Коррекционно-развивающая программа
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтетические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слуховой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растёт год от года. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слов. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР) препятствует полноценной учебной деятельности и ведёт к стойкой неуспеваемости, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на письме и чтении. Кроме того, у ребёнка с ОНР остаются несформированными неречевые процессы, такие как, мышление, слуховое и зрительное внимание и память. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ №
| |
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов. Коррекция нарушений письменной речи обусловленных общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи у обучающихся 2 – 4-х классов ГБОУ СОШ №
Москва
2014/15
Учебный курс является компонентом целостной системы для учащихся 1-х классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи разной степени выраженности. Курс рассчитан на детей 6-ти – 10-ти летнего возраста, обучающихся по программе 1-4. Одним из важных показателей готовности ребёнка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника.
Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтетические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слуховой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растёт год от года. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слов. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР) препятствует полноценной учебной деятельности и ведёт к стойкой неуспеваемости, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на письме и чтении. Кроме того, у ребёнка с ОНР остаются несформированными неречевые процессы, такие как, мышление, слуховое и зрительное внимание и память. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Цель программы. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в усвоении обучающимися общеобразовательных программ по русскому языку.
Задачи коррекционно-развивающей работы.
• устранение дефектов звукопроизношения;
• развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
• формирование фонетико-фонематических процессов;
• уточнение и расширение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи;
• формирование полноценной связной речи;
• активизация речевой деятельности учащихся, развитие коммуникативных навыков;
• формирование просодической стороны речи;
• пропедевтика навыков письма;
• пропедевтика и коррекция оптической дисграфии;
• формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв);
• развитие и коррекция фонетико-фонематических представлений;
• звуко-буквенный анализ;
• предупреждение и исправление акустической дисграфии;
• формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
• дифференциация букв имеющих кинетическое сходство;
•предупреждение и исправление аграмматической дисграфии (формирование обобщённых представлений о морфологической структуре слова и синтаксической структуре предложения);
• формирование у детей первоначальных морфологических представлений;
• развитие функции словоизменения;
• формирование навыков словообразования;
• работа над однокоренными словами;
• закрепление грамматических форм в письменной речи;
• работа над предложно-падежными конструкциями;
• тренинг письма с проговариванием и соблюдением границ предложения;
• формирование орфографической зоркости;
• развитие грамоты и правил правописания;
• активизация памяти, в том числе лексической для чего используются различные виды диктантов;
• развитие внимания, мышления;
• развитие мелкой пальцевой моторики;
• совершенствование пространственно—временных ориентировок;
• развитие языковой интуиции;
• индивидуализация коррекционного обучения;
• создание условий для формирования интереса к учебному процессу.
Структура программы.
При организации коррекции общего недоразвития речи принято придерживаться определённой последовательности.
Этапы коррекционно-развивающего обучения
1 класс
I этап
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
II этап
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
III этап
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
2 класс
I этап
Коррекция и совершенствование звуковой стороны речи, на основе которых строится работа по устранению нарушений письма и чтения.
II этап
Пропедевтика семантической дисграфии. Накапливание опыта различения и выделения морфологических частей слова, расширение запаса однокоренных слов, совершенствование навыка выбора проверочных слов, накапливание звуковых и морфологических обобщений.
III этап
Пропедевтика аграмматической дисграфии. Совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы в процессе работы над текстом.
3 класс
I этап
Коррекция на фонетическом уровне.
II этап
Коррекционная работа на лексическом уровне.
III этап
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
4 класс
I этап
Устранение пробелов в формировании звуковой стороны речи.
II этап
Устранение пробелов в формировании лексико-грамматической стороны речи.
III этап
Устранение пробелов в развитии связной речи.
Коррекционная работа проводится в виде занятий, которые предполагают так же игры, подвижные упражнения и обсуждения. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика, тетради, обязательные домашние задания. Оценки на логопедических занятиях выполняют коррекционную роль. При этом оценивается не только правильность выполнения задания, сколько учебная деятельность ребёнка в целом, внимательность на занятии, старательность, активность, умение найти и исправить допущенную ошибку.
Сроки реализации программного материала.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов, степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, его психологических особенностей, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, выполнения домашних заданий и т.д.
Область применения программы.
Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, её можно использовать и для коррекции других речевых нарушений входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы работы и имеет разную продолжительность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (90 занятий)
I этап (50-55 занятий)
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
1 период. Подготовительный (10-12 занятий).
На логопедических занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). Ведётся активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений.
2 период. Основной (40-45 занятий).
На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков. Содержание занятий I этапа реализуется в приведённой ниже последовательности: Речь. Предложение. Слово. Деление слов на слоги. Ударение. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Обозначение звука буквой. Звуки речи. Гласные звуки. Шипящие звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку звонкости – глухости, твёрдости – мягкости.
II этап (18-20 занятий)
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Так как изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой обучения учащихся 1 класса родному языку, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически в чисто практическом плане.
