Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Вахитова Гульшат Акрамовна

Данное занятие предназначено для работы по дифференциации звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях. Закрепляется артикуляционный уклад изучаемых звуков,проводится различение звуков  в произношении и на письме, дается характеристика звуков, используются чистоговорки  на звуки Р-Л, звуки соотносятся с буквами, проводится звуковой анализ слов - паронимов, Звуки дифференцируются на уровне слога, слова и предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_differentsiatsiyu_r_-_l.doc673.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и предложениях.

цели:

 образовательные

 - различение звуков Р-Л  на слух, в произношении и на письме;

-закрепление артикуляционных укладов звуков Р-Л;

-упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;  - работа со словами — паронимами:

  • дифференциация звуков Р-Л в предложениях.

развивающие

  1. -развитие  процессов памяти, внимания, мышления;
  2. -развитие мелкой моторики, согласования движений и речи;
  3. -развитие фонематических процессов.

 Воспитательные

  1. -воспитание желания правильно и красиво говорить;
  2. -создание ситуации успеха.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, зеркала, тетради, смайлики для оценки настроения.

Содержание занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок логопедии. Поздоровайтесь друг с другом.

Ученики хором: Здравствуй, здравствуй!( улыбнуться друг другу)

                            Не зевай и ладошки мне давай ( протягивают руки).

                            Вместе с солнцем мы встаем,( поднимают руки вверх)

                            Вместе с птицами поем.( взмахи руками - крыльями)

                            С добрым утром! ( ритмичные хлопки)

                            С ясным днем! ( шаги на месте)

                           Вот как славно мы живем!( вытягивают вперёд большой палец правой руки).

II. Основная часть.

1.Введение в тему.

Посмотрите на картинки  и послушайте, как рычит собака, как гудит пароход( слайд №1).

2.Сообщение темы урока. Сегодня на уроке будем учится различать звуки Р и Л ( слайд№2).

3. Артикуляционная гимнастика. Чтобы лучше заниматься, потренируем наши губы и язычок. «Широкий язык — узкий язык», « Грибок», «Горка», «Маляр», «Дятел».

Какие упражнения выполняли? ( для языка).

Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с руки»,  « В в зимнем лесу».

                   Мы подули высоко,

                                                              Мы подули низко,

                                                              Мы подули далеко,

                                                              Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

4.Уточнение и сравнение артикуляций звуков(слайд № 3).

Давайте произнесем звуки занятия, глядя в зеркала.- При произнесении звука [Л]  кончик языка  упирается  в бугорки за верхними  зубами. Средняя часть спинки языка опущена. Форма языка напоминает седло.  Звук [Л] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л].

  • Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите  долго звук [Л]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

Произнесём звук Р, глядя в зеркала( слайд № 4).

- При произнесении звука [Р]  кончик языка поднимается вверх и касается бугорков за верхними зубами. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка  дрожит. Звук [Р] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Р].

  • Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите   долго звук [Р]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

5. Характеристика звуков занятия (слайд №5).

Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.

 Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий.

6.  Развитие фонематического восприятия.

Игра « Топни - хлопни».

Логопед: Я буду произносить различные звуки , слоги, слова, а вы хлопайте в ладошки, если услышите звук Л, топните, если услышите звук Р.

7. Воспроизведение чистоговорок( вместо физминутки).

Логопед: Повторите за мной чистоговорки.

ЛА-ЛА-ЛА — к нам летит пчела.(Взмахи руками - крыльями)

  • ЛЫ-ЛЫ — ЛЫ — не боюсь пчелы( отрицающее движение пальчиком).

ЛО-ЛО-ЛО- вместе с той пчелой,( обнять себя за плечи)

ЛУ-ЛУ-ЛУ — полечу на луг.(Взмахи руками - крыльями)

РА-РА-РА — высокая гора,(изобразить руками гору).

РО-РО-РО- новое ведро,( как будто несём ведро)

РУ-РУ-РУ — выдумай игру,( руки вверх и помахать)

РЫ- РЫ- РЫ- много детворы( показать руками друг на друга).

8.Соотнесение с буквами( слайд № 6 ).

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

Это печатная буква. А вот прописные буквы Л, л (Вывешиваются плакатики с прописными буквами). Давайте пропишем пальчиками на парте эти буквы: сначала заглавную, потом строчную.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

 И друг другу Р представить.

Это печатная буква. А вот прописные буквы Р, р(Вывешиваются плакатики с прописными буквами). Давайте пропишем пальчиками на парте эти буквы: сначала заглавную, потом строчную.

9. Дифференциация на уровне слогов: составить и прочитать прямые и обратные  слоги( слайд № 7).

9. Дифференциация на уровне слова( слайд № 8 ).

Игра «Превращай — ка».Нужно заменить в словах звук Л на звук Р(слайд

№  8).

Лак — рак                                               лад — рад

Лука — рука                                           лама — рама

лозы — розы                                           ложки — рожки

Словарная работа — лама, лоза.

10. Звукослоговой анализ слов  лама — рама(слайд №9 ).

11. Игра «Один — много» с перекидыванием мяча (слайд №10 ).

Изменение словосочетаний.

Розовое платье — розовые платья

белая рубашка -

жёлтый шарф -

голубая варежка -

чёрная блузка -

фиолетовая куртка -

Как эти предметы назвать одним словом? (Одежда).

12. Дифференциация звуков занятия в предложениях.

Добавление пропущенных букв в предложения(слайд № 11 ).Выделение слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данных звуков.

Логопед: Внимательно прочитайте предложения, скажите , какая буква занятия пропущена.

Кролик убегает от   леопарда..

Лариса смотрит     телевизор.

Мы  купили круглое зеркало.

Над полем летит орёл.

13. Пальчиковая  гимнастика( слайд №12).

14.Дифференциация Р-Л на письме ( слайд № 13).

  • Записать предложения в тетрадь, буквы занятия подчеркнуть: р- одной чертой, Л — двумя чертами.

III. Итог урока. Рефлексия.

- вывод : какие звуки различали? Дайте характеристику звукам занятия;

-оценивание работы учащихся на уроке;

- оценивание учащимися своего настроения при помощи смайликов.

Задание: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Р-Л.

До свидания, до следующих занятий! ( слайд №14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....

Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях на теме "Домашние животные"

Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на развитие слухового внимания, активизацию мышц артикуляционного аппарата. Самоанализ проведенного занятия....

«Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Создать условия для формирования умения и навыка в дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, п...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".

Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...