закрепляем трудные темы». М., 2013 г.
18. О.В. Узорова , Е.А. Нефедова « Пальчиковая гимнастика». М. – 2002.
19. Е.В. Юрова «250 упражнений для развития устной речи. Начальное
Обучение». М., 2000 г.
20. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». М., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мелодия звуков" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (логопедия)
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся С ОВЗ 1 класс, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс
Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Рабочая программа коррекционного курса «Удивительный мир звуков и слов»
Данный коррекционный курс направлен на: - осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;- формирование позитивного отношения к правильной речи как показа...