Логопедическое занятие (учитель-логопед Е.М. Попова) "Дифференциация г-гь, к-кь"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Попова Елена Михайловна

Логопедическое итоговое занятие (учитель-логопед Е.М. Попова) по теме "Дифференциация г-гь, к-кь" в 1 классе адресовано учителям-логопедам для занятий в группе детей с ФФНР и ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса

 «Дифференциация звуков г, г, к, к»(итоговое занятие)

Цели:

Коррекционно-образовательные

  1. Расширять и закреплять знания детей о диких животных, местах обитания.
  2. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слова.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Развивать навыки словоизменения.
  3. Развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные

  1. Воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир

Ход занятия:

  1. Организационный момент с психотерапией

- Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбками.

  1. Развитие общей моторики, нормализация мышечного тонуса, массаж тела и лица.

- Предлагаю начать наше занятие с разминки. (Логоритмическая разминка, Железновы, «У жирафов»)

- Вспомните, кто же нам сегодня встретился в песенке-разминке (жирафы, слоны, котята и зебра)

- А как можно назвать их всех одним словом? (животные)

  1. Объявление темы занятия

- Сегодня мы с вами встретимся и с другими животными. Хотите узнать, с какими? (да)

- Тогда давайте отгадаем загадки (одновременно с отгадкой появляются слова на доске, дети выбирают соответствующие фигурки из множества)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Кошка полосатая

Нравится ребятам. (Тигр)

Быстрее ветра мчится зверь-

Был здесь, а где же он теперь?

Мгновенно взяв отличный старт,

Уже у финиша… (Гепард)

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, а не лисица. (Белка)

В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

- А теперь проводим наших животных туда, где они привыкли жить. (звучит музыка, дети идут по кругу, подходят к таёжному зимнему уголку)

- Что тут у нас? (снег, зима, лес…)

- Какая красота вокруг: снег блестит, снежинки на деревьях так и искрятся, так и хочется на них подуть (дыхательные упражнения)

- Смотрите-ка, некоторые наши животные, по-моему, замерзли, дрожат от холода, бедняги. (показывают, как дрожат)

- Оставим их тут жить? (оставляют белку, кабана, волка, при этом выполняют элементы артикуляционной гимнастики:

«белка» - гладит спинку, аналог упражнения для языка «горка»

«кабан» - спрятал желудь, аналог упражнения для языка «конфетка»

«волк» - высунуть и удержать язык, аналог упражнения для языка «лопатка»)

- А куда же тогда остальных? (оглядываются, видят песок, пальму, звучит музыка, дети идут в «жаркие страны»)

- Вот где им хорошо, тепло, даже жарко (расслабление, вытирают пот со лба, ставят животных на песок, при этом выполняют элементы артикуляционной гимнастики:

«бегемот» - рот открыть-закрыть

«гепард» - прыгают, аналог упражнения для языка «качели»

«тигр на охоте» - язык – «горка»)

 - Теперь наши животные оказались там, где они привыкли жить (на доске появляется две группы животных со знаками отличия «пальма» и «ель», дети читают по одному слову, сначала первую группу, выделяют букву, которая есть во всех словах К, затем вторую – Г. Названия животных пропадают, появляются буквы К, Г)

- Какие звуки обозначают этими буквами? (беседа, характеристика звуков)

- Сегодня мы вместе с нашими друзьями- животными повторим согласные звуки, с которыми вы уже знакомы, будем слушать и различать эти звуки.

- Попробуем? (да)

  1. Работа по теме занятия

Звукобуквенный анализ слов:

Слово «волк» - выполняют все вместе с логопедом(на доске появляется соответствующая схема

Слово «бегемот» - выполняет один учащийся у доски, под руководством логопеда

Слово «кабан», - самостоятельно, сверяются с доской, находят  «ошибку» логопеда

Слова «белка», «тигр», «гепард» - выполняют самостоятельно, взаимопроверка в парах

- Давайте заглянем в жаркие страны к нашим друзьям, они приготовили для нас задание. Вам нужно найти в песке сюрпризы с картинками (находят в песке капсулы с картинками, открывают) и заменить звук

к на г       г на к       к на г     г на к

Гора-кора

Кость-гость

Колос-голос

Игра-икра

Кол-гол

Крот-грот

  1. Работа над семантическим полем слова

- А теперь выполним задание, которое для вас придумали животные сибирской тайги.

- Давайте уберем верхушку сугроба (сугроб под ёлкой выложен из синтепона, под каждым слоем слова соответствующей группы: глаголы, прилагательные, фразеологический оборот, перифраз, синоним, все слова содержат звуки [г, г, к, к′]), вы нашли слова, прочитайте и догадайтесь, кто из наших животных выполняет эти действия (грызет, копает, крадется, прыгает, играет, кусает - инсценировка). На магнитной доске дети распределяют слова по столбцам.

- Посмотрим, что ещё спрятано в сугробе, вы нашли новые слова, прочитайте и догадайтесь, каким из наших животных подходят эти признаки (красивая, голодный, грозный, маленькая, ловкая, с клыками) на магнитной доске дети распределяют слова по столбцам

- Найдите в сугробе оставшиеся карточки,  прочитайте и  подумайте, о ком так говорят или называют (крутится как белка в колесе, серый охотник, секач) на магнитной доске дети распределяют слова по столбцам

        

  1. Закрепление звуков в связном тексте

- А теперь давайте составим мини-рассказы о животных, опираясь на информацию в столбцах.

Мини-рассказ о кабане составляют с помощью учителя-логопеда все вместе.

Мини-рассказ о белке, о волке -  учащиеся составляют самостоятельно, работают в группе по 3 человека, под руководством учителя-логопеда.

  1. Итог занятия, самооценка

- Вот и подходит к концу наше занятие, сегодня мне очень понравилось, как вы работали, я хотела бы поделиться с вами своим настроением и отправлю вам его в СМС. Для этого, я попрошу вас встать друг за другом в одну линию. Я нарисую свое настроение от нашего занятия на спине последнего человека, и каждый из вас будет передавать это СМС вперед (первый человек рисует солнышко на доске)

- Ребята, подумайте и скажите: какое у меня настроение?(теплое, хорошее, радостное, веселое…)

- А у вас такое же? (да)

- Значит, пришло время себя оценить. Подойдите ко мне, встаньте в круг и выберите лучик солнца:

Красный лучик – всё получилось

Зеленый – что-то не получилось

Синий - нужно постараться

Спасибо вам ребята, за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .

Интегрированное занятие учителя- логопеда  и учителя- тифлопедагога   по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Конспект логопедического занятия учителя-логопеда

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия на тему: Развитие анализа и синтеза структуры предложения у учащихся 2 класса.Тема: Логопедическая – Развитие анализа и синтеза ...

Мониторинг базовых учебных действий на логопедических занятиях учителем - логопедом

Мониторинг базовых учебных действий на логопедических занятиях учителем - логопедом...