Формирование действия языкового анализа и синтеза в речевом плане
методическая разработка по логопедии по теме

Борисова Татьяна Васильевна

Формирование действия языкового анализа и синтеза в речевом плане.

Лексическая тема: "Зимний теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_teremok.docx582.43 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ

ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

В РЕЧЕВОМ ПЛАНЕ.

Лексическая тема: «Зимний теремок»

Логопед: Т.В.Борисова

ГБОУ школа № 163

Центрального района

Санкт-Петербурга


Тема: «Формирование действия языкового анализа и синтеза в речевом плане»

Лексическая тема: «Зимний теремок»

Цели:

  • образовательная – тренировка учащихся в проверке безударных гласных в корне слова, правильном употреблении слов в предложении, составлении орфографического и фонетического образа слов, в разборе предложений, в составлении словосочетаний по смыслу и по форме;
  • воспитательная – активизация интереса к обучению грамоте, сплочение коллектива, формирование умения взаимодействовать в группе и друг с другом в процессе обучения;
  • коррекционная – автоматизация навыков языкового анализа и синтеза в речевом плане, отработка языкового анализа и синтеза во внутреннем плане, по представлениям.

Оборудование: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие программе; экспозиционный экран; мультимедийный проектор; классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок; раздаточный материал, компьютерная программа «Теремок», созданная автором.

  1. Вступление:      Гуляет русская зима,

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой – бела земля,

Махнёт другой – растут сугробы!

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная,

Гуляет русская зима,

Морозная и злая.

Замёрзли лесные жители. Впору подумать о жилище. Глядь! В поле стоит теремок, он не низок, не высок. Только, вот беда – ключик от него потерян.

  1. Основная часть:     Метель.

А по двору Метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Задание от Метелицы =

Чтобы получить задание от Метелицы, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Записать предложение, собрав слова правильно».

дома  р_дные  стены  п_м_гают  и

=Дома и родные стены помогают=

настоящие  позн_ются  б_де  в  друзья

=Настоящие друзья познаются в беде=

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – мышонок (фото ученика в маске мышонка).

Ветер.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше.

Задание от ветра =

Чтобы получить задание от Ветра, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Разобрать наше предложение».

          сущ.     пр.     прил.             сущ.                 гл.

=Дома и родные стены помогают.=

помогают (где? в чём?) дома

стены (какие?) родные

Один ученик читает вслух части речи, главные члены, ещё один ученик – словосочетания.

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – лягушонок (фото ученика в маске лягушонка).

Снегопад.

На дворах и домах снег лежит полотном

И от солнца блестит разноцветным огнём.

Задание от Снегопада =

Чтобы получить задание от Снегопада, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Собрать словосочетания»

ранний

сладкий

снежный

малина

вьюга

осень

сладкие

редкие

скользкие

птица

ягода

горка

снежное

ночное

дневное

тишина

зима

суета

живая

быстрая

острая

зайчик

перец

ребёнок

холодные

бурные

сияющие

солнце

мороженое

море

лесная

горная

морская

склон

родник

воздух

прозрачные

пушистые

мохнатые

шуба

стекло

зверёк

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – зайчонок (фото ученика в маске зайчонка).

Буря.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Задание от Бури =

Чтобы получить задание от Снегопада, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Разобрать слова по составу»

Проверяем у доски, приклеив свои снежинки.

Слова со снежинок записать в тетрадь, разобрать.

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – ёжик (фото ученика в маске ёжика).

Вьюга.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Задание от вьюги =

Чтобы получить задание от Вьюги, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Подобрать к своему слову по два родственных. Записать»

Проверка устная, вслух каждый.

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – лиса (фото ученика в маске лисы).

Пурга.

Лишь ветер злой, бушуя, воет

И небо кроет седою мглой.

Задание от Пурги =

Чтобы получить задание от Вьюги, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Выполнить фонетический анализ»

Обмен снежинками и тетрадями, проверка друг у друга сразу двух слов.

После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – волк (фото ученика в маске волка).

Мороз.

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Задание от Мороза =

Чтобы получить задание от Мороза, ученик должен кликнуть мышкой на окошко теремка.

«Записать слово по звуковому образу»

Проверка – «Змейка»


После того, как учащийся справился с заданием, он нажимает мышкой на кнопку «Задание выполнено», открывается окошко в «Теремочке», в окошке – медведь (фото ученика в маске медведя).

Заключительный хоровод.

Блеснул мороз и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

/Пушкин/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.

Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Речевой материал по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недораз...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....