Логопедическое занятие по теме "Дифференциация гласных о-ё"
план-конспект занятия (логопедия) на тему

Криницкая Светлана Геннадьевна

В представленном конспекте подробно описана работа по различению твердых и мягких согласных после гласных о-ё. Конспект составлен с учетом требований ФГОС в начальной школе. Будет полезен учителям начальных классов при изучении йотированных гласных. В конце конспекта - самоанализ по современной схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация гласных О-Ё 44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Криницкая Светлана Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края

Конспект логопедического занятия по теме:

 «Дифференциация гласных о - ё после твердых и мягких согласных»

( 2-е занятие по теме)

Пояснительная записка

Изучение йотированных гласных – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте. Дети с нарушением чтения и письма часто неверно используют буквы я, ё, ю, е. Среди подобных ошибок отмечается замена йотированных гласных , стоящих после согласных и осуществляющих их смягчение, соответствующими гласными буквами первого ряда ( а - я, о - ё, у - ю). Возникновение данной ошибки происходит из-за трудностей в различении твердых и мягких согласных и понимании йотированных, как знака мягкости предыдущих согласных.

Данное логопедическое занятие рассчитано на группу учеников 2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи IV уровня.

Характеристика группы: дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции  и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У обучающихся нарушен фонетико-фонематический компонент речевой системы, грамматический строй, словарный запас качественно неполноценен, недостаточно сформированы навыки связного высказывания. Учащиеся обучаются по программе 2 класса «Перспективная начальная школа».

Методическая тема занятия: «Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными буквами О – Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте».

Тема занятия, называемая детям: «Буквы О – Ё после твердых и мягких согласных».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы:

Занятие включено в раздел I «Звуки и буквы русского языка», порядковый номер занятия - I.1.15.

Цель: формирование навыка употребления букв О - Ё после твердых и мягких согласных на письме: в словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О – Ё; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте;
  • Расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
  • Формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность, отзывчивость) и положительную мотивацию к обучению;
  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
  • Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка)

Оборудование: две мягкие игрушки (ёжики), карточки с именами Тома, Тёма, Таня, Сёма, Том, Толя; наглядные пособия «План города красивой речи», «Сравню слова», «Ступеньки знаний»,цветные карандаши, индивидуальные карточки с названиями детенышей, в написании которых пропущена 1 буква , картинки с изображением котёнка, щенка, лисёнка, ягнёнка; карточки со словами: весёлый, озорной, добрый, большой, находчивый, спокойный (строчными буквами); массажёры «су-джок», карточки в форме цветов с деформированным предложением, карточки с предложениями для составления текста.

Предварительная работа: проведение логопедического занятия по теме: «Дифференциация гласных о – ё после твердых и мягких согласных в слогах и словах».

Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: дети научатся употреблять буквы О – Ё после твердых и мягких согласных на письме: в словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Этапы проведения занятия

Организационный момент

Задачи:

  • создание доброжелательной атмосферы на занятии,
  • развитие кинестетических ощущений;
  • формирование навыка пользования обращенной речью.

Методы: практические (упражнение- тренинг).

Условия реализации: мягкая игрушка (ёжик)

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Тренинг «Я тебе желаю сегодня…»

-Здравствуйте, ребята. Давайте в начале нашего занятия скажем друг другу добрые слова, а поможет нам в этом ёжик, с которым мы познакомились на прошлом занятии.

Дети передают ёжика (мягкую игрушку) из рук в руки и произносят пожелания друг другу на сегодняшний день

Положительный настрой учащихся на работу (мотивационная основа учебной деятельности)

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Задачи: закреплять у учащихся знания о гласных первого и второго ряда (О-Ё), формировать умение строить высказывание –вывод о гласных, развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа.

Методы: словесные (беседа, инструкция), практические (упражнение)

Условия реализации: карточки с именами Тома, Тёма, Таня, Сёма, Том, Толя; наглядные пособия «План города красивой речи», «Сравню слова».

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Работа со словами -паронимами

-Вспомните, как зовут нашего ёжика и его подружку, выбрав карточки с их именами.

-Сравните слова Тома и Тёма по алгоритму-схеме.

- Что мы узнали о буквах О - Ё на прошлом занятии?

Дети выбирают у доски карточки с именами Тома, Тёма

Дети сравнивают слова: по звучанию, по написанию, по значению.

