Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Фонетика, грамматика, правописание» специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Коррекция письма и чтения» основных задач коррекционно-лингвистического курса:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Решаемые задачи позволяют достичь целей курса:
· познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kor._p._i_cht.docx | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
Отдела образования по Кузнецкому району
муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная школа №30»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе
Директор МКОУ педагогическим советом школы
«Специальная Школа № 30» Протокол №__ от 29.08.2014г.
____________ Л.Р.Чаузова
Приказ №___от 29.08.2014 Программа обсуждена на
Методическом совете школы
Протокол № __ от 27.08.2014г
КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
из раздела учебного плана на 2014 -2015 учебный год
(Составлена на основе рабочей программы по учебному предмету фонетика, грамматика, правописание для 2 класса)
Составитель:
Бобичева Л.С.
Новокузнецк, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Фонетика, грамматика, правописание» специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Коррекция письма и чтения» основных задач коррекционно-лингвистического курса:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Решаемые задачи позволяют достичь целей курса:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Задачей обучения письму является развитие мелкой мускулатуры рук, пространственных представлений и глазомера учащихся, совершенствование графических навыков (отработка начертаний букв, четкого, плавного письма слов, предложений, текстов). В результате обучения письму ученик должен «перевести» звук в букву (фонетико-графическое написание), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать их с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывает у них аккуратность трудолюбие.
- Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Побор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, и, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи - ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
- Систематический курс.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Программные требования предусматривают развитие фонематического восприятия у детей, умения четко и правильно произносить звуки речи, знакомство с фонетическим составом слова, усвоение различия между гласными и согласными, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими, ударными и безударными гласными.
Важнейшее программное требование по этому разделу заключается в том, что дети должны уметь различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской орфографии.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стул, ночь; в словах с йотированными согласными е, ё , ю ,я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте.
Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные слова)». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение. (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу в положении под ударением;
- сочетания чк – чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ъ.
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек - замочка);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на – мя, - ий, - ье, - ия, - ов, - ин);
- безударные падежные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Составление собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам и картинкам.
Отличительными чертами данного курса является то, что курс по коррекции письма и чтения в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи можно считать основным направлением логопедической работы. Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в письменной форме, уточнять ряд сведений по грамматике и правописанию, а также элементарные представления о литературе.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей не имеющих речевые нарушения, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, отличный от словаря других.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух.
Коррекция письма и чтения является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной речи благодаря развитию познавательных процессов, наблюдениям и обобщениям в области речевых звуков.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
- проведение дыхательной гимнастики;
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
- работу со словарями (усвоение терминологии);
- проведение звуко - буквенного анализа слов, в том числе слов сложной слоговой структуры;
- включение в занятие заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
- опору на жизненный опыт обучающихся;
- соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде:
- стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года.Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
- промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (речевые профили);
- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
- стартовые диагностические работы на начало учебного года;
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексные диагностические и контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка (в устной форме);
- индивидуальные речевые профили обучающихся.
Формы контроля:
- опрос
- составление текстов
- итоговое списывание
- диктант
- изложение
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
- подгрупповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена на 64 часа в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня обучения. Программа адаптирована для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Планируемые результаты курса «Коррекция письма и чтения» во 2 классе.
Обучающиеся научатся:
Называть:
- виды предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
- изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; их лексические и грамматические признаки;
- однокоренные слова, корень слова.
Различать и сравнивать:
- словосочетание и предложение; виды предложений по цели высказывания; главные члены предложения;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- однокоренные слова и разные формы одного и того слова;
- звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.
Решать практические учебные задачи:
- выделять предложения из сплошного текста;
- составлять предложения из слов и словосочетаний;
- письменно отвечать на вопросы;
- находить главные члены предложения;
- ставить необходимые знаки препинания в конце предложения;
- по двум признакам определять части речи;
- раздельно писать предлоги со словами;
- подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
- проверять безударные гласные и парные согласные в корне;
- писать слова с непроверяемыми написаниями;
- каллиграфически правильно списывать текст.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса:
Обучающиеся научатся:
Различать и сравнивать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Решать практические учебные задачи:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (40-60 слов), включающий изученные орфограммы;
- производить разбор слов по составу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки;
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложение в 45-65 слов по плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ – рассуждение.
