Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ-ШКОЛА» в условиях логопункта МОУ «СОШ № l»
статья по логопедии по теме
Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий уровень речевого развития - показатель успешности обучения ребенка в школе. Одной из главнейших причин, мешающих ребенку успешно адаптироваться в школе, является речевое недоразвитие.Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Наша работа строится на взаимодействии логопеда и психолога: логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение ученика. Единая направленность деятельности учителя, логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений письменной речи у младших школьников. Психолог и логопед, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению (в нашем случае, например, это коррекция нарушений письменной речи).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аршинова Наталья Николаевна
Учитель-логопед
высшая кв.категория
ГМОУ «СОШ № 1», г.Коряжма
Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ-ШКОЛА» в условиях логопункта МОУ «СОШ № l».
Ключевой момент в реализации преемственности- определение сущности готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения. Адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. Даже хорошо подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Требуется большая психологическая перестройка. Поэтому -проблема адаптации детей в 1-м классе, особенно в первой четверти, одна из самых серьезных. И формирование школьной готовности есть проблема комплексная, требующая как усиленного внимания педагогов, так и родителей ребенка. Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий уровень речевого развития - показатель успешности обучения ребенка в школе. Одной из главнейших причин, мешающих ребенку успешно адаптироваться в школе, является речевое недоразвитие. Очень важно знать, на каком уровне речевого развития находится ребенок, идущий в школу, так как у него меняется ведущий вид деятельности - игровой на учебный, а это требует от ребенка полной сформированности речи и всех ее компонентов. Чтобы у ребенка было как можно меньше трудностей при обучении в школе, необходимо заранее познакомиться с индивидуальными особенностями будущего ученика. Необходимые данные школьный логопед узнает из карты 'Воспитанник - ученик», где содержится информация о здоровье дошкольника, социальном статусе семьи (в том числе и об отношении родителей к воспитанию), речевом и психическом развитии ребенка, его способностях и других личностных характеристиках. С этой же целью организуются встречи с логопедами ДОУ города, где в личной беседе уточняются диагнозы и характер проделанной работы с конкретным ребенком до школы. Это нужно для того, чтобы не начинать работу с нуля, а продолжить начатое. Во время работы «Школы будущего первоклассника» для детей, логопед выявляет уровень речевого развития дошкольников. Во время адаптационного период логопед проводит обследование всех учащихся 1-х классов, детально изучая тех, кто по каким-то причинам на момент поступления в школу остался без внимания. Для более детального изучения детей посещаются уроки, изучаются медицинские карты. Обработав все имеющиеся данные, я приступаю к формированию групп по наличию речевого недоразвития. Для проведения наиболее успешной адаптации время проведения занятий согласуется с родителями. В тесной связи с логопедом работает психолог школы. Основой преемственности стала активизация развития детей в различных сферах деятельности. Например, если для психолога одним из ведущих видов деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, то для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Если коррекция нарушений в развитии речи — прерогатива логопеда, задача психолога — активизация речевой деятельности ребенка. Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Наша работа строится на взаимодействии логопеда и психолога: логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение ученика. Единая направленность деятельности учителя, логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений письменной речи у младших школьников. Психолог и логопед, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению (в нашем случае, например, это коррекция нарушений письменной речи). Совместная работа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. На начальном этапе все занятия проходят в игровой форме. Каким же должно быть содержание логопедического и психологического развития детей с ЗПР и ОНР? В первую очередь - это становление и развитие произвольности: ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе нужно начинать работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов. Наиболее подходящей формой коррекционно-развивающего обучения нам представляются интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Достоинствами таких занятий являются их достаточный объем, регулярность (2раз в месяц), а также систематичность и целенаправленность. На них предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника. Кроме этого, на своих занятиях мы используем театрализацию, ИКТ, готовим ежемесячные стенгазеты, проводим клуб «Семья», проводим совместные родительские собрания для будущих первоклассников. И самое главное в совместной работе логопеда и психолога -создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение: Не делай ошибок! - неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно! Итак, устраняя проблемы дезадаптации ребенка в школе, сохраняя индивидуальность ребенка, создавая условия для его самовыражения, мы развиваем личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, готовую к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»
В статье обобщён опыт работы МАОУ Маслянская СОШ по организации преемственности "ДОУ- начальная школа"....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС
Из опыта работы по преемственности между школой и ДОУ. Данная тема посвящена принципу преемственности в обучении и воспитании детей младшего возраста. Представлена система и опыт работы п...
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС
В основе ФГОС ООО лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...
Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...