Последовательность работы на II этапе может быть такой:
- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- родственные слова (в практическом плане);
- предлоги;
- дифференциация предлогов и приставок;
- овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
- понятие о многозначности слов.
В течение II этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Это упражнения в чтении различных слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы, различных слов с одинаковыми окончаниями, однокоренных слов, образованных при помощи разных приставок от одного корня, слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни. После прочтения слова обязательно сопоставляются, выясняются их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.
Таким образом, на II этапе коррекционного обучения формируется одно из важнейших качеств чтения – осознанность.
III этап (15-17 занятий)
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Для осуществления данной цели необходимо придерживаться последовательности приведённой ниже:
- формирование практических представлений о тексте (сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его различных искажённых вариантов);
- развитие умений и навыков анализировать текст (определять тему рассказа, основную мысль текста, последовательность и связность предложений в тексте, устанавливать смысловую зависимость между предложениями, составлять план связного высказывания);
- развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания (определять замысел высказывания, его план, связность предложений и смысловую зависимость между ними, отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания).
На логопедических занятиях следует так же развивать речевую активность учащихся (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать и рассуждать).
2 класс (60 занятий)
I этап (30 занятий)
Коррекция и совершенствование звуковой стороны речи.
В отличие от первоклассников, у учащихся 2 классов в общей картине отключений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма.
Основная задача I этапа обучения – коррекция и совершенствование звуковой стороны речи, на основе которых строится работа по устранению нарушений чтения и письма. Основные направления работы:
1. Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
- строение и функции речевого аппарата (повторение);
- звуки и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
- простые формы звукового анализа;
- сложные формы звукового анализа;
- твёрдые и мягкие согласные;
- обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных
2-ого ряда;
- второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы «ь»);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
- гласные ё, ю, о, у;
- звонкие и глухие парные согласные в – ф, б – п, д – т, д’ – т’, з – с, г – к, ж – ш;
- оглушение звонких согласных: с – ш, з – ж, с’ – щ, р – л, р’ – л’, ч – к – х, с – ц, ч – т’, ч – щ, ц – ч;
г) пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений;
- дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б – д, б, в, д, о – а, п – т, п – р, ц – щ, у – з;
д) Коррекция звукопроизношения.
II этап (20 часов)
Пропедевтика семантической дисграфии.
На протяжении II этапа проводится коррекционная работа на лексическом уровне в проведенной ниже последовательности:
а) выявление активного словарного запаса учащихся;
б) уточнение и расширение словарного запаса:
- слова – «сорняки»;
- слова – «приятели» (синонимы);
- слова – «неприятели» (антонимы);
- слова – «близнецы» (омонимы);
- многозначные слова;
в) безударные гласные;
г) состав слова;
д) корень слова;
е) сложные слова;
ж) приставка;
з) суффикс;
Тематическая активизация и обогащение словаря: классификация предметов, обобщающие слова: (классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь , головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные).Предмет и его части. Детёныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма цвета и оттенки. Праздники. Мой город и др.
Необходимо отметить, что уточнение и расширение словарного запаса не имеет расчасовки, планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Таким образом, на II этапе коррекционного обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова вооружают детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения.
III этап (10 занятий)
Пропедевтика аграмматической дисграфии.
На III этапе проводится работа по совершенствованию связной (контекстной речи). В практическом плане это направление коррекционного воздействия осуществлялось уже на I и II этапах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На III этапе данный аспект реализуется в процессе работы над текстом. Необходимо придерживаться приведённой ниже последовательности:
1. Уточнение представлений о тексте:
- признаки связного высказывания;
- сравнение текста и набора слов;
- текста и набора предложений;
- текста и его деформированных вариантов.
2. Анализ текста:
- последовательность предложений в тексте;
- смысловая зависимость между предложениями;
- определение темы текста;
- составление плана текста.
3. Построение самостоятельного связного высказывания:
- составление текста по плану;
- составления текста по данному его началу или окончанию;
- составление к тексту вступления и заключения;
- пересказ текста;
- составление текста на определённую тему.
3 класс (60 занятий)
I этап (15 занятий)
Коррекция на фонетическом уровне.
Проводится восполнение пробелов в формировании звуковой культуры речи, развитие умений и навыков, которые необходимы для усвоения программы обучения родному языку:
- звуки и буквы;
- гласные и согласные;
- твёрдые и мягкие согласные:
- разделительный «Ь» и «Ъ» знаки;
- парные согласные;
- звонкие и глухие согласные;
- ударение;
- двойные согласные;
- слоговый синтез и анализ слов;
- типы слогов.
II этап (30 занятий)
Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка:
1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт овладения различными способами словообразования.
2. Уточнение знаний детей о частях речи:
- умение распознавать части речи;
- имя существительное (род, число, падеж имени существительного);
- имя прилагательное (согласование существительного и прилагательного в роде, числе и падеже);
- глагол (число, время глаголов);
- местоимение;
- предлоги.
