Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Данное занятие предназначено для работы по дифференциации звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях. Закрепляется артикуляционный уклад изучаемых звуков,проводится различение звуков в произношении и на письме, дается характеристика звуков, используются чистоговорки на звуки Р-Л, звуки соотносятся с буквами, проводится звуковой анализ слов - паронимов, Звуки дифференцируются на уровне слога, слова и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_differentsiatsiyu_r_-_l.doc | 673.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях.
цели:
образовательные
- различение звуков Р-Л на слух, в произношении и на письме;
-закрепление артикуляционных укладов звуков Р-Л;
-упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе; - работа со словами — паронимами:
- дифференциация звуков Р-Л в предложениях.
развивающие
- -развитие процессов памяти, внимания, мышления;
- -развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
- -развитие фонематических процессов.
Воспитательные
- -воспитание желания правильно и красиво говорить;
- -создание ситуации успеха.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, зеркала, тетради, смайлики для оценки настроения.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок логопедии. Поздоровайтесь друг с другом.
Ученики хором: Здравствуй, здравствуй!( улыбнуться друг другу)
Не зевай и ладошки мне давай ( протягивают руки).
Вместе с солнцем мы встаем,( поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поем.( взмахи руками - крыльями)
С добрым утром! ( ритмичные хлопки)
С ясным днем! ( шаги на месте)
Вот как славно мы живем!( вытягивают вперёд большой палец правой руки).
II. Основная часть.
1.Введение в тему.
Посмотрите на картинки и послушайте, как рычит собака, как гудит пароход( слайд №1).
2.Сообщение темы урока. Сегодня на уроке будем учится различать звуки Р и Л ( слайд№2).
3. Артикуляционная гимнастика. Чтобы лучше заниматься, потренируем наши губы и язычок. «Широкий язык — узкий язык», « Грибок», «Горка», «Маляр», «Дятел».
Какие упражнения выполняли? ( для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В в зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
4.Уточнение и сравнение артикуляций звуков(слайд № 3).
Давайте произнесем звуки занятия, глядя в зеркала.- При произнесении звука [Л] кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена. Форма языка напоминает седло. Звук [Л] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Л]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
Произнесём звук Р, глядя в зеркала( слайд № 4).
- При произнесении звука [Р] кончик языка поднимается вверх и касается бугорков за верхними зубами. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Звук [Р] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Р].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Р]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
5. Характеристика звуков занятия (слайд №5).
Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.
Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий.
6. Развитие фонематического восприятия.
Игра « Топни - хлопни».
Логопед: Я буду произносить различные звуки , слоги, слова, а вы хлопайте в ладошки, если услышите звук Л, топните, если услышите звук Р.
7. Воспроизведение чистоговорок( вместо физминутки).
Логопед: Повторите за мной чистоговорки.
ЛА-ЛА-ЛА — к нам летит пчела.(Взмахи руками - крыльями)
- ЛЫ-ЛЫ — ЛЫ — не боюсь пчелы( отрицающее движение пальчиком).
ЛО-ЛО-ЛО- вместе с той пчелой,( обнять себя за плечи)
ЛУ-ЛУ-ЛУ — полечу на луг.(Взмахи руками - крыльями)
РА-РА-РА — высокая гора,(изобразить руками гору).
РО-РО-РО- новое ведро,( как будто несём ведро)
РУ-РУ-РУ — выдумай игру,( руки вверх и помахать)
РЫ- РЫ- РЫ- много детворы( показать руками друг на друга).
8.Соотнесение с буквами( слайд № 6 ).
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
Это печатная буква. А вот прописные буквы Л, л (Вывешиваются плакатики с прописными буквами). Давайте пропишем пальчиками на парте эти буквы: сначала заглавную, потом строчную.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Это печатная буква. А вот прописные буквы Р, р(Вывешиваются плакатики с прописными буквами). Давайте пропишем пальчиками на парте эти буквы: сначала заглавную, потом строчную.
9. Дифференциация на уровне слогов: составить и прочитать прямые и обратные слоги( слайд № 7).
9. Дифференциация на уровне слова( слайд № 8 ).
Игра «Превращай — ка».Нужно заменить в словах звук Л на звук Р(слайд
№ 8).
Лак — рак лад — рад
Лука — рука лама — рама
лозы — розы ложки — рожки
Словарная работа — лама, лоза.
10. Звукослоговой анализ слов лама — рама(слайд №9 ).
11. Игра «Один — много» с перекидыванием мяча (слайд №10 ).
Изменение словосочетаний.
Розовое платье — розовые платья
белая рубашка -
жёлтый шарф -
голубая варежка -
чёрная блузка -
фиолетовая куртка -
Как эти предметы назвать одним словом? (Одежда).
12. Дифференциация звуков занятия в предложениях.
Добавление пропущенных букв в предложения(слайд № 11 ).Выделение слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данных звуков.
Логопед: Внимательно прочитайте предложения, скажите , какая буква занятия пропущена.
Кролик убегает от леопарда..
Лариса смотрит телевизор.
Мы купили круглое зеркало.
Над полем летит орёл.
13. Пальчиковая гимнастика( слайд №12).
14.Дифференциация Р-Л на письме ( слайд № 13).
- Записать предложения в тетрадь, буквы занятия подчеркнуть: р- одной чертой, Л — двумя чертами.
III. Итог урока. Рефлексия.
- вывод : какие звуки различали? Дайте характеристику звукам занятия;
-оценивание работы учащихся на уроке;
- оценивание учащимися своего настроения при помощи смайликов.
Задание: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Р-Л.
До свидания, до следующих занятий! ( слайд №14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие
Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....
Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях на теме "Домашние животные"
Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на развитие слухового внимания, активизацию мышц артикуляционного аппарата. Самоанализ проведенного занятия....
«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, п...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....
Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".
Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...