Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Юдина Елена Сергеевна

Рабочая программа  коррекционно - логопедической работы начального общего образования  на 2014 – 2015 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                Директор МАОУ СОШ №7:

                                                                                                                                                                                 ________________ /Некрутова И.В./

                                                                                                                                                                                 Приказ №

                                                                                                                                                                                  «____»___________________2014г.                                                                                                                                            

 

 

Рабочая программа

коррекционно - логопедической работы

начального общего образования

на 2014 – 2015учебный год

                                                                                                                                     Составитель программы:

                                                                                                                                                                           Учитель-логопед: Юдина Е.С.,                                                                                                                   I квалификационная категория

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ___от «___»______2014 г.

Руководитель МО __________/___________________/

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

г. Усть - Катав

2014 г.

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы «Логопедическое сопровождение учащихся  на ступени начального общего образования» — это комплексная программа по оказанию помощи детям с речевой патологией в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МО и Н № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г.);
  • Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639);
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Программа коррекционной работы «Логопедическое сопровождение учащихся  на ступени начального общего образования» сформирована для контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в МАОУ «СОШ № 7» г.Усть-Катава Челябинской области.

          В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.

          ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам школьных логопунктов  важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого   характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

          В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:   

1) смыслообразование;

2) нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и включают:

  1. целеполагание;
  2. планирование;
  3. прогнозирование;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата;
  5. коррекция;
  6. оценка;
  7.  элементы волевой саморегуляции, как способности к волевому усилию.

Познавательные УУД включают:

  1. общеучебные действия;
  2.  логические действия;
  3.  действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  1. социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  2.  умение слушать и вступать в диалог;
  3.  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  4.  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       

          Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов  предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.   Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

Компоненты логопедического сопровождения:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка.

Место логопедических занятий в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования: образовательная область «Русский язык», «Чтение», «Окружающий мир».

Цель программы

  • создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС;
  • создание специальных условий развития и коррекции на базе школьного логопункта, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы;
  • коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
  • формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Адресат: обучающиеся 1 - 4 классов, испытывающие стойкие трудности при освоении основной образовательной программы начального общего образования, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Задачи программы

  • cвоевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
  • определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с речевым недоразвитием с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать речевую проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений речи  детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка (психоневролога, невролога, окулиста, отоларинголога, медицинского работника школы). Для реализации этого принципа необходимо участие в данном процессе всех участников образовательного процесса: учителя начальных классов, психолога, учителя-логопеда, родителей.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями устной и письменной речи выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

          Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией  на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и  психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта; формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностику отклонений в развитии речи и выявление этиологии дефектов речи, трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (медицинский анамнез физического и речевого развития ребенка, собеседование с родителями, наблюдения учителя);
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушениями речи, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с речевой патологией;
  • системный контроль психолога, учителя-логопеда и классного руководителя за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор методик, методов и приёмов обучения и разработка оптимальной для развития ребёнка с нарушениями речи коррекционной программы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение учителем-логопедом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений устной и письменной речи;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике коррекционно-образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии речи;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, лежащих в основе устной и письменной речи;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка;

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевой патологией, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с речевой патологией;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с речевой патологией.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, тематические выступления), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Этапы реализации программы

          Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта уровней речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка коррекционно-образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы логопункта ОУ.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является особым образом организованный коррекционный процесс и процесс специального (логопедического) сопровождения детей с речевой патологией.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Результатом является внесение необходимых изменений в коррекционно-образовательный процесс и процесс сопровождения  детей с речевой патологией, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

          Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевой патологией.

Такое взаимодействие включает:

—  комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

—  многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

—  составление программ по коррекции речевых нарушений обучающихся.

          Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и психолого-логопедическое сопровождение ребенка в процессе обучения.

          В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы

Логопедическое обеспечение:

  • обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (учёт структуры и уровня речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач коррекционной работы, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, учёт специфики речевого нарушения ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

          Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди обучающихся выделяют группы  детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Обследование  обучающихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится  по методикам Т.А. Фотековой, нейропсихологическим диагностикам письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. По результатам диагностики составляется аналитическая справка и индивидуальный речевой профиль. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждого ученика (группы учащихся).

Организация работы по логопедическому сопровождению
         
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы индивидуальных логопедических занятий во второй половине дня.

Продолжительность одного индивидуального занятия – 20 минут.

Количество занятий в неделю на одного ребенка – 2-3 занятия.

Количество учебных недель (1 класс) – 30 недель (01 октября – 31 мая)

Общее количество занятий на одного ребенка (1 класс)  –  60-90 занятий.

 

          Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников.

