Открытое логопедическое занятие: "Дифференциация гласных Ы-И"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.
(С использованием ИКТ.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Дифференциация гласных Ы – И.
Открытое занятие с учащимися 2 класса,
имеющими недостатки письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи.
(С использованием ИКТ.)
(Городское методическое объединение
учителей-логопедов)
Гусева Наталья Николаевна
учитель-логопед
II квалификационная категория
г. Радужный
Тема: «Дифференциация гласных Ы- И.»
Предметные УУД. Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».
Метапредметные УУД.
Познавательные:
- совершенствование навыка работы с информацией;
- нахождение общих схем решения;
- совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- совершенствование грамматического строя речи.
Регулятивные:
● развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов
артикуляции;
● развитие всех видов восприятия;
- развитие связной речи.
Личностные:
● формирование положительной учебной мотивации.
● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;
● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;
Коммуникативные:
● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.
Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); изображение мальчика Мишки и маленькой мышки; буквы Ы,И, слова-паронимы (для доски), ромашки для записи слов, тетради, домики с буквами И, Ы, ИЫ; карточки с чистоговорками; мультимедийная аппаратура для презентации; звёздочки для самооценки работы учащихся.
Учебно-методическая литература:
1. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб: КОРОНА принт, 2006. – 208 с., ил.
2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для
логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.-384 с., ил.
3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.
Мазанова – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 184 с.
4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь
для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. – Смоленск:
Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998. – 72 с.: ил.
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников |
I. организационный этап | |||
1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение. | (Слайд № 1) Логопед читает стихотворение: - Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. | Дети внимательно слушают. | |
2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику. | Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка: - лягушка-хоботок - лопаточка - накажем непослушный язычок - киска сердится - упрямый ослик - трубочка - чистим нижние зубы - качели Молодцы! | Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. | |
3. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику. | Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики: - Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги - вправо, брызги - влево! Стало мокрым наше тело! Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро. Хорошо. Молодцы.
| Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением. | |
II. Основной этап | |||
4. Знакомство с парой гласных на материале загадок. Развитие смекалки, мышления. Расширение пассивного и активного словаря. | - А сейчас послушайте пожалуйста загадки и отгадайте их: - В подполье, в каморке Живёт она в норке, Серая малышка, Кто же это? (Слайд № 2) Вторая загадка: - Зверь забавный Сшит из плюша, Есть и лапы, Есть и уши. Мёду зверю дай немного. И устрой ему берлогу. (Слайд № 3) -Молодцы отгадали загадки: мышка и мишка. - Ребята, эти слова похожи? - А чем они различаются? - Мишка слышим гласный звук И. Какую букву напишем? (Слайд № 4) - Мышка слышим гласный звук Ы. Какую букву напишем? (Слайд № 5) Хорошо. | Дети слушают загадки и отгадывают их. - Мышка. - Мишка. - Похожи. - В слове мишка гласный И, а в слове мышка гласный Ы. - Букву И. - Букву Ы. | |
5. Определение темы занятия. | - Сделаем вывод о теме занятия. - Чему сегодня учимся? (Слайд № 6) - Зачем нам нужно уметь их различать? - Какой буквой обозначается звук Ы? - Какой буквой обозначается звук И? Молодцы. Хорошо. | - Различать звуки и буквы И-Ы. - Чтобы правильно писатьв словах. - Буквой Ы. - Буквой И. | |
6. Закрепление знаний норм артикуляции звука И и звука Ы | Произнесите перед зеркалом звук И. - Как работает наш речевой аппарат? Дайте характеристику звуку Ы. Произнесите перед зеркалом звук Ы. - Как работает наш речевой аппарат? Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию. Логопед показывает. | - Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута.Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). - Гласный. - Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся). Дети узнают по показу. Называют звуки. | |
7. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор». | Мишка и мышка предлагают вам поиграть со звуками и буквами. Игра «Симофор» - Внимательно слушайте слоги. - Поднимите букву И если услышите звук И - Букву Ы если услышите звук Ы. - бы, би, ри, ны, ни, сы, вы, ги,гы, лы, пи. Молодцы.
| Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву. | |
8. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами. | А теперь наши герои предлагают вслух прочитать пары слогов. Первый раз читаем по горизонтали, а второй – по вертикали. (Слайд № 7). - Как звучат согласные перед Ы? - Твёрдость согласного как обозначаем на письме? - Как звучат согласные перед И? - Мягкость согласного как обозначаем на письме? Молодцы правильно. | Дети читают хором. мы-ми вы-ви зы-зи ми-мы ви-вы зи-зы - Твёрдо. - Синим цветом. - Мягко. - Зелёным цветом. | |
9. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами. | Мишка и мышка ещё хотят поиграть с вами. Для этого открыли тетради. Записали число. - Запишим слоги в две строки. - Каким цветом обозначим твёрдость согласного? Поставим на первой строке синюю точку. (Слайд № 8) Какую букву будем писать после твёрдого согласного? - Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Слайд № 9) Поставим на второй строке зелёную точку. - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука? Спинки держим ровно. (Слайд № 10) - Слушаем внимательно. Запишите слоги в две строки Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы. - Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. - Возвращаем тетради. - Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки. - Посмотрите, где в слогах спрятались слова? Молодцы справились с заданием. | - Синим. -Ы - Зелёным. - И. Взаимопроверка. Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки. - Мы, вы, ты. | |
10.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Друг наших героев Малик предлагает вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения. Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки. | Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения. | |
11.Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова – Паронимы). | Ребята, мишка и мышка предлагают вам поиграть в игру «Добавь словечко». Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение. - Я в походе … (был). - В барабан я … (бил). - Чем различаются написанные слова?
- Волк в долине … (выл) - Я верёвки … (вил). - Чем различаются написанные слова? - Малыш был очень ..(мил) - Он руки мылом … (мыл). - Чем различаются написанные слова? - Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).
- Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький). - Значение слова вил (плёл, делал). Хорошо. | - Был. - Бил. - Буквами Ы-И. - По смыслу. - Выл. - Вил. - Буквами Ы-И и по смыслу. - Мил. - Мыл. - В одних словах пишется Ы, в других пишется И. - Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко. - Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова. | |
12. Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча). | Наши герои хотят с вами немного поиграть в знакомую нам игру «Один-много». Встали из-за парт. - Я кидаю вам мяч и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая мяч, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – Ы или И.. Образец: стол – столы, конь – кони. Кость – … Стена – … Зуб – … Яблоко – … Зонт – …. Нос – …. Комар - … Книга- … Слива- … Спичка-… - Обратите внимание на место звука Ы в словах. - А в предыдущем задании где стоит? - Звук Ы никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет. -Ы на вид весьма сурова, -Но характером скромна: -Никогда в начале слова -Не становится она. | - кости - стены - зубы - яблоки - зонты - носы - комары - книги - сливы - спички - Звук Ы находится в конце слова. - В середине слова. | |
13. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания на материале игры «Шифровальщики». | А теперь наши герои хотят поиграть в игру «Шифровальщики». - Зашифруйте слова. - Запишите слово графически, разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в слове, и запишите соответствующую букву. Слова: такси, рысь, павлин, плитка, снежинки, вилы, коты, малыши, тигры, звери. Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило. - Как звучат в этих словах согласные звуки перед И? - Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную? - Почему? | Снежинки, малыши ЖИ-ШИ – пиши с гласной И. Твёрдо! -И - Потому, что это правило. | |
14.Закрепление умения различать звуки С и Ш на материале игры «Рассели слова». | Ребята, мишка и мышка приготовили для вас ещё одну игру «Рассели слова». - Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком И в домик с буквой И, слова со звуком Ы в домик с буквой Ы. - Назови предметы и «рассели» их по домикам. Предметы: плита, носки, пуговицы, малина, дыни, мыло и т.д. | - Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением домиков. - В слове носки слышим И, отправляем в домик где живёт И. - В слове мыло слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы. - В слове малина слышим Ы и И, отправляем в третий домик. | |
III . Заключительный этап | |||
15.Уточнить, проанализировать полученные знания | - К сожалению, наше занятие подошло к концу. - Давайте вместе вспомним: - Чему мы учились на уроке? - Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими Ы. Ребята, мишка и мышка хотят, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки. Поэтому они предлагают вам чистоговорку, чтобы вы дома её выучили. (Слайд № 11) Послушайте: (Слайд № 12) – Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили. – Какие звуки будете выделять голосом? Назовите их. (ы-и.) | Учились различать звуки и буквы Ы – И. - Гласная И дружит с мягкими согласными. - Гласная Ы с твёрдыми согласными. - Звуки Ы – И. | |
16. Рефлексия | - Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? (Слайд № 13) - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. | Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И
Ы
Ы И -
М М М М В В В В З З З З Ы Ы Ы Ы Ы Ы И И И И И И - - - - - -
Ы
И
ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО!
– В ы мал и ну м ы л и л и ? – М ы л и , но не м ы л и л и .
Оцени себя сам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"
На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...
Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...
Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....
Открытое логопедическое занятие: Дифференциация звуков З – С.
Цели занятия: учить различать звуки [ з]-[ с], на уровне слога, слова и предложения.Задачи:Коррекционо-образовательные:Закреплять навыки правильного звукопроизношения;Учить давать сравнительную характ...
Открытое логопедическое занятие "Дифференциация П-Пь"
Открытые логопедические занятия в рамках работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием, 2019...
Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
Цель: закрепление темы: «Парные звонкие и глухие согласные». Задачи: Образовательные:1. Развивать умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие с...