ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «Коррекция нарушений речи учащихся 1-2 классов с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
рабочая программа по логопедии
Программа коррекционной логопедической работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.programma_onr_12_klass.docx | 50.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
«Коррекция нарушений речи учащихся 1-2 классов
с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Пояснительная записка
Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
В структуру дефекта входит:
I. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству). Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности. Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие: недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.
Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).
Раздел 1. Планируемые результаты
В системе начального общего образования логопедические занятия - единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению. Необходимость разработки рабочей программы возникла в связи с внедрением ФГОС 2 поколения.
Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:
- Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
- Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности - элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий - замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
- чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
- толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
- ответственным отношением к учёбе;
- осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
- навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;
Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
- работать по плану и корректировать свою деятельность;
- определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- осуществлять анализ и синтез;
- составлять описание объекта;
- строить рассуждение.
- составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений. Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Учитывая, что данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
- осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- делить текст на части и озаглавливать их;
- выполнять разбор слова по составу;
- производить звуко-буквенный анализ слов;
- правильно списывать тексты;
- писать слова и предложения под диктовку;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
- составлять предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- составлять описание объекта;
- составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;
Контроль планируемых результатов
1 класс
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
- точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
- правильно делать ударение в словах;
- делить 2-3 – сложные слова на слоги;
- анализировать звуковой состав слов, простых по структуре звуконаполняемости;
- выделять звуки из слов;
- составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
- вычленять слово из предложения;
- правильно ставить вопрос к слову;
- различать одушевленные и неодушевленные существительные с опорой на вопросы;
- практически различать понятия «слово» и «предложение»;
- различать слова, обозначающие предметы единственного и множественного числа;
- различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
- пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
- определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
- понимать и употреблять в речи слова с обобщающим значением;
- грамматически правильно отвечать на вопросы со словами кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие? где? когда? куда? как? и на вопросы косвенных падежей;
- давать развернутые и краткие утвердительные и отрицательные ответы на заданные вопросы.
Учащиеся должны знать:
- понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
- понятия «устная и письменная речь»;
- отличие звука и буквы;
- понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
- отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
- термины «единственное и множественное число»;
- вопросы кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие?.
2 класс
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
- точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
- правильно делать ударение в словах;
- делить 2-3 – сложные слова на слоги;
- осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез слов простой слоговой структуры;
- составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
- определять по вопросам слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета;
- понимать и использовать в речи наиболее употребительные слова (по изучаемой тематике), обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, возрасту, принадлежности, назначению;
- находить и различать слова, близкие и противоположные по значению;
- практически различать понятия «слово» и «предложение»;
- различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
- выделять предложения из текста;
- пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
- определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
- уметь распространять простое двусоставное предложение дополнениями разных видов;
- грамматически правильно строить ответ в соответствии со структурой задаваемого вопроса;
- составлять диалог на материале прочитанного текста;
- читать и пересказывать диалог по ролям;
- правильно использовать просодические средства речи при ведении диалога (соблюдать паузы, темп, ритм, интонацию, модуляцию и силу голоса, логическое ударение во фразе).
Учащиеся должны знать:
- понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
- понятия «устная и письменная речь»;
- понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
- отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
- термины «единственное и множественное число»;
- слова близкие и противоположные по значению (по изучаемой тематике) без терминологии;
- вопросы косвенных падежей;
- понятие «логическое (смысловое) ударение во фразе.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.
«Коррекция нарушений устной и письменной речи» - курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.
В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.
Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
- развитие чувства языка.
Линии, общие с курсом русского языка:
- приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
- овладение родным языком;
- овладение орфографией и пунктуацией.
Таким образом, курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.
Структура и содержание программы отражают существенную специфику логопедической работы с учащимися с ОНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с ОНР построена с учетом структуры речевого нарушения этой категории детей.
Общее недоразвитие речи – это системный дефект, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики и лексико-грамматического строя. Поэтому логопедическая работа с учащимися 1-4 классов с ОНР должна проводиться в три этапа: коррекционная работа на фонетическом уровне, коррекционная работа на лексическом уровне, коррекционная работа на синтаксическом уровне.
