Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС
учебно-методический материал по теме
Из опыта работы по преемственности между школой и ДОУ.
Данная тема посвящена принципу преемственности в обучении и воспитании детей младшего возраста. Представлена система и опыт работы педагогов ДОУ №7 и школы по реализации преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС»
«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.
Надо только отыскать их, затронуть,
чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном».
В.А. Сухомлинский.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы условиям ее реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования .Анализ ситуации показывает , что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Создание единого образовательного пространства – одна из актуальных проблем современной педагогики.
Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный потенциал.
Уже на протяжении нескольких лет д.с.№7 «Сказка» и МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4 тесно сотрудничаем. Учителя начальной школы и воспитатели детского сада работают над единой методической темой «Совершенствование учебно–воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения».
Цель нашего сотрудничества - объединить всех заинтересованных педагогов для создания условий благополучной адаптации ребенка к условиям школы .
В начале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, разрабатывается проект единого образовательного пространства. В результате совместной работы д. с.№7 и школы составляется план по преемственности . В него входят разделы:
-организационная работа;
- методическая работа:
-психодиагностическая и коррекционно- развивающая работа.
В течении нескольких лет создавалась модель образовательного процесса ,обеспечивающая условия преемственности детского сада №7 и школы №4 . Детскому саду в этой системе отводитсяроль формирования интеллектуальной, физической, мотивационной готовности к школе. В школе обеспечение условий своевременного и полноценного психофизического развития ребенка. Главным условием данной модели является взаимодействие между участниками образовательного процесса д. с. и школы.
Нами были определены три направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Это методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.
Взаимодействие методических служб сада и школы дает возможность решать одни задачи по обучению и воспитанию, корректировать образовательный процесс ,как в детском саду , так в школе .
Согласованная работа психологической и логопедической служб д. с. и школы позволяет оценить адаптацию обучающихся, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, обосновываясь на данный за ним еще в детском саду.
Воспитатели детского сада знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду , с тем , чтобы опираться на имеющихся у детей знания и опыт . В результате таких контактов педагогов д.с. и школы достигается их взаимопонимание . Воспитатели яснее осознают требования школы , задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают . Учителя в свою очередь , глубже вникают в задачи , содержание и методы работы д.с., что помогает им установить преемственность в методах воспитательноговоздействия.
В результате работы по преемственности сложились традиции: « круглые столы» для педагогов и родителей, экскурсии в школу подготовительных групп. Посещение уроков воспитателями и детьми д. с., посещение занятий в д.с. учителями 4-х классов , набирающими 1-е классы.
В рамках методической работы проходят совместные «круглые столы» по темам :
-«Адаптация обучающихся 1-х классов»;
-«Психологическая готовность ребенка к школе».
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года.Это родительские собрания с участием учителей будущих первых классов, « круглые столы» в подготовительных группах по вопросам подготовки детей к школе. Тематические выставки для родителей .
В марте мы проводим День открытых дверей , на который приглашают родителей будущих первоклассников . Они знакомятся со школой ,с особенностями образовательного процесса нашего обучения , учебными классами, где будут обучаться дети .
Работа с детьми предусматривает знакомство будущих первоклассников со школьной жизнью. Стали традицией экскурсии подготовительных групп д.с. №7 в школу. Посещение кабинетов иностранного языка, физики , химии, технологии. Библиотеки ; школьных музеев6 «Боевой славы» , «Старинушка».
Будущие школьники любят посещать уроки математики и обучения грамоте в 1-м классе .Они часто сами включаются в образовательный процесс , отвечая вместе с первоклассниками на поставленные вопросы учителя. Обучающиеся обязательно дарят ребятишкам сувенирчики , сделанные своими руками.
Совместные семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах.
На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 –й класс .После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность .Что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.
Благодаря таким мероприятиям дети из детского сада знают школу.
По определению Д. Б. Эльконина – дошкольный и младший школьный возраст – это одни эпохи человеческого развития, именуемые «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеет много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности – проблема педагогического партнерства и сотрудничества.
Данное сотрудничество ради детей позволяет нам добиться положительных результатов в работе.
К поступлению в школу ребенок должен уметь и знать:
-Свое имя, отчество и фамилию.
-Свой возраст и дату рождения.
-Свой домашний адрес.
-Свой город и главные достопримечательности.
-Страну, в которой живет.
-Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
-Называть имена братьев и сестер, их возраст, знать кто старше – младше.
-Знать утро, день,вечер , ночь.
-Времена года (последовательность , месяцы , основные приметы каждого времени года , загадки и стихи о временах года ).
-Обобщающие понятия: звери ,птицы , насекомые , транспорт, мебель. Посуда, одежда , овощи, фрукты
-Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
-Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и д.р. и некоторые их произведения для детей.
-Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал .
-Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая стона, верх – низ и т.д.)
-Уметь полно последовательно пересказать послушанный или прочитанный рассказ. (придумать) рассказ по картинке.
-Запомнить и назвать 6-10 предметов , картинок , слов.
-Различать гласные и согласные звуки, твердые мягкие согласные звуки ,звонкие и глухие согласные звуки.
-Разделять слова на слоги с помощью хлопков , шагов, по количеству гласных звуков .
-Определять количество последовательность звуков в словах типа «мак», «дом» , «суп» , «дубы», «сани», «зубы», «осы» .
-Хорошо владеть ножницами (резать полоски ,квадраты , куги, прямоугольники, треугольники, овалы вырезать по контору предмет)
-Владеть карандашом: без линейки поводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закашивать, штриховать карандашом. Не выходя за контуры предметов.
-Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
В материале представлены основные методы и премы преемственно между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС....
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
В материале представлены формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе....
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
В материале представлены методы и приемы преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС
В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...
Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...