Дети формулируют выводы:

Буква О служит для обозначения твёрдости согласных звуков (показывает их твердый характер);

Буква Ё служит для обозначения мягкости согласных звуков.

Буква Ё в начале слова может обозначать 2 звука [йо]

Звук и буква

Твердые и мягкие согласные

Гласные звуки и буквы

Учащиеся умеют правильно прочитывать сходные по написанию слова

Умение детей работать по алгоритму.

Уметь выполнять звуковой анализ слов.

Дети умеют формулировать вывод о функциях гласных букв О – Ё

(Ученик научится формулировать вывод о наблюдаемых явлениях-формируются логические УУД).

Целеполагание

Задачи: учить детей определять цель занятия, планировать свою работу.

Методы: наглядные, словесные.

Условия реализации: наглядное пособие «Ступеньки  знаний»

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

(формирование УУД)

Определение плана работы

-Мы на прошлом занятии только начали восхождение к «вершине познания» звуков и букв, посмотрите, на какой ступеньке мы остановились и куда нам следует идти сегодня.

Дети обращаются к наглядному пособию «Ступеньки знаний» и видят там передвижную фигурку человека с буквами О-Ё в руках, остановившегося на ступеньке «Слово».

-Нам нужно сегодня учиться различать буквы О-Ё в словосочетаниях и предложениях, а также – в тексте.

Слово, словосочетание, предложение, текст.

Дети умеют определять цель занятия, овладевают начальными навыками планирования своей деятельности

(Ученик получит возможность в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

Основная часть

Задачи: 

  • активизация словарного запаса учащихся,
  • совершенствование грамматического строя речи,
  • развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение)
  • развитие познавательных универсальных у.д.(через построение высказывания, самостоятельное пользование алгоритмом рассуждения, использование элементов моделирования схемы предложения)

Методы и приёмы: практические (упражнение, игра), словесные, наглядные

Условия реализации: индивидуальные карточки с названиями детенышей, в написании которых пропущена 1 буква , картинки с изображением котёнка, щенка, лисёнка, ягнёнка; карточки со словами: весёлый, озорной, добрый, большой, находчивый, спокойный; цветные карандаши, массажёры «су-джок», деформированное предложение (записано на цветах), набор предложений для деформированного текста.

Связь результатов данного этапа с результатами коррекции речевых нарушений на предыдущих занятиях:

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

1. Упражнение «Буква потерялась»

Проверка выполнения в парах

Работа на лексическом уровне

2.

Составление словосочетаний

Запись словосочетаний в тетрадь и на доске

Упражнение «Закончи предложение»

3.

Физминутка с су-джоком

4.

Игра «Найди лишнее»

5.

Составление предложения

Составление схемы предложения

6.

Работа с деформированным предложением

Чтение предложения с разной интонацией, логическим ударением.

7.

Составление деформированного текста

-У ёжиков есть друзья, их имена они принесли на карточках, но при написании  поторопились и пропустили в словах буквы. Поможем ёжикам восстановить слова.

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность написания слов

(выставляются на доску изображения детёнышей)

- Как назвать эти слова одним словом?

- Чей детёныш ягнёнок?

-Посмотрите на доску и прочитайте слова-признаки, узнаете,какие друзья у ёжиков.

-Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

-Обведите буквы О-Ё красным карандашом по-разному (например, О-квадратом а Ё- кружочком), а затем подчеркните согласные буквы перед ними (зелёным, которые звучат мягко, синим- которые звучат твёрдо)

- Помогите закончить предложения нашими словосочетаниями:

Я кормлю (кого?)…

Я играю (с кем?) …

Внашем дворе нет (кого?)…

Все дети рады (кому?)…

-Немного отдохнём, возьмите в руки массажеры «су-джок»

-Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

-Найдите словосочетание, которое не подходит к трем остальным.

Почему?

-Составьте предложение про находчивого лисёнка

-Давайте научим ёжиков чертить схему предложения

-Вот перед нами цветочная поляна. Но цветы не простые, а волшебные: кто сложит цветочки по порядку – тот сможет прочитать загадку о ком-то.

-Спишите предложение по всем правилам, обозначьте буквы О-Ё и согласные перед ними.

- Давайте прочитаем это предложение с радостью, с грустью, вопросительно, с сомнением, приказным тоном.

-Пора

отправлять ёжиков домой, они живут за рекой.