На первом и втором году коррекционного обучения основное время отводится развитию звуковой стороны речи, параллельно осуществляется логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития и формированию умений и навыков связной речи. Через полтора – два года исчезают ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (различение фонем), фонематического и слогового анализа и синтеза
Продолжительность и структура занятий
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях. Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года (по 4-5 человек с однородными нарушениями речи).
Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, групповые занятия – 2-3 раза в неделю. На индивидуальные занятия с каждым учащимся отводится 20 минут, продолжительность занятий для группы – 40 минут.
По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения.
Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.
Раздел 3. Планирование
Рабочая программа составлена на основе инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996; методического пособия для учителей-логопедов общеобразовательной школы под редакцией Ю.А. Воробьёвой. Система работы, представленная в пособии, рассчитана на проведение логопедических занятий с учащимися 1-3 классов (по программе 1-4 общеобразовательной школы) в течение трех лет. В рабочей программе предложенная система работы предполагает обучение учащихся 2-4 классов. Тематическое планирование для 1 класса разработано с учетом «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 1–4 классов с общим недоразвитием речи (ОНР III и IV уровней) и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.
Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, зачисляемых на логопедические занятия, составляют дети, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению. Прежде всего, это учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) III и IV уровня и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.
Значительные трудности в процессе школьного обучения, препятствующие овладению грамотой и другими учебными предметами у детей с общим речевым недоразвитием, обусловлены недостаточной сформированностью различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием, затруднениями в овладении связной монологической речью, нарушениями чтения и письма, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.
Перспективный план логопедических занятий
с учащимися 1 – 4 классов с ОНР
Этапы коррекционной работы | Содержание занятий | Содержание коррекционной работы. Основные направления. |
1 этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне | 1. Воспитание фонематических представлений. Гласные. Артикуляция. Узнавание гласного звука. Вычленение гласного из звукового ряда, из слов. Согласные звуки. Артикуляция. Узнавание согласных звуков. Вычленение согласных из звукового ряда и слов. Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов. 2. Формирование навыка звукового анализа слов: а) вычленение первого ударного гласного из слова; б) вычленение первого согласного звука из слова; в) определение конечного согласного, гласного; г) выделение ударной гласной из середины слова; д) определение количества и последовательности звуков в слове е) звуковой анализ двусложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: сгсг, сгсгс, сгссг, сгссгс, сгссгсс; ж) звуковой анализ односложных слов: сгс, ссгс, сгсс; з) звуковой анализ трехсложных слов; и) звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры. 3. Формирование фонематического восприятия. Дифференциация гласных. а) а-о, у-о, у-и, ё-ю; б) ы-и, а-я, о-ё, у-ю. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда и буквой Ь. 4. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство: а) звонкие и глухие согласные: в-ф, п-б, т-д, с-з, к-г, ш-ж; Оглушение звонких согласных в конце и середине слова. б) свистящие и шипящие согласные: с-ш, з-ж, сь-щ, ч-щ, ч-ть, с-ц, ч-ц соноры р-л заднеязычные к-г-х. 5. Формирование зрительного анализа и синтеза. Дифференциация оптически сходных образов букв: д-б, т-п, а-о, и-у, м-л, н-п, ш-щ, щ-ц, у-з и др. | 1. Формирование навыков организации учебной работы. 2. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных операций, фонематического анализа и синтеза. 3. Уточнение и 4. Формирование 5. Формирование 6. Развитие 7. Формирование |
2 этап. Коррекционная работа на лексическом уровне | 1. Выявление активного словарного запаса. Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, животные домашние и дикие, птицы, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставлять со смежными группами, отмечая сходство и различие). Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. качества. Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др. 2. Расширение словарного запаса учащихся. Актуализация пассивного словаря: Синонимы (слова-«приятели»), Антонимы (слова-«неприятели»), Омонимы (слова - «близнецы»). 3. Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов или букв. Вставка недостающего слога. Синтезирование новых слов. 4. Ударение в слове. Смысло-различительная роль ударения. Слого-ритмическая структура слова. Двусложные слова Хх, хХ. Трехсложные слова Ххх, хХх, ххХ. 5. Безударные гласные в корне слова. Нахождение безударной гласной в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов. Правописание безударных гласных. 6. Состав слова. Морфемный анализ и синтез слов. а) корень слова, выделение корня, подбор родственных слов; б) сложные слова, выделение корней и соединительной гласной, лексическое значение, правописание; в) приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов; г) суффикс, выделение и значение суффиксов, суффиксальный способ образование слов; д) окончание, выделение окончаний, значение окончаний; е) подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа и синтеза слова; ж) предлоги и приставки. Соотношение предлогов и глагольных приставок, правописание предлогов и приставок, подбор подходящих по значению приставок и предлогов. | |