Содержание учебного предмета, курса.
Звуки речи. Буквы. Слог (28 ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные, их признаки. Гласные звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слова с буквой э. Согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чн, чк, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак (ъ) для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами: глаза — глаз — глазки. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны — сосна. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак (ь).
Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Правила произношения слов. Умение правильно выделять в слове ударный слог {магазин, портфель, понял, красивее); в отдельных словах сочетание чн произносить как [шн] (скучный, конечно), на месте буквы г — звук [в] (сегодня), на месте буквы е — звук [э] (модель, антенна, шоссе); произносить сочетание сч как [щ'] (счёт, счастье) и др. Умение пользоваться справочной страницей в учебнике «Произноси правильно слова».
Предложение (7 ч)
Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Простое распространенное и простое нераспространенное предложение. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знак на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Учащиеся должны знать, что предложения выражают определенную мысль. Путем соответствующих практических упражнений они должны научиться выделять предложения из речи, печатного текста, уметь выделять в предложении слова по вопросам о ком? о чем говорится? что говорится?, уметь распространять предложения по вопросам что? у кого? кому? чем? с чем? о ком? о чем? какой? какие? как?, уметь закончить предложение и т. д.
Необходимо много времени и внимания уделять упражнениям по установлению связи слов в предложении, используя различные виды наглядных схем. Это помогает учащимся осмыслить, каким членом предложения является то или иное слово и к какому слову оно относится.
Слово(15 ч)
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначность слова (наблюдения).
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы: что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: в, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.
Состав слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах: дом — домашний, морковный — морковь. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река — реки, словарь — слово, круг — круги, ягодка — ягода. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах: мороз — морозный, морозить.
Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения.
Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения состава его и выделения в нем значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также при овладении общим понятием о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе и др.).
Изучение темы «Состав слова» дает возможность познакомить учащихся с морфологическим анализом, что очень важно для общего языкового развития и овладения грамотным письмом.
Текст. Связная речь (11 ч)
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст — повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста.
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на определенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повествования (30—40 слов).
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические и композиционные (анализ и составление рассказов простейшего типа) упражнения. Вводится понятие текста. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям приять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Промежуточный и итоговый контроль знаний (3 ч)
Чистописание (Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке по 7- 10минут)
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формой букв и их соединений в словах. Написание строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, в, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 8) Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.
Письмо букв и их соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное ритмичное письмо слов и предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь,
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словесные и др.) и обучающие изложения и сочинения.
Календарно – тематическое планирование логопедических занятий по коррекции нарушений письма и чтения во 2 классе.