          В программе не указано количество часов для прохождения тем. Это связано с тем, что дети-логопаты должны проходить любую тему до полного усвоения. В тематическом планировании представлено примерное распределение часов по темам, но оно может быть изменено.

Программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

 1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – С.-П., 2003.

2. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.  – М., 2001.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М., 2006.

4. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение/ Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.

5. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста. -  М., 2007.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.  – М., 2007.

7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – С.-П., 1999.

9. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., 2006.

10. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Методическое пособие. Изд. 2-е, испр., доп.- АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

11. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.  – М., 2003

12. Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. - М., 2004.

13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков письма и чтения.- М.. 2007.

 

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  1 – 4  КЛАССОВ  

1 этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

1. Воспитание фонематических представлений.

Звуки речи.

Способы их образования.

Гласные.

Артикуляция.

Узнавание гласного звука.

Вычленение гласного из звукового ряда, слогов, слов.

Согласные звуки.

Артикуляция.

Узнавание согласных звуков.

Вычленение согласных звуков из звукового ряда, слогов, слов.

Звуки и буквы.

Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную.

Фонематический анализ прямого и обратного слога.

Звукобуквенный анализ слога.

2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов.

Вычленение первого ударного гласного звука из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова.

Определение конечного гласного звука в слове.

Определение конечного согласного звука в слове.

Выделение ударной гласной из середины слова.

Определение места звука в слове. Предыдущий и последующий звук.

Определение количества и последовательности звуков в слове.

Звукобуквенный анализ двухсложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: сгсг, сгсгс, сгссг, сгссгс и т.д.

Звукобуквенный анализ односложных слов: сгс, ссгс, сгсс и др.

Звукобуквенный анализ трехсложных слов.

Звукобуквенный анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.

Звукобуквенный анализ и синтез.

3. Формирование фонематического восприятия.

Дифференциация гласных.

А - 0, У - 0, Ы - И, И - У, Ё -Ю.

Выделение из слогов, слов, предложений звуков в ударной позиции.

Гласные 1 и 2 ряда.

Сравнительный анализ слов.

Буква - смыслоразличитель.

Парные гласные: Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

4. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционные сходства:

Мягкие и твердые согласные.

Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда и буквы Ь.

Парные звонкие и глухие согласные: ф-в, п.-б, т-д, с-з, к-г, ш-ж.

Выделение из слогов, слов, предложений  звуков в четкой позиции.

Сравнительный анализ слов.

Буква - смыслоразличитель.

Оглушение звонких согласных в конце и середине слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты: с-ш, з-ж, сь-щ, ш-щ, ч-сь, ч-т, ч-щ, ч-ш, с-ц, ч-ц, щ-ц.

Сравнение и различение по месту или способу образования.

Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Сравнительный анализ слов.

Правописание ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, -ЧН-, -ЧК-.

Соноры: л-р

Заднеязычные: к-г-х

5. Буквы, сходные по начертанию.

Дифференциация Т-П, Д-Б, Л-М, И-Ш, Г-П, Е-З.

Сравнительный анализ элементов букв.

Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах.

2 этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.

1. Выявление активного словарного запаса.

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие птицы и животные, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, посуда, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие).

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. признаки и качества.

Сравнение предметов по основным признакам.

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д.

2. Расширение словарного запаса учащихся.

Актуализация пассивного словаря.

Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение.

Синонимы: существительное, прилагательное, глагол.

Оттеночное значение синонимов.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Замена повторяющихся в тексте слов синонимами.

Антонимы: существительное, прилагательное, глагол.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Омонимы.

Многозначность слов.

Однозначные и многозначные слова.

Многозначные существительные, прилагательные, глаголы.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

Различение прямого и переносного значения слов.

Смысловые и эмоциональные оттенки значений слов.

 Замена многозначных слов синонимами.

3. Слоговой анализ и синтез.

Слогообразующая роль гласного.

Составление слов из слогов.

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги для переноса.

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов и букв.

Последовательность слогов в слове - смыслоразличительный фактор.

Вставка недостающего слога.

Синтезирование новых слов.

4. Ударение в слове.

Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.

Слого-ритмическая структура слова.

Воспроизведение ритмического рисунка слова, предложения.

Двухсложные слова: Хх, хХ.

Трехсложные слова: Ххх, хХх, ххХ.

Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов.

 Перенос ударения на безударную гласную.

5. Безударная гласная в корне слова.

Нахождение безударной гласной в корне.

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

Тренировка в подборе проверочных слов.

Нахождение проверочных слов из ряда родственных.

Правописание безударных гласных в корне слова.

6. Состав слова.

Морфемный анализ и синтез.

 Разбор по составу существительных, прилагательных, глаголов.