3 этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | 1. Словосочетание и предложение. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Различение слов по признакам грамматической категориальности (по значению – части речи; по форме – категории числа, времени). Дифференциация частей речи. Дифференциация слов по заданным семантическим группам. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения. Членение сплошного текста на предложения. Составление предложений и словосочетаний. Вычленение словосочетаний из контекста. Образование словосочетаний по вопросной схеме-модели. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Определение последовательности предложений в тексте. Составление рассказов по опорным словам. 2. Согласование. а) согласование слов в числе, изменение слов по числам, дифференциация форм числа глаголов и прилагательных по б) согласование в роде, изменение по родам (прилагательные и в) главные члены предложения. 3. Дифференциация временных глагольных форм. 4. Управление. Кого? Что? (в.п.) Кого? Чего? (р.п.) Кому? Чему? (д.п.) О (в, на) ком? Чем? (п.п.) Кем? Чем? (т.п.) Существительные одушевленные и неодушевленные. Закрепление падежных форм. Образование грамматических форм по контексту. Различие грамматических категорий по лексико-грамматическим признакам. Различение грамматических категорий по контексту. 5. Предлоги в, на, под, из, около, за, перед, между, по и др. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов. а) родительный падеж – у (местонахождение), с, из, до (направление действия); б) дательный падеж – по (местонахождение), к (направление действия); в) винительный падеж – в, на, за под (направление); г) творительный падеж – за, на, под, перед (местонахождение, д) предложный падеж – в, на (местонахождение). Отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Противоположные предлоги. Составление словосочетаний с предлогом. 5. Развитие связной речи. Составление предложений. Составление рассказов по серии картин. Придумывание конца рассказа, начала рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление описательных рассказов о предмете или явлении. Пересказ подробный и короткий. |
Календарно-тематическое планирование логопедической работы в группе учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1 класс
№ п/п | дата | Фактическая дата | Тема занятия | Содержание занятия |
1.09-2.09 5.09-9.09 5.09-9.09 12.09-16.09 12.09-16.09 | Изучение уровня речевой готовности к школе. | |||
1 | 19.09-23.09 | Речь. Устная и письменная форма речи. | уточнение представлений об особенностях устной и письменной речи; формирование умения осознанно списывать, формирование умения выделять предложения в устной речи и правильно оформлять его на письме. | |
2 | 19.09- 23.09 | Понятие о предложении. Понятие о слове | Предложение как единица речи. Формировать представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак). Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков. | |
3 | 26.09-30.09 | Слова, обозначающие предметы. | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. | |
4 | 26.09-30.09 | Слова, обозначающие действия. | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. | |
5 | 3.10-7.10 | Слова, обозначающие признаки. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. | |
6 | 3.10-7.10 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | |
7 | 10.10-14.10 | Звуки речи, способы их образования | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. знакомство учеников со строением артикуляционного аппарата, совершенствование умения правильно произносить звук в слове и вне слова, правильно называть буквы | |
8 | 10.10-14.10 | Звук [а] и буква а. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | |
9 | 17.10-21.10 | Звук [о] и буква о. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | |
10 | 17.10-21.10 | Дифференциация [а]-[о]. | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[о]. Дифференциация гласных звуков [а]-[о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв а-о по оптическим признакам. | |
11 | 24.10-28.10 | Звук [у] и буква у. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | |
12 | 24.10-28.10 | Дифференциация [о]-[у]. | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [о]-[у]. Дифференциация гласных звуков [о]-[у]. Соотнесение звуков с буквами. | |
13 | 31.10-1.11 | Звук [ы] и буква ы. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | |
14 | 10.11-11.11 | Звук [э] и буква э. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | |
15 | 14.11-18.11 | Звук [и] и буква и. | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и. | |
16 | 14.11-18.11 | Дифференциация [ы]-[и]. | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы]-[и]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв ы-и по оптическим признакам. | |
17 | 21.11-25.11 | Деление слов на слоги. | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Анализ закрытых и открытых слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ,СГС, СГ-СГ-СГ. | |
18 | 21.11-25.11 | Ударение. | Введение понятия об ударении. Выделение голосом ударного гласного звука. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова | |
19 | 28.11-2.12 | Звуки [ф]-[ф’]. Буква ф. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
20 | 28.11-2.12 | Звуки [в]-[в’]. Буква в. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
21 | 5.12-9.12 | Дифференциация [ф]-[в] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ф]-[в]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ф]-[в] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