Давайте построим им плот из предложений. Но чтобы плот был крепким, надо хорошо связать предложения между собой, чтоб получился целый текст (правило текста – логическая  связь предложений)

Дети работают по индивидуальным карточкам, вставляя в слова буквы О-Ё

Дети проверяют задание в парах. Читают слова:

котёнок,

щенок, ягнёнок,

лисёнок.

-Детёныши животных.

-Овцы и барана.

Дети читают слова: добрый, весёлый, озорной, спокойный, большой, находчивый, соотносят признак с подходящим по смыслу детенышем.

Дети записывают:

Озорной котёнок, весёлый щенок, спокойный ягнёнок, находчивый лисёнок.

Дети выполняют цветовое обозначение букв, опираясь на звучание

Дети изменяют словосочетания, правильно согласовывая слова друг с другом

Дети поочередно проводят всеми пальцами по ребристой поверхности су-джока, проговаривая текст стихотворения.

Ученики определяют «лишнее» словосочетание (находчивый лисёнок), т.к. это дикое животное

Дети составляют предложения, выбираем такое, в котором будут буквы О-Ё.

Находчивый лисёнок идёт на охоту.

Дети с комментариями чертят схему предложения(один – у доски)

Дети у доски раскладывают цветы согласно их порядковым номерам, читают предложение:

Под соснами, под ёлками ползёт клубок с иголками.

(Ёжик)

Дети уточняют важное правило раздельного написания слов друг от друга.

Дети варьируют интонации голоса, прочитывая предложение.

Дети составляют текст:

У реки рос высокий клён. В ветвях клёна ворона свила гнездо. Скоро там вывелся воронёнок. Он был голодный и громко кричал. Ворона заботилась о нём.

Слова-названия предметов

Слова, обозначающие признак предмета

Что такое

словосочетание.

Это слово и другое слово

Дети умеют анализировать звуковое наполнение слова и определять недостающий элемент в слове.

(ученик научится работать с заданием, представленным  в форме индивидуальной карточки)

Ученики выполняют взаимопроверку выполненной работы

Умеют делать обобщение по теме «детеныши животных»

Уметь правильно прочитывать слова-признаки предметов, записанные письменными буквами.

Умеют правильно записывать гласные О-Ё после твердых и мягких согласных , определяют твёрдость и ли мягкость согласных звуков.

Уметь правильно согласовывать слова друг с другом при изменении словосочетаний по падежам

Дети умеют выполнять движения совместно с произнесением текста (уметь осуществлять речеслуховой и речедвигательный контроль за собственными действиями)

Уметь классифицировать слова по существенным признакам

(развитие логических УУД)

Умеют составлять и записывать предложения, грамматически правильно его оформляя.

Уметь графически изображать предложение.

(развитие коммуникативных УУД в процессе группового сотрудничества со сверстниками)

Уметь записывать предложение, соблюдая правило раздельного написания слов друг от друга.

(самостоятельное осуществление учения)

Уметь интонировать свою речь в зависимости от ситуации.

Уметь выстраивать логическую цепочку событий, последовательно излагать свои мысли.

Итоговая часть

Задачи: формировать умение детей делать логический вывод о завершении работы над звуками и буквами, формировать навыки адекватной самооценки, рефлексии.

Методы: беседа, рассуждение, показ

Условия реализации: наглядное пособие «Ступеньки знаний», пособие для рефлексии «Полянка настроения».

Показатели результативности данного этапа: оценивание детьми своего физического и эмоционального состояния, определение положительной динамики коррекции речевого нарушения по сравнению со сформированными УУД на прошлом занятии.

Определение ближайшей зоны коррекционно-развивающей работы ( знакомство с другими звуками и буквами)

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Самооценка деятельности

Оценка деятельности учащихся учителем-логопедом.

Определение ближайшей зоны коррекционно-развивающей работы

Рефлексия

- Ребята, посмотрите, наш человечек сегодня дошёл до вершины знаний. Поднимите руку, кто в своих знаниях тоже стоит рядом с ним?

Молодцы. А кто ещё не добрался до вершины, что-то не понял сегодня?

-А мне сегодня понравилось, как работали…..

-Как вы думаете , что человечек приготовит нам на следующее занятие? Чему мы будем учиться?

