Речевой материал по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
методическая разработка по логопедии
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее характерны следующие ошибки:
Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановка букв; добавление букв; пропуски, добавление, перестановка слогов; слитное написание слов, предлогов, с другими словами; раздельное написание частей слова (приставки и корня слова); смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
В ГБОУ школе для детей с ТНР наряду со смешанной дисграфией преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Предлагаю практический материал по совершенствованию языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой материал по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал по коррекции дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее характерны следующие ошибки:
Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановка букв; добавление букв; пропуски, добавление, перестановка слогов; слитное написание слов, предлогов, с другими словами; раздельное написание частей слова (приставки и корня слова); смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
В ГБОУ школе для детей с ТНР наряду со смешанной дисграфией преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Предлагаю практический материал по совершенствованию языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
РАБОТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.
Задание: Определить на слух, сколько предложений в рассказе.
Осенью к нам прилетают птицы. Надо их хорошо встречать! Круглый год живут у нас синицы. Надо помочь им! Осенью надо запасти для птиц рябину.
Задание. Повтори заданную интонацию предложения (до 10 слов).
Под глубоким снегом птицам трудно найти корм. (7 слов).
Мелкие осенние дожди совсем не похожи на летние грозовые. (9 слов).
Задание: Игра «Отгадай место в слове». Логопед произносит предложение и вычерчивает его схему. Дети несколько раз повторяют предложение, а затем вразбивку должны назвать любое слово на схеме.
Цель: Помочь детям на более длительное время удерживать в памяти сказанную фразу и постоянно воспроизводить её, чтобы назвать слово, стоящее на указанном месте.
Ребята пускали по реке кораблики.
Дождь лил мелкими частыми каплями.
Деревья росли во дворах и на улицах.
Весь город утопал в зелени и поэтому назывался Зелёным городом.
За заборчиками виднелись красивые домики с красными и зелёными крышами.
Задание: Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения. Назвать самое короткое предложение. Назвать самое длинное. Составить графическую схему длинного предложения и записать его по памяти.
Зимой ёж спал под кучей хвороста. (6 слов).
Но вот пришла весна. (4 слова).
Появилась молодая травка. (3 слова).
Ёж выбрался из-под кучи хвороста. (5 слов).
Он пошёл на охоту. (4 слова).
Задание: Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней новое предложение. После обсуждения записать свои предложения.
Я люблю весеннее чириканье воробьёв. (5 слов).
Задание. Игра «Не ошибись!» Даётся текст без точек. Возможно несколько вариантов расстановки точек.
Цель: учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения; неправильно поставленная точка приводит к нарушения смысла, а порой и к комическому эффекту.
- Зайчик спрятался под кустом около дерева притаилась лисица на опушке показался волк
- С дерева тихо опадали листья голые деревья качались за окном блестели лужи на асфальте
- Около дома играли дети на клумбе над цветами порхали бабочки стрекотали кузнечики в траве ярко светило солнце
- Сегодня дежурит наш класс польют цветы Коля и Миша вымоет доску Рита пол подметёт Алёша всем найдётся работа
- Тимоша и Гриша были в лесу жуков ловил Тимоша Гриша нашёл ёжика он принёс его домой
- Летом небо ясное солнышко поднимается высоко луга покрыты лесным ковром
Задание. Послушай рассказ. Подумай, какие по смыслу слова надо вставить.
Летом.
Темная …. надвинулась из – за леса….. закачал вершины деревьев. Пролетела большая ….Брызнул крупный….Сверкнула….Раздался сильный….спрятались в кусты. Скоро …..пронеслась, засияло….
Задание. Прочитать карточку. Списать предложения. Вставить слова, которые отвечают на данные вопросы. Слова для вставки: маленький, из школы, сильный, широко, у ручья, Колю, ручей.
Коля шёл домой, откуда?... Вдруг полил какой? дождь. Ручей как? разлился. Коля остановился где? и заплакал. Догнал кого?....Саша перенёс его через что?
Задание. Распространить предложения нужными по смыслу словами.
Дедушка … очки и стал вслух … газету.
Отец принёс газеты и … их на стол.
Я всегда свои книги …. на полку.
Надо всегда каждую вещь … на своё место.
Задание. Вставить в предложение подходяще по смыслу слово.
По стеклам ручейками …. капли дождя. (Струились, капали, стекали).
