«Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня»
статья по логопедии
Краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. Характеристика звукопроизношения, словообразования, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического построения и связной речи детей с ОНР III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня» | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
Подготовила:
учитель-логопед
Шумилина О. В.
Моршанск, 2021
Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Типичным является использование простых распространенных предложений и некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов: «бейка мотлит и не узнайя» – белка смотрит и не узнала зайца; «из тубы дым тойбы, потамута хойдна» – из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из 3-5 слогов. Дети существенно затрудняются в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах «взяла с ясика» – взяла из ящика. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы. В то же время не умеют объяснить значения некоторых слов: выключатель – «ключит све»; виноградник – «он садит».
В словообразовательных операциях, у детей имеются типичные ошибки, такие как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил» – тракторист), грубые нарушения звуко-слоговой структуры производного слова, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса (гороховый – «горохвый»).
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо одежда – «пальты», «кофнички» – кофточки). Не знают названия слов: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри), животных (копыта, вымя, бивни), наименование профессий и действий, связанных с ними (водит, исполняет, рубит, строгает), неточно употребляют слова, обозначающие животных, птиц, рыб, насекомых (носорог – «корова», жираф – «большая лошадь», дятел – «птичка», паук – «муха», гусеница –«червяк»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с ОНР III уровня отмечается своеобразие связной речи. Её недостаточная сформированность проявляется в диалогах и монологах. Им трудно сформулировать развернутые высказывания. Дети нарушают связность и последовательность рассказа, упускают существенные элементы сюжета, присутствует фрагментарность изложения, нарушают временные и причинно - следственные связи. Дети не умеют выделить в тексте главные и второстепенные элементы его сюжета. Одновременно отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений дети пропускают или переставляют слова, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы.
В самостоятельной речи имеются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: перестановка слогов, добавление слогов, персеверация («неневик» – снеговик), антиципация («астобус» – автобус), усечения слогов («мисанел» – милиционер).
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Недостаточность фонематического восприятия выражается в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Затрудняются придумывать слова на заданный звук.
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....
Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи
Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...