ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «Коррекция нарушений речи учащихся 1-2 классов с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
рабочая программа по логопедии

Багдасаева Мария Александровна

Программа коррекционной логопедической работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.programma_onr_12_klass.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

«Коррекция нарушений речи учащихся 1-2 классов

с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Пояснительная записка

 Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи 

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

В структуру дефекта входит:

I. Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству). Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности. Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие: недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).

Раздел 1. Планируемые результаты

В системе начального общего образования логопедические занятия - единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению. Необходимость разработки рабочей программы возникла в связи с внедрением ФГОС 2 поколения.

Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:

  1. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
  2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности - элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
  4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий - замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

  • чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
  • толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
  • ответственным отношением к учёбе;
  • осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
  • работать по плану и корректировать свою деятельность;
  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • составлять описание объекта;
  • строить рассуждение.
  • составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений. Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
  • оценивать свою работу и работу товарища;
  • уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Учитывая, что данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
  • осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • делить текст на части и озаглавливать их;
  • выполнять разбор слова по составу;
  • производить звуко-буквенный анализ слов;
  • правильно списывать тексты;
  • писать слова и предложения под диктовку;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
  • составлять предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
  • составлять описание объекта;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда;
  • оценивать свою работу и работу товарища;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Контроль планируемых результатов

1 класс

Учащиеся должны уметь:

  • дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
  • точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
  • правильно делать ударение в словах;
  • делить 2-3 – сложные слова на слоги;
  • анализировать звуковой состав слов, простых по структуре звуконаполняемости;
  • выделять звуки из слов;
  • составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
  • вычленять слово из предложения;
  • правильно ставить вопрос к слову;
  • различать одушевленные и неодушевленные существительные с опорой на вопросы;
  • практически различать понятия «слово» и «предложение»;
  • различать слова, обозначающие предметы единственного и множественного числа;
  • различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
  • пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
  • определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
  • понимать и употреблять в речи слова с обобщающим значением;
  • грамматически правильно отвечать на вопросы со словами кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие? где? когда? куда? как? и на вопросы косвенных падежей;
  • давать развернутые и краткие утвердительные и отрицательные ответы на заданные вопросы.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
  • понятия «устная и письменная речь»;
  • отличие звука и буквы;
  • понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
  • отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
  • термины «единственное и множественное число»;
  • вопросы кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие?.

2 класс

Учащиеся должны уметь:

  • дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
  • точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
  • правильно делать ударение в словах;
  • делить 2-3 – сложные слова на слоги;
  • осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез слов простой слоговой структуры;
  • составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
  • определять по вопросам слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • понимать и использовать в речи наиболее употребительные слова (по изучаемой тематике), обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, возрасту, принадлежности, назначению;
  • находить и различать слова, близкие и противоположные по значению;
  • практически различать понятия «слово» и «предложение»;
  • различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
  • выделять предложения из текста;
  • пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
  • определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
  • уметь распространять простое двусоставное предложение дополнениями разных видов;
  • грамматически правильно строить ответ в соответствии со структурой задаваемого вопроса;
  • составлять диалог на материале прочитанного текста;
  • читать и пересказывать диалог по ролям;
  • правильно использовать просодические средства речи при ведении диалога (соблюдать паузы, темп, ритм, интонацию, модуляцию и силу голоса, логическое ударение во фразе).

Учащиеся должны знать:

  • понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
  • понятия «устная и письменная речь»;
  • понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
  • отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
  • термины «единственное и множественное число»;
  • слова близкие и противоположные по значению (по изучаемой тематике) без терминологии;
  • вопросы косвенных падежей;
  • понятие «логическое (смысловое) ударение во фразе.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

«Коррекция нарушений устной и письменной речи» - курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

  • овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
  • развитие чувства языка.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
  • овладение родным языком;
  • овладение орфографией и пунктуацией.

Таким образом, курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Структура и содержание программы отражают существенную специфику логопедической работы с учащимися с ОНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.

Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с ОНР построена с учетом структуры речевого нарушения этой категории детей.

Общее недоразвитие речи – это системный дефект, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики и лексико-грамматического строя. Поэтому логопедическая работа с учащимися 1-4 классов с ОНР должна проводиться в три этапа: коррекционная работа на фонетическом уровне, коррекционная работа на лексическом уровне, коррекционная работа на синтаксическом уровне.

На первом и втором году коррекционного обучения основное время отводится развитию звуковой стороны речи, параллельно осуществляется логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития и формированию умений и навыков связной речи. Через полтора – два года исчезают ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (различение фонем), фонематического и слогового анализа и синтеза

Продолжительность и структура занятий

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях. Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года (по 4-5 человек с однородными нарушениями речи).

Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, групповые занятия – 2-3 раза в неделю. На индивидуальные занятия с каждым учащимся отводится 20 минут, продолжительность занятий для группы – 40 минут.

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения.

Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.

Раздел 3. Планирование

Рабочая программа составлена на основе инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996; методического пособия для учителей-логопедов общеобразовательной школы под редакцией Ю.А. Воробьёвой. Система работы, представленная в пособии, рассчитана на проведение логопедических занятий с учащимися 1-3 классов (по программе 1-4 общеобразовательной школы) в течение трех лет. В рабочей программе предложенная система работы предполагает обучение учащихся 2-4 классов. Тематическое планирование для 1 класса разработано с учетом «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 1–4 классов с общим недоразвитием речи (ОНР III и IV уровней) и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.

Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, зачисляемых на логопедические занятия, составляют дети, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению. Прежде всего, это учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) III и IV уровня и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.

Значительные трудности в процессе школьного обучения, препятствующие овладению грамотой и другими учебными предметами у детей с общим речевым недоразвитием, обусловлены недостаточной сформированностью различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием, затруднениями в овладении связной монологической речью, нарушениями чтения и письма, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.

Перспективный план логопедических занятий

с учащимися 1 – 4 классов с ОНР

Этапы

коррекционной работы

Содержание занятий

Содержание

коррекционной работы.

Основные

направления.

1 этап.

Коррекционная

работа на фонетическом уровне

1. Воспитание фонематических представлений.

Гласные. Артикуляция. Узнавание гласного звука. Вычленение гласного из звукового ряда, из слов.

Согласные звуки. Артикуляция. Узнавание согласных звуков. Вычленение согласных из звукового ряда и слов.

Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

2. Формирование навыка звукового анализа слов:

а) вычленение первого ударного гласного из слова;

б) вычленение первого согласного звука из слова;

в) определение конечного согласного, гласного;

г) выделение ударной гласной из середины слова;

д) определение количества и последовательности звуков в слове

е) звуковой анализ двусложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: сгсг, сгсгс, сгссг, сгссгс, сгссгсс;

ж) звуковой анализ односложных слов: сгс, ссгс, сгсс;

з) звуковой анализ трехсложных слов;

и) звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.

3. Формирование фонематического восприятия.

Дифференциация гласных.

а) а-о, у-о, у-и, ё-ю;

б) ы-и, а-я, о-ё, у-ю.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда и буквой Ь.

4. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство:

а) звонкие и глухие согласные: в-ф, п-б, т-д, с-з, к-г, ш-ж;

Оглушение звонких согласных в конце и середине слова.

б) свистящие и шипящие согласные: с-ш, з-ж, сь-щ, ч-щ, ч-ть, с-ц, ч-ц

соноры р-л

заднеязычные к-г-х.

5. Формирование зрительного анализа и синтеза.

Дифференциация оптически сходных образов букв:

д-б, т-п, а-о, и-у, м-л, н-п, ш-щ, щ-ц, у-з и др.

1. Формирование

навыков организации

учебной работы.

2. Развитие

наблюдательности,

внимания, памяти, мыслительных операций, фонематического анализа и синтеза.

3. Уточнение и
развитие
пространственно-
временных
представлений.

4. Формирование
активной позиции в
коллективе и активной
роли в коммуникативном процессе.

5. Формирование
положительных
качеств личности,
самостоятельности,
самоутверждения.

6. Развитие
самоконтроля,
самостоятельности,
учебной деятельности в
целом.

7. Формирование
адекватной
самооценки.

2 этап.

Коррекционная

работа на лексическом уровне

1. Выявление активного словарного запаса.

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, животные домашние и дикие, птицы, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставлять со смежными группами, отмечая сходство и различие).

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. качества.

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др.

2. Расширение словарного запаса учащихся.

Актуализация пассивного словаря:

Синонимы (слова-«приятели»),

Антонимы (слова-«неприятели»),

Омонимы (слова - «близнецы»).

3. Слоговой анализ и синтез слов.

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов или букв. Вставка недостающего слога. Синтезирование новых слов.

4. Ударение в слове.

Смысло-различительная роль ударения. Слого-ритмическая структура слова. Двусложные слова Хх, хХ. Трехсложные слова Ххх, хХх, ххХ.

5. Безударные гласные в корне слова.

Нахождение безударной гласной в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов. Правописание безударных гласных.

6. Состав слова. Морфемный анализ и синтез слов.