В саду мы … на играющих детей. (Смотрели, наблюдали, видели).
В кино … интересную картину. (Смотрели, наблюдали, видели)
В зоопарке … за поведением тигра. (Смотрели, наблюдали, следили).
С гор … ручьи. (Потекли, побежали, зажурчали).
По улице … ручьи. (Потекли, побежали, зажурчали).
В овраге … ручьи. (Потекли, побежали, зажурчали).
Цветок на яблоне … (Развернулся, распустился, шелестит).
Почка лопнула и листик … (Развернулся, распустился).
Задание. Распространить предложение с помощью вопросов.
Почтальон принёс что? кому?
Мальчик уступил что? кому? какой?
Птичка сидит и поёт где? на какой?
Дети пляшут и поют где? как? какие дети?
Мы репетируем новый танец когда? (после уроков, вечером, на перемене, в два часа)
Дети пришли куда? зачем?
Медведь залезает когда? куда?
Дети читают что? о чём? где?
Задание. Уметь конструировать предложение по данному слову с помощью вопросов и без.
Малина …. где? когда? Летом в саду созрела малина.
Брат …. откуда? когда?
Ребята …куда? когда?
Яблоки … где? на чём? когда?
Воробей … какой? что делает? где?
Девочка … какая? что делает? когда?
Учитель … что делает? кого? где?
Задание. Учить конструировать предложение по данной группе слов.
Светит солнышко. С утра на небе светит яркое солнышко.
Летят птицы.
Падают листья.
Идет дождь.
Гремит гром.
Живёт зайка.
Дует ветер.
Собирают яблоки.
Созрел урожай.
- Восстановление деформированных предложений.
Задание. Из слов составить предложения, используя сюжетную картинку.
Из, дети, идти, лес.
Грибы, Саша, у, корзина, в.
Ёжик, в, Антон, шапка, у.
Букеты, нести, девочки, цветы.
Лето, лес, хорошо, в.
Задание. Работа по карточкам. Составьте предложения из данных слов.(3 – 4 предложения.)
Лесную, осветило, солнце, поляну.
На, полянке, лошадка, лесной, пасётся.
В, кустах, тенистых, соловей, заливался, голосистый.
Ветер, деревьев, качает, верхушки.
Охотники, в, звериные, лесу, следы, видели.
Молодом, в, яблонька, саду, расцветает.
Нина, венок, полевых, из, сплела, цветов.
- Составление предложений – ответов на вопросы.
Задание. Ответить на вопрос, правильно построить ответ. Предложение записать.
Какой первый месяц осени? Первый месяц осени – сентябрь.
Какой последний месяц осени?
Какое время года наступает после лета? После лета наступает осень.
Кто спит в берлоге?
Кем работает твоя мама?
Как зовут твою маму? (учительницу).
Задание. Составьте предложение из данных слов по вопросам. Слова записаны на доске или на индивидуальных карточках.
Косить, Витя, трава, кролики, для.
Кто? Что сделал? Что? Для кого? (один ученик задаёт вопросы, другой – отвечает).
Подарок, Таня, приготовить, мама, для.
Кто? Что сделала? Что? Для кого?
Для, приготовить, медведь, зимовка, берлога.
Кто? Что сделал? Что? Для чего?
Собирать, дети, в, шишки, лес, еловый.
Кто? Что делали? Что? В каком? Где?
Встретить, у, Лена, подруга, киоск, газетный.
Кто? Что сделала? Кого? У какого? Чего?
- Составление предложения с предлогами.
Задание. Послушайте предложение. Вставьте пропущенные предлоги.
Петя вошёл … класс. Он сел … парту. Вынул … портфеля книги и положил … парту.
Петя сидит … Юрой. Учитель вызвал Петю … доске. Мальчик стоит … доски и отвечает урок.
Задание. Составить предложение с предлогами, пользуясь картинкой.
Поезд приблизился (картинка – вокзал).
Поезд отошёл
Я взобрался (картинка – дерево)
Я спустился
Дети вошли (картинка – школа)
Дети вышли
Задание. По картинке составить предложение с предлогами.
Мальчик ищет в лесу грибы.
Коля ловит на мосту рыбу.
Витя вешает шубу в шкаф.
Мила стирает для куклы бельё.
Кошка спит под скамейкой.
