РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций Ястребовой А.В., Садовниковой Н.И., Ефименковой Л.Н., а также специальных компьютерных программ «Азбукослов», «Баба Яга учится читать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vn_deyatelnosti.doc | 513.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода.
Программа разработана на основе планируемых результатов образования обучающихся с нарушениями речи:
- овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- овладение основами грамотного письма;
- овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- формирование позитивного отношения и правильной устной и письменной речи, как показателя общей культуры;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Реализация программы помогает достичь двух целей:
Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которой является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции
Основные задачи работы
Обучающие – формировать лексический компонент речи:
- уточнять, обогащать, активизировать словарный запас;
- учить навыкам проведения морфемного анализа и синтеза слов;
- развивать умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;
- развивать умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Формировать грамматическую сторону речи:
формировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- расширять фразу до необходимого объёма;
- формировать навык построения связного речевого высказывания.
Развивающие – развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи:
- развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции;
- развивать речеслуховую память и внимание;
- формировать временные и пространственные представления;
- развивать зрительно-моторные координации,
- развивать творческие способности.
Воспитывающие – воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- создавать на занятиях эмоционально-позитивную атмосферу;
- формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем деятельности;
- воспитывать адекватную самооценку.
Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо, чтение и развитая грамотная речь является базой и средством дальнейшего обучения. В связи с этим система коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов и участников учебного процесса.
Актуальность программы
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний
Содержание и построение программы определяется особенностями речевого развития детей с нарушениями речи:
- недостаточное развитее лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- недоразвитие словарного запаса;
- недостаточное развитие атрибутивной лексики, предикативного словаря;
- недоразвитие грамматического строя речи;
- недостаточная сформированность практических умений и навыков в области словообразования и словоизменения;
- недоразвитие связной и грамотной речи.
Практическая значимость программы направлена на формирование качественной стороны речевой деятельности, на, применение специальных компьютерных логопедических программ, которые помогут сделать процесс обучения более эффективным и динамичным. Ввести учащихся в увлекательный мир русского языка и сделать удивительные открытия, которые могут стать факторами их интереса к обучению в школе.
Связь с уже существующими программами. Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций Ястребовой А. В., Садовниковой Н. И., Ефименковой Л. Н., а также специальных компьютерных программ «Азбукослов», «Баба Яга учится читать».
Новизна программы заключается в том, что все задания представлены в игровой, интерактивной форме. Это повысит мотивационную готовность к обучению, что положительно скажется на результатах логопедической работы. Также включены лингвистические игры и упражнения, которые помогут стимулировать речевое развитие детей, сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно сформулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими, умение выражать свои мысли в устной речи.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
На коррекционных занятиях в рамках программы формируются следующие типы личностных действий:
- самоопределение – формирование адекватной самооценки, самовосприятия;
- смыслообразование – установление связи между учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
С целью формирования регулятивных УУД на коррекционных занятиях дети обучаются:
- актуализировать и «открывать» знания;
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- планировать вместе с учителем и самостоятельно алгоритм действий;
- сравнивать результат с эталоном.
В контексте формирования познавательных общеучебных универсальных действий с целью развития умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме работа ведётся по следующим направлениям: формирование
- лексического компонента;
- грамматической стороны речи;
- синтаксического компонента речи и связной речи.
С целью формирования познавательных логических универсальных действий включены задания, предполагающие:
- совершение операций анализа, синтеза;
- умение следовать по образцу, правилу, инструкции;
- установление причинно-следственных связей.
С позиции реализации коммуникативных УУД коррекционные занятия по развитию лексико-грамматического строя речи предполагается развитие умений:
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- обращаться к учителю или товарищам по группе за помощью за разъяснениями, задавать вопросы.
С позиции реализации навыков жизненных компетенций:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту развития ребенка, преодоление коммуникативно-речевой неактивности.
Содержание работы
1.Развитие связной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре
-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений
2.Лексическая работа:
-обогащение словарного запаса детей
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
3. Развитие звуковой культуры речи:
-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
4. Развитие фонетического слуха:
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове
-выделение в слове гласных звуков . согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
5. Обучение звуко-слоговому анализу:
-звуковой анализ слов и слогов
-дифференциация понятий «звук» и «буква»
-соотнесение букв и звуков
6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Для усвоения программы применяются основные методы обучения:
наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно – поисковый.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
- игровые элементы;
- игры;
- дидактический и раздаточный материал;
- пословицы и поговорки;
- физкультминутки;
- рифмовки, считалки, чистоговорки, стишки, этюды;
- ребусы, кроссворды, головоломки;
- загадки, шуточные вопросы, анаграммы;
- логогрифы, перевертыши;
- грамматические сказки;
- логопедические распевки.
Примерная модель занятий
- Орг. момент.
- «Мозговая гимнастика».
- «Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики»
- Упражнения на развитие мелкой моторики. На выбор учителя: штриховка, самомассаж, пальчиковая гимнастика,шнуровка и т.д.
- Физкультминутка.
- Занимательные задания по лексической теме.
- Логопедическая распевка.
- Творческое задание
- Графический диктант или работа с изографами.
- Итоги.
- Рефлексия.
Формы и режим занятий
- Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, рассказов.
- Анализ и просмотр картинного и текстового материала.
- Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
- Использование творческого элемента в занятия: составление кроссвордов, шарад, рассказов.