а) корень слова, выделение корня, подбор родственных слов;

б) сложные слова, выделение корней и соединительной гласной, лексическое значение, правописание;

в) приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов;

г) суффикс, выделение и значение суффиксов, суффиксальный способ образование слов;

д) окончание, выделение окончаний, значение окончаний;

е) подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа и синтеза слова;

ж) предлоги и приставки. Соотношение предлогов и глагольных приставок, правописание предлогов и приставок, подбор подходящих по значению приставок и предлогов.

3 этап.

Коррекционная

работа на синтаксическом уровне.

1. Словосочетание и предложение.

Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Различение слов по признакам грамматической категориальности (по значению – части речи; по форме – категории числа, времени). Дифференциация частей речи. Дифференциация слов по заданным семантическим группам. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения. Членение сплошного текста на предложения. Составление предложений и словосочетаний. Вычленение словосочетаний из контекста. Образование словосочетаний по вопросной схеме-модели. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Определение последовательности предложений в тексте. Составление рассказов по опорным словам.

2. Согласование.

а) согласование слов в числе, изменение слов по числам, дифференциация форм числа глаголов и прилагательных по
вопросам;

б) согласование в роде, изменение по родам (прилагательные и
глаголы прошедшего времени), родовые окончания;

в) главные члены предложения.

3. Дифференциация временных глагольных форм.

4. Управление.
Изменение слов по вопросам:

Кого? Что? (в.п.)

Кого? Чего? (р.п.)

Кому? Чему? (д.п.)

О (в, на) ком? Чем? (п.п.)

Кем? Чем? (т.п.)

Существительные одушевленные и неодушевленные.

Закрепление падежных форм.

Образование грамматических форм по контексту. Различие грамматических категорий по лексико-грамматическим признакам. Различение грамматических категорий по контексту.

5. Предлоги в, на, под, из, около, за, перед, между, по и др.

Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

а) родительный падеж – у (местонахождение), с, из, до (направление действия);

б) дательный падеж – по (местонахождение), к (направление действия);

в) винительный падеж – в, на, за под (направление);

г) творительный падеж – за, на, под, перед (местонахождение,
часть пространства);

д) предложный падеж – в, на (местонахождение).

Отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Противоположные предлоги. Составление словосочетаний с предлогом.

5. Развитие связной речи.

Составление предложений. Составление рассказов по серии картин. Придумывание конца рассказа, начала рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление описательных рассказов о предмете или явлении. Пересказ подробный и короткий.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в группе учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи

1 класс

п/п

дата

Фактическая дата

Тема занятия

Содержание занятия

1.09-2.09

5.09-9.09

5.09-9.09

12.09-16.09

12.09-16.09

Изучение уровня речевой готовности к школе.

1

19.09-23.09

Речь. Устная и письменная форма речи.

уточнение представлений об особенностях устной и письменной речи; формирование умения осознанно списывать, формирование умения выделять предложения в устной речи и правильно оформлять его на письме.

2

19.09- 23.09

Понятие о предложении. Понятие о слове

Предложение как единица речи. Формировать представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак). Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.

3

26.09-30.09

Слова, обозначающие предметы.

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

4

26.09-30.09

Слова, обозначающие действия.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету.

5

3.10-7.10

Слова, обозначающие признаки.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.

6

3.10-7.10

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.

7

10.10-14.10

Звуки речи, способы их образования

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. знакомство учеников со строением артикуляционного аппарата, совершенствование  умения правильно произносить звук в слове  и вне слова, правильно называть буквы

8

10.10-14.10

Звук [а] и буква а.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

9

17.10-21.10

Звук [о] и буква о.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

10

17.10-21.10

Дифференциация [а]-[о].

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[о]. Дифференциация гласных звуков [а]-[о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв а-о по оптическим признакам.

        11

24.10-28.10

Звук [у] и буква у.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

12

24.10-28.10

Дифференциация [о]-[у].

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [о]-[у]. Дифференциация гласных звуков [о]-[у]. Соотнесение звуков с буквами.

13

31.10-1.11

Звук [ы] и буква ы.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

14

10.11-11.11

Звук [э] и буква э.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

15

14.11-18.11

Звук [и] и буква и.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и.

16

14.11-18.11

Дифференциация [ы]-[и].

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы]-[и]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв ы-и по оптическим признакам.

17

21.11-25.11

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Анализ закрытых и открытых слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ,СГС, СГ-СГ-СГ.

18

21.11-25.11

Ударение.