Корень слова, выделение корня.

Родственные слова.

Подбор родственных слов различных частей речи.

Образование родственных слов от данного корня.

Сложные слова.

Образование слов путем присоединения корней.

Лексическое значение.

Выделение корней и соединительной гласной, правописание.

Суффикс, выделение суффиксов, значение суффиксов, правописание, суффиксальный способ образования слов.

Суффиксальное образование существительных.

Уменьшительно-ласкательные существительные без изменения звуковой структуры и с чередованием согласных в корне слова.

Собственные и нарицательные существительные.

Существительные с основой на Ц с чередованием согласных в корне.

Существительные со значением очень маленького и очень большого предмета (суффиксы со значением величины).

Существительные со значением составной части предмета.

Название детенышей животных и птиц без изменения звуковой структуры, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова в единственном и множественном числе.

Название профессий и лиц, осуществляющих действия.

Суффиксальное образование притяжательных, относительных и качественных прилагательных.

Суффиксальное образование глаголов.

 Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Возвратные и невозвратные глаголы.

Приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов.

Приставки пространственного значения.

Приставки временного значения.

Многозначные приставки.

Приставки со значением неполного действия и результата действия.

Приставка, ее роль в изменении значения слова.

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

Времена глаголов.

Правописание приставок с гласными А, О.

Окончание, выделение окончаний, значение окончаний.

Подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.

7. Предлоги и приставки.

Соотношение предлогов и глагольных приставок.

Выделение из словосочетаний и предложений слов с приставками и предлогами.

Правописание предлогов и приставок.

Подбор приставок и предлогов к данному словосочетанию.

3 этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

1. Словосочетание и предложение.

Сопоставление слова и предложения как речевых единиц.

Различение слов по признакам грамматической категориальности.

Дифференциация частей речи (по вопросу, значению, составу слова).

Словосочетание и предложение как речевые единицы.

 Заглавная буква в начале предложения и точка в его конце.

Определение количества и последовательности слов в предложении.

Составление предложений и словосочетаний.

Восстановление деформированных предложений.

Вычленение словосочетаний из контекста.

Связь между словами в словосочетании, распознание главного и зависимого слова.

Образование словосочетаний по вопросной схеме-модели.

Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Простое нераспространенное предложение.

Виды предложений по интонации.

Простое распространенное предложение.

Распространение предложений определением и дополнением.

Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Однородные подлежащие и однородные сказуемые.

Сложносочиненное предложение.

Союзы: И, А, НО.

Сопоставление простого предложения с однородными главными членами и сложносочиненного предложения.

 Грамматическая основа сложного предложения.

Сложноподчиненное предложение. Союзы ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ.

Грамматическая основа главного и зависимого предложения.

2. Согласование.

Согласование слов в числе.

Изменение по числам существительных, прилагательных, глаголов.

Дифференциация форм единственного и множественного числа глагола, существительного и прилагательного по лексико-грамматическим признакам.

Согласование в роде.

Дифференциация форм существительных мужского, женского и среднего рода.

Замена существительных местоимением.

Изменение по родам прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Родовые окончания.

Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в числе и роде.

Согласование прилагательных и существительных в именительном и косвенных падежах.

Дифференциация форм существительных, глаголов, прилагательных мужского, среднего и женского рода по лексико-грамматическому признаку.

3. Дифференциация временных глагольных форм.        

 Морфологический разбор глагола.

4. Управление.

Нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания и предложения).

Склонение существительных.

Существительные одушевленные и неодушевленные.

Формы существительных в косвенных падежах с ударным и безударным окончанием в единственном и множественном числе.

Преобразование существительных в начальную форму.

Модели беспредложных конструкций с прямым и косвенным дополнением.

Предложные конструкции с косвенным дополнением и обстоятельством места.

Закрепление падежных форм.

Сопоставление падежных форм существительных.

Морфологический разбор существительного.

Образование грамматических форм по контексту.

5. Предлоги.

Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Родительный падеж – У (местонахождение), С, ИЗ, ДО (направление действия)

Дательный падеж – ПО (местонахождение), К (направление действия)

Винительный падеж – В, НА, ЗА, ПОД (направление)

Творительный падеж – ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение, часть пространства)

Предложный падеж – В (местонахождение)

Дифференциация различных значений одного и того же предлога.

Противоположные предлоги.

Составление словосочетаний с предлогами.

Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.

6. Овладение навыками связной речи.

Текст.

Составление повествовательного текста по серии картин.

Членение текста на предложения.

Составление текста из предложений, данных вразбивку.

Восстановление деформированного текста.

Определение последовательности предложений в тексте.

Составление текста по опорным словам.

Редактирование текста.

Придумывание конца текста, начала текста.