22 | 5.12-9.12 | Звуки [п]-[п’]. Буква п. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
23 | 12.12-16.12 | Звуки [б]-[б’]. Буква б. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
24 | 12.12-16.12 | Дифференциация [п]-[б] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [п]-[б]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п]-[б]в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
25 | 19.12-23.12 | Звуки [т]-[т’]. Буква т. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
26 | 19.12-23.12 | Звуки [д]-[д’]. Буква д. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
27 | 26.12-28.12 | Дифференциация [т]-[д] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [т]-[д]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т]-[д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
28 | 11.01-13.01 | Звуки [к]-[к’]. Буква к. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
29 | 16.01-20.01 | Звуки [г]-[г’]. Буква г. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
30 | 16.01-20.01 | Дифференциация [к]-[г] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [к]-[г]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к]-[г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
31 | 23.01-27.01 | Звуки [с] –[с’]. Буква с. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
32 | 23.01-27.01 | Звуки [з] –[з’]. Буква з. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
33 | 30.01-3.02 | Дифференциация [с]-[з] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
34 | 30.01-3.02 | Звук [ж] и буква ж. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
35 | 6.02-10.02 | Звук [ш] и буква ш. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | |
36 | 6.02-10.02 | Дифференциация [ш]-[ж] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
37 | 20.02-24.02 | Дифференциация [с] – [ш] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
38 | 27.02-3.03 | Дифференциация [з] – [ж] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
39 | 27.02-3.03 | Гласные второго ряда | Артикуляция, характеристика гласных звуков второго ряда, соотнесение звуков с буквами, выделение звуков из слов; определение места звуков в словах. Упражнение в употреблении глаголов 3 лица единственного числа. | |
40 | 6.03-10.03 | Дифференциация [а]-[я]. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а]-[я]. Соотнесение звуков с буквами. | |
41 | 13.03-17.03 | Дифференциация [у]-[ю]. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [у]-[ю]. Дифференциация гласных [у]-[ю]. Соотнесение звуков с буквами. | |
42 | 13.03-17.03 | Дифференциация [о]-[ё]. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[ё]. Дифференциация гласных [о]-[ё]. Соотнесение звуков с буквами. | |
43 | 20.03-24.03 | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. | Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью гласных второго ряда. | |
9 | 20.03-24.03 | Звук [ч] и буква ч. | Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове. | |
45 | 4.04-7.04 | Дифференциация [ч] – [т’] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч]-[т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч]-[т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
46 | 4.04-7.04 | Дифференциация [ч] – [с] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч]-[с]. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков [ч]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | |
47 | 10.04-14.04 | Звук [щ] и буква щ. | Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове. | |
48 | 10.04-14.04 | Дифференциация [щ] – [с’] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
49 | 17.04-21.04 | Дифференциация [щ] – [ч] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
50 | 17.04-21.04 | Звук [ц] и буква ц. | Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове. | |
51 | 24.04-28.04 | Дифференциация [ц] – [с] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
52 | 24.04-28.04 | Дифференциация [ц] – [ч] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами. | |
53 | 2.05-5.05 | Звуки [р]-[р’]. Буква р. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. Развитие навыка звуко-слогового анализа. | |
54 | 2.05-5.05 | Звуки [л]-[л’]. Буква л. | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. Развитие навыка звуко-слогового анализа. | |
55 | 8.05-12.05 | Дифференциация [р]-[л] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [р]-[л]. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Развитие навыка звуко-слогового анализа. | |
56 | 8.05-12.05 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов с Ь в конце, соотнесение слова с Ь со схемой. | |
57 | 15.05-19.05 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов с Ь в середине, соотнесение слова с Ь со схемой. | |
58 | 15.05-19.05 | Итоговая работа. | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания. | |
59 | 22.05-26.05 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. | ||
60 | 22.05-26.05 | Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей |
Календарно-тематическое планирование логопедической работы в группе учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
2 класс
№ п/п | дата | Фактическая дата | Тема занятия | Содержание занятия |
Диагностика. Обследование уровня письменной речи. | ||||
1 | Речь. Устная и письменная форма речи. | Введение понятий «речь», «устная речь», «письменная речь». | ||
2 | Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Основные цвета, форма, величина предметов» | Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов. Уточнение и расширение словарного запаса. | ||
3 | Речь. Предложение. | Предложение как единица речи. Составление предложений, запись предложений. | ||
