Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»
статья по теме

В статье обобщён опыт работы МАОУ Маслянская СОШ по организации преемственности "ДОУ- начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obespechenie_preemstvennosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»

(из опыта работы).

                                                                                                                  Ляпунова Н.Ф.,учитель

                                                                                                                  начальных классов

Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.

        Адаптация- естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

        Обязательным условием адаптации школьников к обучению является обеспечение преемственности. Под преемственностью в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становления новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.

        Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы.

        Цель такой преемственности в нашей школе – реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ – начальной школы – основной школы в целостный педагогический процесс, педагогический коллектив строит его на единой организационной и методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.

        Проблемой преемственности ДОУ и школы 1 ступени наше образовательное учреждение занимается вплотную. В методическом плане были проведены такие совместные заседания МО, которые касаются непосредственно преемственности содержания образования:

  • Преемственность в программах по обучению грамоте и письму;
  • Преемственность в стандартах ДОУ и школы 1 ступени;
  • Развитие мелкой моторики руки;
  • Коррекция фонетико - фонематического нарушения.

Результатом таких совместных заседаний являются методические рекомендации, которых придерживаются и сотрудники ДОУ, и учителя школы 1 ступени. Мы вместе анализируем:

  • Стандарт образования;
  • Программы, по которым работают ДОУ и школа 1 ступени;
  • Учебные планы школы – план-сетки занятий в ДОУ.

Недостаточное внимание к перечисленным ведущим принципам обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика.

        Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. И поэтому главным  условием успешной адаптации ребёнка к школе является взаимодействие учителей 1 ступени и воспитателей ДОУ, знание стандартов дошкольного образования и школы 1 ступени, знание возрастных особенностей детей. Здесь главное не подменять функции воспитателя в ДОУ, а в школе, особенно в период адаптации приблизить условия к детсадовским.

        Если проанализировать рекомендации наших совместных заседаний МО, то мы как раз и увидим, что, знакомясь со стандартом дошкольного образования, школа старается создать комфортные условия в школе 1 ступени: это и элементы игровой деятельности на уроках, и, конечно же, здоровьесберегающие технологии.

        В школе 1 ступени соблюдаются все требования к организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  • Только одна смена обучения;
  • Строгое соблюдение режима дня: урок в 1-ом классе в 1 четверти длиться 35 минут с обязательным проведением 2-х физминуток, во 2-й четверти- 40 минут.
  • В 1–й четверти учителя проводят по 3 урока + динамический час. Длительность перемен  по 15 минут. После 1 урока завтрак.
  • Вся начальная школа работает в режиме пятидневной рабочей недели с количеством часов – 20 для 1-х классов и 22 для 2, 3, 4 –х классов;
  • Расписание составлено с учётом умственной работоспособности учащихся.

  Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из     задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключая переутомление. А успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, чо является исходным фоном на старте обучения.

        Анализируя данные мониторинга здоровья первоклассников, поступивших в школу, видим, что здоровых детей очень мало. И задача школы – постараться сохранить здоровье ученика и, если возможно, наметить положительную динамику.

Успешная учебная деятельность и сохранение здоровья не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника деятельности, связанной с напряжённой  умственной нагрузкой.

 К здоровьесберегающим образовательным технологиям обучения следует отнести соблюдение двигательного режима, а именно:

  • Физминутки
  • Упражнения на  снятие статического напряжения (эмоциональные разрядки и минутки «покоя»);
  • Гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная)
  • Прогулки с повышенной динамической активностью;
  • Тренинги;
  • Спортивные часы;
  • Упражнения на снятие статического напряжения (изменение позы);
  • Элементы самомассажа;
  • Упражнения на релаксацию.

Одной из главных причин, мешающих ребёнку успешно адаптироваться в школе,

является речевое недоразвитие. Учителя дают рекомендации родителям обратиться  на консультацию к логопеду.

        В школе в тесной связи с учителями работает психолог.  Психолог помогает учащимся быстрее и лучше адаптироваться, а учителю - найти правильный подход к каждому ребёнку.

        В сентябре-октябре завуч совместно с психологом посещают уроки  первоклассников.

 На что обращает внимание завуч:

  • Взаимосвязь учителя с учениками ( создание комфортных условий для адаптации);
  • Речь, знание индивидуальных особенностей, дифференциация в обучении, развитие творческих способностей;
  • Эмоционально- благоприятный климат в классе;
  • Здоровьесбеоегающие технологии;
  • Учёт возрастных особенностей ( при ведущей игровой деятельности сохранение элементов игровой, нестандартные уроки, использование наглядности, ТСО, смена видов деятельности);развитие речи учащихся;
  • Обучение контролю и самоконтролю, оценке и самооценке.

Одним из условий, способствующих лучшей адаптации ребёнка в школе является безотметочное  обучение. Ведь нет психологического и педагогического смысла в оценке, которая фиксирует неудачу, подчёркивает неуспех, т. к. в этом случае у детей портится настроение, возникает тревога, ухудшаются успехи, снижется здоровье. И наоборот.

        Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности мл. школьника особое значение имеет ориентация на успех, контрольно- оценочная самостоятельность ребёнка, т. е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

        Чтобы сформировать эти умения, коллектив нашей школы, МО уже давно перестроили свою работу, и во главу угла каждый учитель ставит характер допущенных ошибок, чтобы спланировать коррекционную работу, а учеников учит самоконтролю.

        Особенно такая работа важна в адаптационный период, когда нужно ученика «влюбить» в себя, поощрять и поддерживать все его крохотные успехи, начинать его учить навыкам контроля и самоконтроля, создавать ситуации «успеха», создавать такие комфортные условия, чтобы ученик хотел бежать в школу.

        Исходя из выводов по посещенным урокам завучем, психологом выносятся рекомендации по углубленному изучению индивидуальных особенностей учеников и их семей, намечается коррекционная работа. На каждого ученика заводится карта «Адаптация первоклассника».

        На основе наблюдений и данных карты «Адаптация первоклассников» можно судить о том, насколько успешно прошёл адаптационный период в условиях школы, и намечаются пути дальнейшей работы. Выявляются и ставятся на учёт неблагополучные семьи и дети, требующие особого внимания в поведении.

        Конечно немаловажными условиями, способствующими успешной адаптации ребёнка в школе, являются взаимодействие с семьёй по вопросам питания, приобретения школьных принадлежностей, организации детских праздников, занятости ребёнка во второй половине дня.

         Итак, устраняя проблемы дезадаптации ребёнка в школе, сохраняя индивидуальность ребёнка, создавая условия для его самовыражения, мы развиваем личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, готовую к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самооценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя в современной школе.

Эта статья - мой собственный 12-тилетний опыт учительской работы с использованием педагогической диагностики успешности обучения, практикуемой в образовательном комплекте "Начальная школа ХХ1 века"...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ-ШКОЛА» в условиях логопункта МОУ «СОШ № l»

Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий уровень речевого развития - показатель успешности обу...

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой в условиях ФГОС

Из опыта работы по преемственности между школой и ДОУ.  Данная тема посвящена принципу преемственности в обучении и воспитании детей младшего возраста. Представлена система и опыт работы п...

Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию

В статье обращается внимание на существующие проблемы перехода дошкольного и начального школьного образования ....

ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.

В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционн...

Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...