Галя качается на качелях.
- Составление предложений по словосочетанию.
Задание. Составить повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение с любым из этих словосочетаний.
о вкусной землянике… проживать в столице…
с чудесным воробьём… разрезать помидор…
на высокой лестнице… в лесной сторожке…
Задание. Составить предложение по словосочетаниям.
Липкий снег; дующий ветер и падающие листья; блеск молнии; удар грома; об интересной книге; красивое пальто; позвонить другу; прочитать рассказ.
Задание. 1. Назовите слова, связанные со сказуемым. Написать по памяти слова, отвечающие на вопрос: Каким крыльям?
Птички радуются своим быстрым, лёгким крыльям.
Радуются чему? – крыльям.
Крыльям каким? – своим, быстрым, лёгким.
2. Назовите слова, связанные с подлежащим. Записать по памяти: Какие чижи? Какие ласточки?
В кустах прыгают весёлые чижи, гоняются за мошками быстрые ласточки.
Чижи какие? – весёлые.
Ласточки какие? – быстрые.
- Какое слово пропущено в стихотворении? Написать по памяти эти прилагательные.
Из-за леса тёмная, грозная, огромная выплыла, сверкая, … грозовая. (тёмная, грозная, огромная, грозовая туча).
- Распространение и сокращение предложений.
Задание. Подобрать нужное слово в предложении. Записать предложение.
Пришла …, долгожданная, желанная, прекрасная (весна).
Звенит …, быстрый, шумный, звонкий, говорливый (ручей).
Вы можете теперь все вместе пойти в ближний, густой, тенистый, сосновый … (лес).
Отправиться в однодневный, туристический, дальний … (поход).
Пойти на … интересную, полезную (экскурсию).
Задание. Добавить недостающее слово или слова.
Раз дети пошли в лес.
Много грибов.
Вдруг сильный дождь.
Спрятались под дубом.
Задание. Прочитайте рассказ, подбирайте нужные по смыслу слова.
Снеговик.
Была зима. Дети были на … . Они делали из снега … . У снеговика было на голове … . Вместо носа у него была … . Глаза у снеговика были из … . В руке у снеговика была … .
Задание. Игра «Добавь словечко». Я вам расскажу один рассказ. Если я чего-то не буду знать, вы мне поможете.
Стоит жаркая погода: небо … (голубое), солнце светит … (ярко). Коля и Оля идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких … (птичек). Дети собирают … (цветы). Вдруг небо становится совсем тёмным, оно покрывается большими … (тучами). Маленькие дети торопятся вернуться … (домой). Но, прежде, чем они успели прийти, разразилась … (гроза). Дети испуганы грохотом … (грома). Они просятся в один дом, чтобы укрыться от сильного … (дождя), так как одежда их совсем … (промокла), и у них нет … (зонтика).
Задание. Распространить предложение с помощью картинок.
Собака лает на … (мальчика с палкой).
Серёжа пошёл в магазин за … (хлебом и молоком).
(Птицы) … клюют крошки … (хлеба).
Задание. Прослушать предложение. Сократить его, обобщив слова. Новое предложение записать.
Школьники охраняют берёзы, ели, тополя. (деревья).
У ребят есть голуби, синицы, скворцы. (птицы).
На заводе делают тракторы, комбайны, сеялки. (машины)
Осенью будут убирать картофель, капусту, огурцы, помидоры. (овощи).
Я мою стаканы, тарелки, ложки. (посуду).
Я поливаю георгины, астры, розы. (цветы).
В магазин привезли ботинки, сапоги, туфли, сандалии. (обувь).
Задание. Сократить предложение до главных членов.
Дети пошли в лес за грибами.
Дети пошли в лес.
Дети пошли.
Лягушка прыгает с коряги в воду.
Лягушка прыгает с коряги.
Лягушка прыгает.
Мышонок спрятался от совы под листиком.
Мышонок спрятался от совы.
Мышонок спрятался.
- Составление предложений по сюжетной картинке.
Задание. Составить предложение по картинке.
Рома играет на балалайке.
Андрей держит черепаху.
Собака сидит на цепи.
Лиза поливает маки.
Петя делает зарядку.
Вася пьёт чай.
- Составление предложений на заданную тему.
Задание. По вопросам Кто? Что? Что делают? Где? Когда? Какая? составить предложения с данными словами. Записать предложения.