Введение понятия об ударении. Выделение голосом ударного гласного звука. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова

19

28.11-2.12

Звуки [ф]-[ф’]. Буква ф.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

20

28.11-2.12

Звуки [в]-[в’]. Буква в.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

21

5.12-9.12

Дифференциация [ф]-[в]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ф]-[в]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ф]-[в] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

22

5.12-9.12

Звуки [п]-[п’]. Буква п.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

23

12.12-16.12

Звуки [б]-[б’]. Буква б.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

24

12.12-16.12

Дифференциация [п]-[б]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [п]-[б]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п]-[б]в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

25

19.12-23.12

Звуки [т]-[т’]. Буква т.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

26

19.12-23.12

Звуки [д]-[д’]. Буква д.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

27

26.12-28.12

Дифференциация [т]-[д]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [т]-[д]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т]-[д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

28

11.01-13.01

Звуки [к]-[к’]. Буква к.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

29

16.01-20.01

Звуки [г]-[г’]. Буква г.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

30

16.01-20.01

Дифференциация [к]-[г]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [к]-[г]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к]-[г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

31

23.01-27.01

Звуки [с] –[с’]. Буква с.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

32

23.01-27.01

Звуки [з] –[з’]. Буква з.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

33

30.01-3.02

Дифференциация [с]-[з]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

34

30.01-3.02

Звук [ж] и буква ж.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

35

6.02-10.02

Звук [ш] и буква ш.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

36

6.02-10.02

Дифференциация [ш]-[ж]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

37

20.02-24.02

Дифференциация [с] – [ш]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

38

27.02-3.03

Дифференциация [з] – [ж]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

39

27.02-3.03

Гласные второго ряда

Артикуляция, характеристика гласных звуков второго ряда, соотнесение звуков с буквами, выделение звуков из слов; определение места звуков в словах. Упражнение в употреблении глаголов 3 лица единственного числа.

40

6.03-10.03

Дифференциация [а]-[я].

Уточнение и сравнение артикуляции гласных [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а]-[я]. Соотнесение звуков с буквами.

41

13.03-17.03

Дифференциация [у]-[ю].

Уточнение и сравнение артикуляции гласных [у]-[ю]. Дифференциация гласных [у]-[ю]. Соотнесение звуков с буквами.

42

13.03-17.03

Дифференциация [о]-[ё].

Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[ё]. Дифференциация гласных [о]-[ё]. Соотнесение звуков с буквами.

43

20.03-24.03

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.

Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью гласных второго ряда.

9

20.03-24.03

Звук [ч] и буква ч.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

45

4.04-7.04

Дифференциация [ч] – [т’]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч]-[т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч]-[т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

46

4.04-7.04

Дифференциация [ч] – [с]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч]-[с]. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков [ч]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

47

10.04-14.04

Звук [щ] и буква щ.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

48

10.04-14.04

Дифференциация [щ] – [с’]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

49

17.04-21.04

Дифференциация [щ] – [ч]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

50

17.04-21.04

Звук [ц] и буква ц.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

51

24.04-28.04

Дифференциация [ц] – [с]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

52

24.04-28.04

Дифференциация [ц] – [ч]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]-[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

53

2.05-5.05

Звуки [р]-[р’]. Буква р.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. Развитие навыка звуко-слогового анализа.

54

2.05-5.05

Звуки [л]-[л’]. Буква л.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. Развитие навыка звуко-слогового анализа.

55

8.05-12.05

Дифференциация [р]-[л]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [р]-[л]. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Развитие навыка звуко-слогового анализа.

56

8.05-12.05

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов с Ь в конце, соотнесение слова с Ь со схемой.

57

15.05-19.05

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов с Ь в середине, соотнесение слова с Ь со схемой.

58

15.05-19.05

Итоговая работа.

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания.

59

22.05-26.05

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

60

22.05-26.05

Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в группе учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

2 класс

п/п

дата

Фактическая дата

Тема занятия

Содержание занятия

Диагностика. Обследование уровня письменной речи.

1

Речь. Устная и письменная форма речи.

Введение понятий «речь», «устная речь», «письменная речь».

2

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Основные цвета, форма, величина предметов»

Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов. Уточнение и расширение словарного запаса.

3

Речь. Предложение.

Предложение как единица речи. Составление предложений, запись предложений.

4

Слово. Дифференциация понятий «слово» - «предложение»

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Тренировка в различении понятий «слово», «предложение».

5

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Расположение предметов в пространстве»

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

6

Звуки речи. Звук и буква.

Уточнение знаний о строении артикуляционного аппарата. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков.

7

Звуки гласные и согласные. Дифференциация понятий «звук» - «буква»

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Дифференциация понятий «звук» - «буква».

8

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.

Практическое усвоение слов, обозначающих предметы. Различение одушевленных и неодушевленных существительных. Обучение умению отвечать на вопросы кто? что? и умению задавать их.