(64 часа – 2 часа в неделю)
№П/П | Тема занятия | Дата |
Звуки и буквы. | 16.09.14 | |
Звук и буква [Э]. Выделение звука из слов. | 18.09.14 | |
Слова с буквой Э. Звуко-буквенный разбор слов. | 23.09.14 | |
Различение мягких согласных звуков, обозначение их буквами. | 25.09.14 | |
Звук [j] и схема образования йотированных гласных. | 30.09.14 | |
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 02.10.14 | |
Сочетания чк, чн, чт в словах. | 07.10.14 | |
Подготовка к диктанту. Словарная работа. | 09.10.14 | |
Слово и слог. Деление слов на слоги. | 14.10.14 | |
Перенос слов. Слова которые не переносятся. | 16.10.14 | |
Предложение, как единица речи. Знаки препинания. | 21.10.14 | |
Главные члены предложения. | 23.10.14 | |
Работа с текстом. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. | 28.10.14 | |
Контрольный диктант за I четверть. | 30.10.14 | |
Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами. | 11.11.14 | |
Мягкий знак в конце слов. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. | 13.11.14 | |
Роль мягкого знака и йотированных гласных после согласных. | 18.11.14 | |
Обозначение мягкости согласных в конце слова и в середине. | 20.11.14 | |
Способы смягчения согласных. Роль мягкого знака. | 25.11.14 | |
Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости. | 27.11.14 | |
Способы проверки парных согласных на конце слова. | 02.12.14 | |
Звуко-буквенный разбор слов с парными твёрдыми и мягкими согласными. | 04.12.14 | |
Чтение слов различной слоговой структуры. Звуко-буквенный анализ. | 09.12.14 | |
Парные звонкие и глухие согласные (п-б, д-т). | 11.12.14 | |
Парные звонкие и глухие согласные (в-ф, к-г, з-с). | 16.12.14 | |
Особенности произношения слов с удвоенными согласными. Упражнение в написании слов. Перенос слов с удвоенными согласными. | 18.12.14 | |
Слова с двойными согласными. | 23.12.14 | |
Контрольное списывание за II четверть. | 25.12.14 | |
Ударение. Ударный и безударный слог. | 13.01.15 | |
Написание проверяемых и непроверяемых гласных в словах. | 15.01.15 | |
Безударные гласные в корне слова. Проверка безударных гласных. | 20.01.15 | |
Закрепление навыка написания слов с безударными гласными. | 22.01.15 | |
Разделительный –Ь-. Словарный диктант. | ||
Упражнение в написании слов с разделительным -Ь-. Звуко-буквенный анализ. | 29.01.15 | |
Упражнение в написании слов с -Ь-. | 03.02.15 | |
Имена существительные. | 05.02.15 | |
Сочинение по картинке. | 10.02.15 | |
Чтение слов различной слоговой структуры. Образование слов приставочным способом. | 12.02.15 | |
Значение прилагательных в речи Составление словосочетаний сущ.+прил. | 17.02.15 | |
Работа с текстом. Выразительное чтение. | 26.02.15 | |
Изменение прилагательных по числам. Прилагательные-антонимы. | 03.03.15 | |
Изменение глаголов по временам. | 05.03.15 | |
Смыслоразличительная роль предлогов в речи. Правописание предлогов. | 10.03.15 | |
Контрольный диктант за III четверть. | 17.03.15 | |
Закрепление произношения щ,ц на материале чистоговорок. Слуховой диктант. | 19.03.15 | |
Родственные слова. | 02.04.15 | |
Составление предложений с родственными словами. | 07.04.15 | |
Безударная гласная в корне слова. Подбор проверочных слов. | 09.04.15 | |
Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 14.04.15 | |
Слова с разделительным -Ь-. Повторение. | 16.04.15 | |
Составление словосочетаний сущ.+глагол со звуками [щ],[ч],[т’]. | 21.04.15 | |
Составление словосочетаний сущ.+ прилаг. со звуками [ц],[с],[з]. | 23.04.15 | |
Подбор проверочных слов при написании безударной гласной в корне слова. | 28.04.15 | |
Составление рассказа по картинке. | 30.04.15 | |
Написание слов с парными согласными на конце под диктовку. | 14.05.15 | |
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | 19.05.15 | |
Итоговая проверочная работа. | 21.05.15 | |
Работа с текстом. Определение темы, главной мысли. Пересказ. | 26.05.15 | |
Работа с текстом. Определение темы, главной мысли. Пересказ. | 28.05.15 | |
Звуки [щ], [ц] в словосочетаниях. Составление предложений из словосочетаний. | ||
Составление связного текста со звуками [з], [ж], [ш], с по картинке. | ||
Работа с текстами. Словарная работа. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание. | ||
Заучивание наизусть и воспроизведение текста со звуками [с], [с’], [ч]. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи( Приложение 1)
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Учебная программа по Коррекции темпа, ритма и плавности речи для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по курсу «Коррекция темпа, ритма и плавности речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
рабочая программа "Обучение грамоте" (письмо и чтение) 1 класс ФГОС УМК ПНШ
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо и чтение)для 1 класса. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...
Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...
Презентация. Упражнения для коррекции письма и чтения
Презентация. Упражнения для коррекции письма и чтения...