Составление повествовательного текста по сюжетной картине.

Составление описательных текстов о предмете или явлении.

Составление плана текста для последующего пересказа и записи.

Пересказ прочитанного текста.

Пересказ по ролям.

Пересказ по плану.

Пересказ подробный и короткий.

Нормирование словоизменения в связной речи.

Закрепление более сложных по семантике и внешнего оформления продуктивных форм словоизменения.

Содержание коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • Развитие навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие зрительной памяти и внимания.
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов.
  • Развитие пространственных представлений, ориентации.
  • Развитие представлений о времени.
  • Развитие слухового внимания и памяти.

3. Развитие основных мыслительных операций

  • Формирование навыков соотносительного анализа.
  • Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями).
  • Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  • Формирование умения планировать свою деятельность.

4. Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей

5. Развитие различных видов мышления

  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие словесно-логического мышления.

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

7. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в коммуникативном процессе.

8. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.

9. Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

п/п

Тема занятия

Количество занятий

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Развитие неречевых процессов. …………………................................................................................

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции. ……………………………

Звуки речи и буквы. ………………………………..

Дифференциация гласных и согласных звуков речи. …………………………………………………

Гласные звуки русского языка и обозначающие их буквы: а, о ,у, ы, и, э. …………………………

Закрепление навыков владения звуко-буквенным  анализом и синтезом слов. ……………………

Итоговое занятие по разделу. …………………………………………………………………………..

5

1

1

2

7

8

1

Всего по I разделу

25

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Речь. Предложение. ………………………………...............................................................................

Предложение. Слово (слова-предметы, действия, признаки) ………………………………………

Деление слов на слоги. …………………………………………………………………………………

Ударение. ……………………………………………………………………………………………….

Согласные звуки и буквы. ……………………………………………………………………………..

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. …

Обозначение мягкости согласных с помощью «ь»……………………………………………………

Дифференциация графически сходных букв. …………………………………………………………

Итоговое занятие по разделу. ……………………...............................................................................

4

8

5

5

2

8

2

5

1

Всего по II разделу

40

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

Звонкие и глухие согласные. ………………………………………………………………………….

Звуки П и П’. Буква П. ………………………………………………………………………………..

Звуки Б и Б’. Буква Б ………………………………………………………………………………….

Дифференциация П-Б (П’-Б’) ………………………………………………………………………...

Звуки Т и Т’. Буква Т. ……………………………......................................................................

Звуки Д и Д’. Буква Д. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация Т-Д (Т’-Д’) …………………….....................................................................

Звуки Ф и Ф’. Буква Ф. ……………………………………………………………………………….

Звуки В и В’. Буква В. ……………………………....................................................................

Дифференциация Ф-В (Ф’-В’). ………………………………………………………………………

Звуки К и К’. Буква К. ……………………………………………………………………………….

Звуки Г и Г’. Буква Г. …………………………………………………………………………………

Дифференциация К-Г (К’-Г’). ………………………………………………………………………..

Звуки С и С’. Буква С. ……………………………....................................................................

Звуки З и З’. Буква З. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация С-З (С’-З’). ……………………....................................................................

Звук Ш и буква Ш. …………………………………………………………………………………….

Звук Ж и буква Ж. ……………………………………………………………………………………..

Дифференциация Ш-Ж. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация С-Ш. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация Ж-З. ………………………………………………………………………………..

Звуки Р и Р’. Буква Р………………………………………………………………………………….

Звуки Л и Л’. Буква Л. ……………………………………………………………………………….

Дифференциация Р-Л (Р-Л). …………………………………………………………………………

Дифференциация Л-Й. ………………………………………………………………………………..

Звук Ч и буква Ч. ………………………………….....................................................................

Дифференциация Ч-Т’. ……………………………………………………………………………….

Дифференциация Ч-С’. ……………………………………………………………………………….

Звук Щ и буква Щ. ……………………………………………………………………………………

Дифференциация Щ-С. ……………………………………………………………………………….

Дифференциация Щ-Ч. ……………………………………………………………………………….

Дифференциация Щ-Ш. ……………………………………………………………………………….

Звук Ц и буква Ц. ………………………………….....................................................................

Дифференциация Ц-С. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация Ц-Т. ………………………………………………………………………………..

Дифференциация Ц-Ч. ……………………………………………………………………………….

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

1

2

2

2

2

2

3

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

Максимум по III разделу

37*

Всего:

102

*По мере необходимости берутся для отработки пары звуков, нужные для конкретного учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2014 – 2015 учебный год

Тема  работы РМО: «Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС»Цель работы: повышать эффективность и качество образования в начальной ...

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2014 – 2015 учебный год

Методическая тема:«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках ...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...