Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
учебно-методический материал по логопедии
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сложный, чем устная речь. Предгагаемые приемы помогут не только анализировать, но и осмысливать, видеть целостно предложенный ему материал, научат понимать смысл прочитанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал был подготовлен для методического семинара МБОУ СОШ №2 | 106.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Приемы по формированию смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Подготовили: учитель-логопед Харламова О.И.
учитель-дефектолог Пудовкина Н.А.
г. Советский, 2020
- «Пиктограммы».
Этот приём очень хорошо использовать со школьниками, которые еще не умеют писать и читать, а воспринимают текст устно, или с детьми с билингвизмом.
Задачи:
- Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления (анализ и синтез текста)
- Развитие умения воспринимать текст на слух
3. Развитие творческого воображения
4. Развитие зрительной и слуховой памяти
5. Развитие мелкой моторики рук
6. Развитие навыка пересказа текста
7. Развитие связной речи
Ход работы: Учащиеся, слушая текст, условно зарисовывают смысл фразы с помощью пиктограмм. Затем пересказывают с опорой на пиктограммы. (Предварительная работа: перед чтением текста необходимо объяснить значения незнакомых слов)
Образец:
Около дома росла яблоня. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать ее. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоню. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
- «Опорные слова».
Задачи:
- Развитие зрительного внимания
- Отработка и автоматизация навыка синтетического чтения
- Умение воспринимать и видеть фразу, текст целостно и понимать смысл прочитанного.
- Развитие навыка пересказа текста
- Развитие связной речи
Ход работы: При чтении подчеркиваются опорные (ключевые) слова для лучшего запоминания и смыслового понимания содержание текста. Затем по этим ключевым словам как можно точнее пересказывается содержание текста:
Образец:
Липкая ленточка
У дятла интересный язык. Он очень длинный и липкий. К нему прилипают муравьи. Настоящая липкая ленточка.
- «Графическая модель».
Задачи:
- Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления (анализ и синтез текста)
- Развитие зрительного внимания
- Отработка и автоматизация навыка чтения
- Умение понимать смысл прочитанного.
- Развитие навыка пересказа текста
- Развитие связной речи
Ход работы: При работе с текстовым материалом составляется графическая модель. Выделяются важные смысловые звенья, определяется связь между ними, составляется графическая схема текста. Эта схема служит опорой для понимания прочитанного и дальнейшего пересказа. (Предварительная работа: перед чтением текста необходимо объяснить значения незнакомых слов)
Образец:
Бабочки питаются нектаром, который добывают из цветов. Красивый окрас крыльям бабочки придаёт многочисленные чешуйки. У самой большой бабочки размах крыльев достигает 30 сантиметров. Бабочки откладывают яйца, из которых появляются гусеницы. Со временем гусеница превращается в куколку, а куколка в бабочку.
4. «Прием постановки вопросов».
Этот прием очень хорош для детей с речевой патологией, так как они учатся не только вчитываться в текст, понимать текст, но и формулировать к нему вопросы и ответы.
Задачи:
- Развитие словесно-логического мышления (анализ и синтез текста)
- Отработка и автоматизация навыка чтения
- Умение понимать смысл прочитанного
- Овладением умением поставить вопрос к тексту
- Развитие навыка пересказа текста
- Развитие связной речи.
Ход работы: Учащиеся читают учебный текст и к каждому предложению составляют вопросы (записывают). Затем одни зачитывают вопросы, и как можно полнее отвечают на них.
Образец:
Собака Жучка
Несла Жучка кость через мост (Что делала Жучка?). Смотрит, а в воде её тень (Что увидела Жучка?). Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а другая собака кость несёт (О чём подумала Жучка?) Раскрыла Жучка пасть, чтобы другую кость взять (Зачем Жучка открыла пасть?). Ту не взяла, а своя кость ко дну пошла (Что случилось с косточками?).
5. «Прием выделения (маркировки) текста».
Задачи:
- Развитие словесно-логического мышления (анализ и синтез текста)
- Развитие умения выделять главное, существенное в тексте
- Отработка и автоматизация навыка чтения
- Умение понимать смысл прочитанного
Ход работы: Этот прием имеет несколько вариантов. Учащимся предлагается при чтении текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
1 вариант (для учащихся 1-2 кл.): желтым маркером выделить знакомый им материал, а красным – новый, неизвестный.
2 вариант (учащимся 3- 8 кл.): галочкой пометить то, что им уже известно; знаком минус - то, что не известно; восклицательным знаком - то, что является для них интересным; вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
3 вариант: предлагается учащимся быстро и внимательно прочитать учебный текст, затем выбрать и подчеркнуть главную мысль или подходящее слово, характеризующее данный текст; затем сравниваются все ответы учащихся и выбирается лучший вариант.
Образец:
Александр Блок
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень.
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
- «Пересказ по кругу»
Задачи
- Развитие словесно-логического мышления (анализ и синтез текста)
- Развитие зрительной и словестной памяти
- Отработка и автоматизация навыка чтения
- Умение понимать смысл прочитанного
- Развитие навыка пересказа текста
- Развитие связной речи.
Ход работы: На логопедическом занятии учащиеся дважды читают новый текст, затем воспроизводят (пересказывают) текст по часовой стрелке по одной фразе. Затем ещё раз прочитывают текст, исправляют ошибки, если они были, или дополняют его, если было что-то упущено. Самостоятельно пересказывают текст.
- «Приём восстановления текста».
Задачи
- Развитие словесно-логического мышления (анализ и синтез текста)
- Отработка и автоматизация навыка чтения
- Развитие умения работать в группе
- Умение понимать смысл прочитанного
Ход работы: Учащимся предлагается прочитать части разрезанного учебного текста и коллективно (методом штурмовой атаки) восстановить его последовательность. Затем результат работы сравнивают с образцом.
Образец:
Удача
- Подошла Удача к мальчику, разбудила его и сказала:
- А на меня, Удачу, скажешь: «Нет мне удачи в учёбе».
- Вот ты спишь, знаний не набираешься.
- Один мальчик сел делать школьные уроки и заснул.
- Завтра учителю ни на один вопрос не ответишь.
- А в это время по свету ходила Удача.
Список литературы
- Сущевская С.А., Первые книги по чтению. Тексты с дырками и хвостами. Методика вдумчевого чтения // М.: Карапуз
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.-М.:Просвещение,1956.-223с.
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – М.: Дрофа,2001.-128с.
- Психология: Учеб. Пособие для начальной школы/ Под ред. проф. И.В.Дубровиной. – М.:Гардарика, 1998. -176с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1907. -240с.
- Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ СФЕРА, 2005. – 256с.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. –Ярославль: «Академия развития», 1997. -240с.
- Праведникоова И.И.: IQ тренинг с переменками: слово за слово, учимся понимать текст / М.: АЙРИС-пресс, 2018г.
- Хиленко Т.П., Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией, 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций // М.: Просвещение, 2019 г.
- Жукова Н.С., Первая после букваря книга для чтения // Надежда Жукова. – М.: Эксмо, 2019г. 80 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности
Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...
Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога
При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...
Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ
Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...
«Методы и приёмы формирования смыслового чтения»
В России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смыс...
Приём формирования смыслового чтения "Дерево предсказаний"
quot;Дерево предсказаний" - один из приёмов формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы...
Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах
Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...
Индивидуальное коррекционное занятие учителя — логопеда с учеником 4 (дополнительного) класса «Дифференциация звуков (г-к, д-т)».
Конспект занятия учителя - логопеда....