4 | Слово. Дифференциация понятий «слово» - «предложение» | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Тренировка в различении понятий «слово», «предложение». | ||
5 | Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Расположение предметов в пространстве» | Формирование представлений о расположении предметов в пространстве. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. | ||
6 | Звуки речи. Звук и буква. | Уточнение знаний о строении артикуляционного аппарата. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. | ||
7 | Звуки гласные и согласные. Дифференциация понятий «звук» - «буква» | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Дифференциация понятий «звук» - «буква». | ||
8 | Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных. | Практическое усвоение слов, обозначающих предметы. Различение одушевленных и неодушевленных существительных. Обучение умению отвечать на вопросы кто? что? и умению задавать их. | ||
9 | Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Осень: сезонные изменения в природе» | Обобщение представлений о временах года (осень), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (осень) | ||
10 | Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного. | Формирование умения определять односложные, двухсложные, трёхсложные слова (делить слова на слоги). Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Понятие о слогообразующей роли гласных звуков. | ||
11 | Типы слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ, СГС, СГ-СГ-СГ | Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Анализ и синтез закрытых и открытых слогов, схем, определение количества звуков и слогов в словах | ||
12 | Слоговой анализ и синтез слов простой слоговой структуры с использованием графической схемы слова. | Практическое усвоение навыка деления слов на слоги, составление слов из слогов, тренировка в умении определять количество звуков и слогов в словах. | ||
13 | Единственное и множественное число существительных. | Упражнение в различении единственного и множественного числа существительных | ||
14 | Ударение. Слого-ритмическая структура слова | Понятие об ударении. Определение сильной (ударной) позиции в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Графическая схема ударных и безударных гласных. Тренировка в воспроизведении ритма слов с выделением ударного слога. | ||
15 | Слова, обозначающие действия предметов. | Различение слов, обозначающих действия предметов. Обучение умению отвечать на вопросы что делает? что делают? и умению задавать их. | ||
16 | Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия. | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Обучение составлению диалога на материале выполняемых действий. | ||
17 | Звуки П, Пь, буква П. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - п', определять и выделять согласные звуки п - п' в слогах, словах, предложениях. Проведение звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
18 | Звуки Б, Бь, буква Б. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки б- б', определять и выделять согласные звуки б - б' в слогах, словах, предложениях. Проведение звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
19 | Дифференциация звуков П – Б (Пь –Бь) | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять согласные звуки п - б (п' - б') в слогах, в словах, предложениях. Совершенствование звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Активизация словаря словами-паронимами. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. | ||
20 | Звуки Т, Ть, буква Т. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т -т', определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство п и т. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
21 | Звуки Д, Дь, буква Д. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки д -д'. определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство д - б. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
22 | Дифференциация звуков Т – Д (Ть – Дь) | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять данные звуки в слогах, в словах, предложениях. Совершенствование умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом – том. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
23 | Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А – Я. | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Я. Сопоставление с гласными 1 ряда. | ||
24 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Ы – И. | Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной И. Сопоставление с гласными 1 ряда. | ||
25 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О – Ё. | Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Ё. Сопоставление с гласными 1 ряда. | ||
26 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными У – Ю. | Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Ю. Сопоставление с гласными 1 ряда. | ||
27 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Различение слов, обозначающих признаки предметов. Обучение умению отвечать на вопросы какой? какая? какое? какие? и умению задавать их. | ||
28 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе. | Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в числе. | ||
29 | Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Зима: сезонные изменения в природе» | Обобщение представлений о временах года (зима), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (зима) | ||
30 | Звуки С, Сь, буква С. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с – с. определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
31 | Звуки З, Зь, буква З. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з- з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова. | ||
32 | Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь). | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