- Занятие-викторина, занятие-путешествие.
В каждом занятии прослеживаются три части:теоретическая, практическая, игровая.
Продолжительность занятий: 35 – 40 мин.
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств младшего школьника.
Основные методы и технологии:
- Развивающее обучение.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Коммуникативная технология.
Формы контроля:
Конкурсы, викторины, разгадывание кроссвордов, тестирование, опрос, деловая игра, игры-развлечения, беседа, творческие работы, поисковые исследования, игры, экскурсии, выставки работ и проверочные задания.
Материально-техническое обеспечение: логопедический кабинет.
Учебно-методическое обеспечение:
Материал для звукобуквенного и звуко-слогового анализа:
- разрезная азбука;
- касса букв;
- слоговые таблицы;
- карточки со схемами.
Для коррекция звукопроизношения:
- пособия, раздаточный и демонстрационный материал на все группы звуков;
- карточки с артикуляционными упражнениями;
- профили звуков;
- наборы пособий для работы над речевым дыханием;
- символы звуков.
Материал для работы над словарём и грамматическим строем речи:
- предметные картинки на обобщения;
- времена года;
- профессии людей;
- форма, цвет;
- детёныши животных;
- синонимы;
- антонимы;
- согласование;
- управление;
- предлоги.
Материал по развитию связной речи:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- серии сюжетных картинок;
- наборы различных текстов;
- наборы деформированных текстов;
- различные настольные, речевые игры, упражнения, ребусы, кроссворды, шарады и др
По окончании данного курса у учащихся должны быть:
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и автоматизированы звуки;
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения;
- введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.
Обучающиеся должны знать:
- отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;
- согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
- способы обозначения мягких согласных на письме;
- правила оформления предложения на письме
Обучающиеся должны уметь:
- правильно произносить звуки речи;
- выполнять слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
- дифференцировать согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
- дифференцировать согласные, имеющие кинетическое сходство;
- находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делал? что сделал?
- правильно оформлять предложение на письме.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | В мире звуков «Школа» | 02.09 | |
2 | Сказки о гласных звуках «Дни недели» | 09.09 | |
3 | Гласные звуки и буквы «У нас в гостях Незнайка»» | 16.09 | |
4 | Путешествие в звуковые замки «Осень». | 23.09 | |
5 | Согласные звуки и пройденные в классе буквы «Овощи». | 30.09 | |
6 | Согласные звуки звонкие и глухие «Фрукты» | 07.10 | |
7 | Согласные звуки твердые и мягкие «Домашние и перелетные птицы». | 14.10 | |
8 | Звуковой анализ слов «Перелетные птицы». | 21.10 | |
9 | Звуковой анализ. « Домашние животные и их детеныши». | 28.10 | |
10 | Ударение. « Дикие животные лесов нашего края и их детеныши». | 11.11 | |
11 | Ударение. «Зимующие птицы». | 18.11 | |
12 | Слог. «Зимушка-Зима». | 25.11 | |
13 | Звукобуквенный анализ слова. «Человек. Части тела» | 02.12 | |
14 | Звукобуквенный анализ слова. «Зимние забавы и развлечения».». | 09.12 | |
15 | Звукобуквенный анализ слова. «Одежда и обувь по сезонам». | 16.12 | |
16 | «Новый год к нам идет». . | 23.12 | |
17 | Звукобуквенный и слоговой анализ слов Мебель. | 20.01 | |
18 | Звукобуквенный и слоговой анализ слов «Зимние месяцы». | 27.01 | |
19 | Парные согласные п - б «Профессии». . | 03.02 | |
20 | Парные согласные в-ф «Детеныши диких и домашних животных». | 04.02 | |
21 | Парные согласные т - д. Слово. «Приключения Колобка». | 11.02 | |
22 | Парные согласные г - к День Защитника Отечества | 24.02 | |
23 | Слово. Предложение. Международный женский | 03.03 | |
24 | Парные согласные с-з Слово. Предложение. « Транспорт (воздушный, водный, наземный)». | 10.03 | |
25 | Парные согласные ш – ж Слово Предложение. «Весна». | 17.03 | |
26 | Звук, Слово. Предложение. «У нас в гостях Бабушка - Загадушка»». | 07.04 | |
27 | Текст Весна. Перелетные птицы | 14.04 | |
28 | Трудный звук, я твой друг. Звук Р Насекомые. | 21.04 | |
29 | Трудный звук, я твой друг. Звук Л Путешествие на воздушном шаре. Луг. Лес. Реки и озера. | 28.04 | |
30 | Звуки Р-Л Почтальон Печкин принес посылку. Инструменты | 05.05 | |
31 | У нас в гостях Буратино В мире сказок | 12.05 | |
32 | Заголовок текста. Работа с текстом. «Ура, каникулы!» | 19.05 | |
33 | «Здравствуй, лето!» Итоговый мониторинг | 25.05 |
Методическая литература
1.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000, - 120 с.
2.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальнх классов: пособие для логопеда/Л, Н, Ефименкова, - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС ,2006. – 335 с.: ил..
3.Коржаева Е. Е. Программа логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов коррекционно - развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
4. Ястребова А. В. , Бессонова Т. П. Обучаем писать и читать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции чтения и письма, - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с.
5.Мисаренко Г. Г. Коррекционно - развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед, 2004. - № 1. – с. 4 – 10
6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., Владос, 1999 – 224
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебное слово»
Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...