РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций Ястребовой А.В., Садовниковой Н.И., Ефименковой Л.Н., а также специальных компьютерных программ «Азбукослов», «Баба Яга учится читать». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vn_deyatelnosti.doc513.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода.

Программа разработана на основе планируемых результатов образования обучающихся с нарушениями речи:

  • овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  • овладение основами грамотного письма;
  • овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  • формирование позитивного отношения и правильной устной и письменной речи, как показателя общей культуры;
  • использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Реализация программы помогает достичь двух целей:

Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которой является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников.

Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции

Основные задачи работы

Обучающие – формировать лексический компонент речи:

  • уточнять, обогащать, активизировать словарный запас;
  • учить навыкам проведения морфемного анализа и синтеза слов;
  • развивать умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;
  • развивать умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.

Формировать грамматическую сторону речи:

формировать синтаксический компонент речи и связную речь:

  • расширять фразу до необходимого объёма;
  • формировать навык построения связного речевого высказывания.

Развивающие – развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи:

  • развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции;
  • развивать речеслуховую память и внимание;
  • формировать временные и пространственные представления;
  • развивать зрительно-моторные координации,
  • развивать творческие способности.

Воспитывающие – воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

  • создавать на занятиях эмоционально-позитивную атмосферу;
  • формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем деятельности;
  • воспитывать адекватную самооценку.

Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо, чтение и развитая грамотная речь является базой и средством дальнейшего обучения. В связи с этим система коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов и участников учебного процесса.

Актуальность программы

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний

Содержание и построение программы определяется особенностями речевого развития детей с нарушениями речи:

  • недостаточное развитее лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • недоразвитие словарного запаса;
  • недостаточное развитие атрибутивной лексики, предикативного словаря;
  • недоразвитие грамматического строя речи;
  • недостаточная сформированность практических умений и навыков в области словообразования и словоизменения;
  • недоразвитие связной и грамотной речи.

Практическая значимость программы направлена на формирование качественной стороны речевой деятельности, на, применение специальных компьютерных логопедических программ, которые помогут сделать процесс обучения более эффективным и динамичным. Ввести учащихся в увлекательный мир русского языка и сделать удивительные открытия, которые могут стать факторами их интереса к обучению в школе.

Связь с уже существующими программами. Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций  Ястребовой А. В., Садовниковой Н. И., Ефименковой Л. Н., а также специальных компьютерных программ  «Азбукослов», «Баба Яга учится читать».

Новизна программы заключается в том, что все задания представлены в игровой, интерактивной форме. Это повысит мотивационную готовность к обучению, что положительно скажется на результатах логопедической работы. Также включены лингвистические игры и упражнения, которые помогут стимулировать речевое развитие детей, сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно сформулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими, умение выражать свои мысли в устной речи.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

На коррекционных занятиях в рамках программы формируются следующие типы личностных действий:

  • самоопределение – формирование адекватной самооценки, самовосприятия;
  • смыслообразование – установление связи между учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

С целью формирования регулятивных УУД  на коррекционных занятиях дети обучаются:

  • актуализировать и «открывать» знания;
  • самостоятельно планировать речевое высказывание;
  • планировать вместе с учителем и самостоятельно алгоритм действий;
  • сравнивать результат с эталоном.

В контексте формирования  познавательных общеучебных универсальных действий с целью развития умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме работа ведётся по следующим направлениям: формирование

  • лексического компонента;
  • грамматической стороны речи;
  • синтаксического компонента речи и связной речи.

С целью формирования познавательных логических универсальных действий включены задания, предполагающие:

  • совершение операций анализа, синтеза;
  • умение следовать по образцу, правилу, инструкции;
  • установление причинно-следственных связей.

С позиции реализации коммуникативных УУД  коррекционные занятия по развитию лексико-грамматического строя речи предполагается развитие умений:

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • обращаться к учителю или товарищам по группе за помощью за разъяснениями, задавать вопросы.

С позиции реализации  навыков жизненных компетенций:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной  коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
  • овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту развития ребенка, преодоление коммуникативно-речевой неактивности.

Содержание работы

1.Развитие связной речи:

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

2.Лексическая работа:

-обогащение словарного запаса детей

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)

3. Развитие звуковой культуры речи:

-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением

-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

4. Развитие фонетического слуха:

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове

-выделение в слове гласных звуков . согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

5. Обучение звуко-слоговому анализу:

-звуковой анализ слов и слогов

-дифференциация понятий «звук» и «буква»

-соотнесение букв и звуков

6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Для усвоения программы применяются основные методы обучения:

наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

  • игровые элементы;
  • игры;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • пословицы и поговорки;
  • физкультминутки;
  • рифмовки, считалки, чистоговорки, стишки, этюды;
  • ребусы, кроссворды, головоломки;
  • загадки, шуточные вопросы, анаграммы;
  • логогрифы, перевертыши;
  • грамматические сказки;
  • логопедические распевки.

Примерная модель занятий

  • Орг. момент.
  • «Мозговая гимнастика».
  • «Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики»
  • Упражнения на развитие мелкой моторики. На выбор учителя: штриховка, самомассаж, пальчиковая гимнастика,шнуровка и т.д.
  • Физкультминутка.
  • Занимательные задания по лексической теме.
  • Логопедическая распевка.
  • Творческое задание
  • Графический диктант или работа с изографами.
  • Итоги.
  • Рефлексия.