33 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. | Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Анализ слов с Ь в конце, соотнесение слова с Ь со схемой. | ||
34 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком между согласными. | Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком между согласными. Анализ слов с Ь в середине, соотнесение слова с Ь со схемой. | ||
35 | Фонематический анализ и синтез слов типа: Г-СГС, СГ-СГС | Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков. | ||
36 | Распространение простого двусоставного предложения прямым дополнением, выраженным существительным в В.п. | Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в В.п. в единственном и множественном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их. | ||
37 | Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ-СГС, СГ-СГС-СГ, СГС-СГ-СГ | Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков. | ||
38 | Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГС-СГС, СГС-СГС-СГ | Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков. | ||
39 | Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их. | Практическое использование навыков правильного употребления имени существительного в винительном падеже единственного числа. Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их. | ||
40 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде. Распространение простого двусоставного предложения определением. | Упражнять в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде. Тренировать в правильном грамматическом оформлении распространенных предложений определениями. | ||
41 | Обобщение знаний и представлений по теме «Слово» | Обобщение и систематизация знания детей о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов. Упражнения в выработке умения правильно употреблять их в речи. | ||
42 | Звук и буква Ш. | Формирование умения видеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Выделение заданного звука в тексте. | ||
43 | Дифференциация звуков С – Ш. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
44 | Распространение простого двусоставного предложения дополнением, выраженным существительным в Д.п. | Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в дательном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кому? чему? и умению задавать их. | ||
45 | Звук и буква Ц. | Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным признакам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
46 | Дифференциация звуков С – Ц. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов и звукобуквеный анализ. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
47 | Звуки и буква Щ. | Формирование умений определять по акустическим и моторным признакам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | ||
48 | Звук и буква Ч. | Формирование умений определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать. Ззвуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
49 | Дифференциация звуков Ч – Щ. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ '; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
50 | Дифференциация звуков Ч – Ц. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | ||
51 | Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Весна: сезонные изменения в природе» | Обобщение представлений о временах года (весна), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (весна) | ||
52 | Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в Т.п. | Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в творительном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кем? чем? и умению задавать их. | ||
53 | Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в Р.п. | Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в родительном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кого? чего? и умению задавать их. | ||
54 | Уточнение артикуляции и произношения звуков О, У. Дифференциация звуков О – У. | Уточнение артикуляции и произношения звуков О,У. Упражнение в различении звуков О-У. Выделять из ряда гласных, слогов, слов. | ||
55 | Уточнение артикуляции и произнесения звука, обозначаемого буквой Ё. | Уточнить артикуляцию и произнесение звука, обозначаемого буквой Ё. Выделять из ряда гласных, слогов, слов. | ||
56 | Уточнение артикуляции и произнесения звука, обозначаемого буквой Ю. | Уточнить артикуляцию и произнесение звука, обозначаемого буквой Ю. Выделять из ряда гласных, слогов, слов. | ||
57 | Дифференциация Ё – Ю. | Формирование умений различать гласные по артикуляции, звучанию. Выделять из ряда гласных, слогов, слов. Упражнять в обозначении мягких согласных с помощью букв Ё – Ю. | ||
58 | Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в П.п. | Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в предложном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы предложного падежа и умению задавать их. | ||
59 | Повторение пройденного во 2 классе. | Закрепление полученных знаний и умений. | ||
60 | Контрольный диктант. | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания. | ||
61 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. | |||
62 | Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития р...
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи
Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С]"На помощи жителям зимнего леса"Логопедическое занятие представлено в игровой форме в виде путешествия по сказочному зимнему лесу, где ребята должны освобо...
Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказы...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
ЗНАЧЕНИЕ АУДИОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются особенности нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется использованию интерактивной аудиосказки ...