Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дедовская средняя школа №4
Московская область
Работа по формированию
фонематического восприятия у первоклассников
с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Сергеева Надежда Сергеевна,
учитель-логопед
Дедовской средней школы № 4
2015
Недоразвитие фонетико-фонематического строя речи является одним из компонентов системного нарушения речи.
Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности (общее недоразвитие речи) характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учета контекстуальных связей;
- устойчивым аграмматизмом;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Дети, у которых нарушения произношения (смешения и замены фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют более 40 % от общего числа детей зачисленных на логопедические занятия. В связи с этим у них возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слов, а как результат – неуспеваемость по письму.
При смешении близких звуков у детей сформировалась артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончился. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия выражается в следующем:
- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, свистящих – шипящих – аффрикат)
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
- затруднения при анализе звукового состава речи.
У детей с ОНР к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функций речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.
Характеристика группы.
- Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Вследствие этого у детей наблюдаются:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением
- Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
Вследствие этого у детей наблюдается:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
Коррекционная работа проводится на трех уровнях: фонетическом, лексическом и синтаксическом.
В 1 классе – на фонетическом уровне.
Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в устной речи. Дифференциация в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проводится на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем. Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом по образцу. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.
На занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серии упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены, сходных букв на письме.
Требование коммуникативной направленности коррекционного обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Письмо и чтение в начале коррекционного обучения первоклассников заменяется активной работой с различными схемами-моделями анализируемых слов, буквами, слоговыми карточками, схемой руками, слоговыми линейками, цифровым рядом.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии детей в условиях образовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.
Предметным результатом коррекционного обучения являются:
- сформированность фонетико-фонематического компонента речевой системы;
- формирование навыка правильного и грамотного чтения и письма;
- формирование лексико-грамматического компонента речевой системы.
Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД):
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Овладевать способами самооценки выполнения действия.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Использовать знаково-символические действия.
- Слушать и понимать речь других.
- Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
Выводы.
Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию и своевременно предупреждать неуспеваемость обучающихся. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения у детей происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.
Литература.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М., 2006
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М. 2006
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам. – М, 2012
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С.-Петербург: Союз, 1999
- Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. – М., 2009
- Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). – С.-Петербург. 2006
- Преодоление нарушений письменной речи. /Под ред. Яковлевой Н.Н. – С.-Петербург. 2011
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
- Шапиро И.Н., Кондакова М.Ф. и др. Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв. /
Под ред. Хватцева М.Е. - М., 1964
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
Образовательные.1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....
«Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня»
Краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Характеристика звукопроизношения, словообразования, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического построения и ...