Формы и режим занятий

  • Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, рассказов.
  • Анализ и просмотр картинного и текстового материала.
  • Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
  • Использование творческого элемента в занятия: составление кроссвордов, шарад, рассказов.
  • Занятие-викторина, занятие-путешествие.

В каждом занятии прослеживаются три части:теоретическая, практическая, игровая.

Продолжительность занятий: 35 – 40 мин.

Основные методы и технологии

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств младшего школьника.

Основные методы и технологии:

  • Развивающее обучение.
  • Технология  обучения в сотрудничестве.
  • Коммуникативная технология.

Формы контроля:

Конкурсы, викторины, разгадывание кроссвордов, тестирование, опрос, деловая игра, игры-развлечения, беседа, творческие работы, поисковые исследования, игры, экскурсии, выставки работ и проверочные задания.

Материально-техническое обеспечение: логопедический кабинет.

Учебно-методическое обеспечение:

Материал для звукобуквенного и звуко-слогового анализа:

- разрезная азбука;

- касса букв;

- слоговые таблицы;

- карточки со схемами.

Для коррекция звукопроизношения:

- пособия, раздаточный и демонстрационный материал на все группы звуков;

- карточки с артикуляционными упражнениями;

- профили звуков;

- наборы пособий для работы над речевым дыханием;

- символы звуков.

Материал для работы над словарём и грамматическим строем речи:

- предметные картинки на обобщения;

- времена года;

- профессии людей;

- форма, цвет;

- детёныши животных;

- синонимы;

- антонимы;

- согласование;

- управление;

- предлоги.

Материал по развитию связной речи:

- предметные картинки;

- сюжетные картинки;

- серии сюжетных картинок;

- наборы различных текстов;

- наборы деформированных текстов;

- различные настольные, речевые игры, упражнения, ребусы, кроссворды, шарады и др

По окончании данного курса у учащихся должны быть:

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и автоматизированы  звуки;

- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены  конструкции простого предложения;                                                                                                          

- введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

                                           Обучающиеся должны знать:

  • отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;
  • согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
  • пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
  • способы обозначения мягких согласных на письме;
  • правила оформления предложения на письме            

 Обучающиеся должны уметь:

  • правильно произносить звуки речи;
  • выполнять слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
  • дифференцировать согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
  • дифференцировать согласные, имеющие кинетическое сходство;
  • находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делал? что сделал?
  • правильно оформлять предложение на письме.


Календарно-тематическое планирование в 1 классе

        

Тема занятия

Дата

по плану

Дата по факту

1

В мире звуков «Школа»

02.09

2

Сказки о гласных звуках «Дни недели»

09.09

3

Гласные звуки и буквы «У нас в гостях Незнайка»»

16.09

4

Путешествие в звуковые замки

«Осень».

23.09

5

Согласные звуки и пройденные в классе буквы

«Овощи».

30.09

6

Согласные звуки звонкие и глухие

«Фрукты»

07.10

7

Согласные звуки твердые и мягкие «Домашние и перелетные птицы».

14.10

8

Звуковой  анализ слов

«Перелетные  птицы».

21.10

9

Звуковой анализ.

« Домашние животные и их детеныши».

28.10

10

Ударение.

« Дикие животные лесов нашего края и их детеныши».

11.11

11

Ударение.

«Зимующие птицы».

18.11

12

Слог.

«Зимушка-Зима».

25.11

13

Звукобуквенный анализ слова. «Человек. Части тела»

02.12

14

Звукобуквенный анализ слова.

«Зимние забавы и развлечения».».

09.12

15

Звукобуквенный анализ слова.

«Одежда и обувь по сезонам».

16.12

16

 «Новый год к нам идет».

.

23.12

17

Звукобуквенный и слоговой анализ слов

Мебель.

20.01

18

Звукобуквенный и слоговой анализ слов

«Зимние месяцы».

27.01

19

Парные согласные п - б

«Профессии».

.

03.02

20

Парные согласные в-ф

«Детеныши диких и домашних животных».

04.02

21

Парные согласные т - д. Слово. «Приключения Колобка».

11.02

22

Парные согласные г - к

День Защитника Отечества

24.02

23

Слово. Предложение.

Международный женский

03.03

24

Парные согласные с-з  Слово. Предложение.

« Транспорт (воздушный, водный, наземный)».

10.03

25

Парные согласные ш – ж Слово Предложение. «Весна».

17.03

26

Звук, Слово.  Предложение. «У нас в гостях Бабушка - Загадушка»».

07.04

27

Текст Весна.

Перелетные птицы

14.04

28

Трудный звук, я твой друг. Звук Р

Насекомые.

21.04

29

Трудный звук, я твой друг. Звук Л Путешествие на воздушном шаре. Луг. Лес. Реки и озера.

28.04

30

Звуки Р-Л

Почтальон Печкин принес посылку. Инструменты

05.05

31

У нас в гостях Буратино

В мире сказок

12.05

32

Заголовок текста. Работа с текстом.

«Ура, каникулы!»

19.05

33

«Здравствуй, лето!»

Итоговый мониторинг

25.05

Методическая литература

1.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, - 120 с.

2.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие для логопеда/Л, Н, Ефименкова, - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.: ил..

3.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов коррекционно - развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

4. Ястребова А. В. , Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции чтения и письма, - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с.

5.Мисаренко Г. Г. Коррекционно - развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед, 2004. - № 1. – с. 4 – 10

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., Владос, 1999 – 224


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс

Пояснительная записка              Рабочая   программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебное слово»

Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...