- А сейчас мы поедем на паровозике на «Полянку настроения»

(звучит отрывок песни паровозика)

-Подойдите к «Полянке настроения» и поднимите понравившуюся вам бабочку немного вверх, чтоб мы увидели ваше настроение.

- Спасибо за занятие.

В ходе беседы дети проводят самооценку своей работы на занятии, определяют нерешенные проблемы.

Дети получают символические наклейки-отметки за работу.

Дети предполагают тему следующего занятия, возможные этапы работы.

Учащиеся выходят под музыку к стенду с изображением полянки и стрекоз на ней.определяют свое настроение способом цветового обозначения

Уметь адекватно оценивать свою работу на занятии, формулировать свои проблемы (развитие регулятивных УУД)

Умение ставить перед собой ближайшую цель в обучении

Умение соотносить цвет с соответствующим настроением

Самоанализ логопедического занятия .

Тема : Дифференциация гласных о - ё после твердых и мягких согласных (2-е занятие по теме)

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР IV уровня. 2 класс

  1. Занятие соответствует плану  коррекционной работы .

Цель: формирование навыка употребления букв О - Ё после твердых и мягких согласных на письме: в словосочетаниях, в предложениях и текстах.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными О – Ё; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте;
  • Расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
  • Формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность, отзывчивость) и положительную мотивацию к обучению;
  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности; навыки учебного сотрудничества через коллективные и парные виды работы
  • Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка);
  • Развитие мелкой моторики через массаж пальцев рук
  • Развивать операции мышления (классификацию, сравнение, обобщение, анализ, синтез), память, ассоциативное рассуждение.

Цель, задачи в ходе занятия реализованы.

  1. Учебный материал соответствует программным требованиям, теме, цели и задачам занятия, возрасту детей и их возможностям.

                     

                       Запланированные виды заданий, упражнения.

  1. Характер усвоения знаний детьми:
  • Задания с учётом особенностей полисенсорного восприятия школьников ( с опорой на несколько анализаторов):

 зрительн.+ слух., кинестетич.+речедвиг.

  • Объём изучаемого оптимален, перегрузки не было.
  • В занятие включены задания для самостоятельной работы: («Пропущенная буква»,  «Предложение  рассыпалось».)

  • Наличие наглядности – мотивационный компонент.
  1. Структурные элементы занятия:
  • Использование различных способов проверки ( у доски, фронтальная, самостоятельная.
  1. Изложение нового материала
  • связь с предыдущим и последующим ( «Дифференциация гласных о - ё после твердых и мягких согласных – 1 занятие по теме» и «Дифференциация гласных у-ю после твердых и мягких согласных )
  • наличие межпредметной связи ( психология + логопедия, логопедия + русск. яз., логопедия + математика, логопедия + чтение)
  • изложение материала по принципу от простого к сложному, от звука к букве, от звука к слову, от слова к предложению.
  • наглядность, оборудование в нужном объёме.
  1. При закреплении материала осуществлялся индивидуальный и      дифференцированный подход.

Предложенные виды упражнений по теме были эффективны при изучении данной темы.   Инструкции – доступны детям.

  1. Занятие имело коррекционную направленность:
  • упражнения на развитие высших психических функций,
  • включ. задания с опорой на несколько анализаторов
  • смена видов деятельности.
  1. Поведение учащихся:
  • устойчивость внимания,
  •  появление активности,
  • наличие или отсутствие интереса,
  • работоспособность.

Умение логопеда поддержать работоспособность.

  1. Усвоение УУД запланированных, коррекционно- развивающих.
  2. Назначение занятия:  закрепить знания о возможности согласных звучать твёрдо и мягко, подготовить учащихся к теме: «Звонкие и глухие согласные»  (каждый звук в паре может быть тв. и мяг. , кроме Ж-Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные"

Трудно ли объединить общей идеей то, что на первый взгляд кажется несовместимым? Нет! Нужно только широко глядеть на мир, воспринимать его целостным и неделимым, а главное не бояться перемен!...

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация....

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Логопедическое занятие с дошкольниками (подготовительная группа). Гласные звуки.

Конспект логопедического занятия с дошкольниками на тему "Гласные звуки". Может быть использован логопедами, дефектологами, воспитателями как в школе в первом классе, так и в детском саду....

Открытое логопедическое занятие: "Дифференциация гласных Ы-И"

Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. (С использованием ИКТ.)...

Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных

Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....