Медведь.
Берёза.
Река.
Собака.
Задание. По вопросам О ком? Что? Где? Когда? Что делает? Кому? Составить с данными словами предложения.
Школа…
Пограничник….
Соревнования…
Небо….
Троллейбус…
Весна…
Животные….
Экскурсия….
- Составление предложений с определённым количеством слов.
Можно использовать схему предложения.
Задание. Составь предложения из трёх слов по картинке и по схеме. Поставь вопрос к третьему слову в предложении.
Задание. Рассмотри картинку. Составь предложение по картинке и вопросам. Начерти схему предложения. Назови главные слова в предложении.
Птица что сделала?
Птица принесла кого?
Птица принесла, какую гусеницу?
Птица принесла кому толстую гусеницу?
Задание. Прочитайте предложения. Найдите главные члены предложения. Составьте словосочетания. Сравнить эти два предложения. Какое вам нравится больше? Почему? Записать словосочетания.
Сияла луна.
Серебристая луна победно сияла на небе.
Луна, какая? – серебристая. Записать в тетради – Серебристая луна.
Сияла где? – на небе. Записать в тетради - Сияла на небе.
Сияла как? – победно. Записать в тетради - Сияла победно.
Задание. Работа по карточкам. Составить предложения. У каждого ученика по одному предложению.
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбками.
На поляне рос красивый дуб.
Свежий ветер тихонько шевелит листья деревьев.
Зина придумала сделать вокруг грядки ограду.
Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор.
Задание. Придумать предложение по данному словосочетанию.
… белой берёзы. Мы подняли лист белой берёзы.
…. лез через окно.
….. пасти коз.
Задание. Составить предложения со словосочетаниями. Все четыре предложения записать.
Жаркая погода.
Знойный ветер.
Палящее солнце.
Горячий песок.
Задание. Составить предложения из слов в начальной форме.
Лиза, читать, интересный, сказка.
Мальчики, кататься, с, горка.
Миша, зайти, в, чаща.
Белка, жить, дупло.
Книга, лежать, полка
Миша, и, Алёша, грибы, собирать, корзинка.
Задание. Слуховой диктант.
Парк.
Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют фонтаны. Около фонтанов цветут фиалки. Высокой стеной растёт трава. На ветках деревьев весело чирикают воробьи.
Задание. Слуховой диктант.
В деревне.
У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки. Дедушка
подарил Тёме удочку. Тема ходил на пруд и ловил рыбу. Рыбу бросал в ведро.
Это тяжёлый труд ловить рыбу.
Задание. Зрительные диктанты.
Логопед пишет на доске предложение. Дети читают два раза. Затем предложение
стирается. Дети пишут его по памяти.
Пушок.
У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие, усы длинные. А шёрстка пушистая и шелковистая.
Задание. Дети получают карточки с заданием.
1.Прочитай слова.
2.Запомни их.
3. Закрой карточку.
4. Напиши слова по памяти.
5. Проверь правильность написания слов по карточке.
1 карточка. 2 карточка. 3 карточка.
мошка стол рубашка
ловили чашка девочка
лоси будильник посуда
рога газета ваза
Задание. 1. Прочитай предложение один раз.
2. Закрой карточку.
3. Напиши предложение по памяти.
4. Проверь правильность написания предложения по карточке.
1 карточка. Наташа моет руки брату.
2 карточка. Мама шьёт Юре рубашку.
3 карточка. Подул ветер. Небо потемнело. Полил дождь.
Задание.
- Внимательно прочитай текст.
- Запомни его.
- Закрой карточку.
- Напиши текст, как запомнил.
- Проверь свою работу по карточке.
Прошёл август. После тёплых дней наступила золотая осень. По небу плывут белые облака. Тихо в осеннем лесу.
Задание. Письмо по памяти. Запись на доске. После запоминания всё стирается.
Папа и мама были дома. Папа читал газету. Мама читала газету. Маша учила уроки.
Задание. Письмо по памяти. Даётся схема предложений и карточки слов: синичка, снегирь, семена.
Птичка села на ветку. Это синичка. Вот снегирь. Снегирь долбит шишку. Он любит семена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза в начальной школе.
Анализ специфических ошибок письма и пути их коррекции....
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....
Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) для 1 класса
Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана для 1 дополнительного класса. Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ог...
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....