3. Уточнение знаний детей о составе слова:
- корень слова;
- однокоренные слова;
- окончание;
- приставка;
- суффикс;
- разбор слова по составу, основа слова;
- умение подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.
4. Различение приставок и предлогов , знание раздельного написания предлогов со словами.
5. Различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
6. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
7. совершенствование умения строить предложения адекватно замыслу.
8. Синтаксический разбор предложения (главные и второстепенные члены).
III этап (15 занятий)
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания:
- установление логической последовательности, связности;
- выделение частей текста, их озаглавливание;
- вычленение главной мысли;
- краткий пересказ прочитанного;
- восстановление и запись деформированного текста;
- составление и запись мини- сочинений по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам, по опорным словам;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.д.)
4 класс (60 занятий)
На всех 3-ёх этапах коррекционная работа реализуется комплексно: на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
I этап (20 занятий)
Устранение пробелов в развитии звуковой стороны речи, которые препятствуют усвоению программы по русскому языку, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Работа ведётся в такой последовательности:
- алфавит (повторение);
- гласные и согласные звуки и буквы (повторение);
- дифференциация гласных I и II ряда;
- работа над ударением, смыслоразличительная и словообразующая роль ударения;
- безударные гласные в корне слова;
- двойные согласные на стыке морфем;
- непроизносимые согласные;
- звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных;
- дифференциация согласных по твёрдости-мягкости;
- правила переноса;
- гласные после шипящих;
- мягкий знак, разделительный «Ь» и «Ъ» знаки.
II этап (20 занятий)
Устранение пробелов в формировании лексико-грамматической стороны речи.
Коррекционная работа в данном направлении проводится в приведённой ниже последовательности:
- омонимы, синонимы, антонимы;
- многозначные слова;
- устойчивые словосочетания;
- фразеологические обороты;
- словообразование и словоизменение;
- разбор слова по составу (корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова);
- уточнение знаний детей о частях речи:
• склонение имён существительных;
• склонение имён прилагательных;
• изменение глаголов по времени;
• неопределённая форма глаголов;
• спряжение глаголов;
• понятие о частицах, отрицательная частица «НЕ», правописание «НЕ» с глаголами;
• дифференциация приставок и предлогов;
• местоимение, склонение личных местоимений;
• наречие, образование наречий от прилагательных, от косвенных падежей, от сочетаний слов (тотчас);
•правописание наречий;
• сочетание глаголов с наречиями;
- синтаксический разбор предложения:
• нахождение главных членов предложения;
• нахождение второстепенных членов предложения: определение; дополнение; обстоятельство;
- сложное предложение;
- прямая речь, кавычки перед прямой речью и после неё, написание большой буквы в прямой речи.
III этап (20 занятий)
Устранение пробелов в развитии связной речи проводится по следующим направлениям:
• текст, признаки связного высказывания;
• анализ текста, определения главной мысли текста, составление плана текста;
• типы текстов: повествовательный; описательный; текст-рассуждение; схемы построения текстов;
• редактирование текста;
• восстановление и запись деформированного текста;
• написание текста по вопросам;
• восстановление текста по опорным словам;
• написание изложения на основе слухового восприятия текста и по плану;
• написание сочинений по материалам наблюдений на заданную тему по опорным словам;
• сочинение по серии картинок и опорным словам, составление плана сочинения, его анализ и редактирование учащимися;
• сочинение на основе личных впечатлений с элементами описания по составленному плану;
• учить детей анализировать речь (на уровне предложения, текста);
• учить составлять текст на определённую тему;
• интонационно оформлять высказывание.
Учитывая то, что у детей с ОНР плохо сформирована мелкая моторика кистей и пальцев рук, а так же остаются несформированными такие процессы, как мышление, память, внимание, на протяжении всей коррекционной работы необходимо включать задания, направленные на их развитие.
Список используемой литературы.
1. Галковская О.Ю., статья «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся 1-2-х классов общеобразовательной школы. Коррекционно- развивающая программа».
2. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр «Сфера М.» 2006г.
3. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. Владос, 2004г.
4. «Логопедия в школе» под ред. В.С. Кукушкина, Москва – Ростов-на-Дону, изд. центр «Март», 2004г.
5. Начальная школа XXI века под ред. Н.Ф. Виноградовой, М. : Вентана-Граф 2008г.
6. И.М. Садовникова, «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». М.: «Владос», 1997г.
7. «Основы логопедической работы с детьми» под ред. Г.В. Чиркиной М.: «Аркти», 2003г.
8. А.В. Ястребова, Л.Ф. Стерова, Т.П. Бессонова «Учителю о детях с недостатками речи». М.: «Арти», 1997г.
9. А.В. Ястребова «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ». М.: «Аркти», 1997г.
Учитель-логопед М.В. Пезик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.
Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...