9

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Осень: сезонные изменения в природе»

Обобщение представлений о временах года (осень), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (осень)

10

Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного.

Формирование умения определять односложные, двухсложные, трёхсложные слова (делить слова на слоги). Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Понятие о слогообразующей роли гласных звуков.

11

Типы слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ, СГС, СГ-СГ-СГ

Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Анализ и синтез закрытых и открытых слогов, схем, определение количества звуков и слогов в словах

12

Слоговой анализ и синтез слов простой слоговой структуры с использованием графической схемы слова.

Практическое усвоение навыка деления слов на слоги, составление слов из слогов, тренировка в умении определять количество звуков и слогов в словах.

13

Единственное и множественное число существительных.

Упражнение в различении единственного и множественного числа существительных

14

Ударение. Слого-ритмическая структура слова

Понятие об ударении. Определение сильной (ударной) позиции в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Графическая схема ударных и безударных гласных. Тренировка в воспроизведении ритма слов с выделением ударного слога.

15

Слова, обозначающие действия предметов.

Различение слов, обозначающих действия предметов. Обучение умению отвечать на вопросы что делает? что делают? и умению задавать их.

16

Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия.

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Обучение составлению диалога на материале выполняемых действий.

17

Звуки П, Пь, буква П.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - п', определять и выделять согласные звуки п - п' в слогах, словах, предложениях. Проведение звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

18

Звуки Б, Бь, буква Б.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки б- б', определять и выделять согласные звуки б - б' в слогах, словах, предложениях. Проведение звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

19

Дифференциация звуков П – Б (Пь –Бь)

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять согласные звуки п - б (п' - б') в слогах, в словах, предложениях. Совершенствование звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Активизация словаря словами-паронимами. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов.

20

Звуки Т, Ть, буква Т.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т -т', определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство п и т. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

21

Звуки Д, Дь, буква Д.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки д -д'. определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство д - б. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

22

Дифференциация звуков Т – Д (Ть – Дь)

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять данные звуки в слогах, в словах, предложениях. Совершенствование умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом – том. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

23

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А – Я.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Я. Сопоставление с гласными 1 ряда.

24

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Ы – И.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го

ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной И. Сопоставление с гласными 1 ряда.

25

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О – Ё.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го

ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Ё. Сопоставление с гласными 1 ряда.

26

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными У – Ю.

Обозначение мягкости согласных гласными 2-го

ряда. Упражнение в обозначении мягких согласных на письме гласной Ю. Сопоставление с гласными 1 ряда.

27

Слова, обозначающие признаки предметов.

Различение слов, обозначающих признаки предметов. Обучение умению отвечать на вопросы какой? какая? какое? какие? и умению задавать их.

28

Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе.

Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в числе.

29

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Зима: сезонные изменения в природе»

Обобщение представлений о временах года (зима), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (зима)

30

Звуки С, Сь, буква С.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с – с. определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

31

Звуки З, Зь, буква З.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з- з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова.

32

Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь).

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

33

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце.

Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Анализ слов с Ь в конце, соотнесение слова с Ь со схемой.

34

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком между согласными.

Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком между согласными. Анализ слов с Ь в середине, соотнесение слова с Ь со схемой.

35

Фонематический анализ и синтез слов типа: Г-СГС, СГ-СГС

Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков.

36

Распространение простого двусоставного предложения прямым дополнением, выраженным существительным в В.п.

Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в В.п. в единственном и множественном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их.

37

Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ-СГС, СГ-СГС-СГ, СГС-СГ-СГ

Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков.

38

Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГС-СГС, СГС-СГС-СГ

Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков.

39

Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их.

Практическое использование навыков правильного употребления имени существительного в винительном падеже единственного числа. Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их.

40

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде. Распространение простого двусоставного предложения определением.

Упражнять в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде. Тренировать в правильном грамматическом оформлении распространенных предложений определениями.

41

Обобщение знаний и представлений по теме «Слово»

Обобщение и систематизация знания детей о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов. Упражнения в выработке умения правильно употреблять их в речи.

42

Звук и буква Ш.

Формирование умения видеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Выделение заданного звука в тексте.

43

Дифференциация звуков С – Ш.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

44

Распространение простого двусоставного предложения дополнением, выраженным существительным в Д.п.

Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в дательном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кому? чему? и умению задавать их.

45

Звук и буква Ц.

Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным признакам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

46

Дифференциация звуков С – Ц.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов и звукобуквеный анализ. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

47

Звуки и буква Щ.

Формирование умений определять по акустическим и моторным признакам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

48

Звук и буква Ч.

Формирование умений определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать. Ззвуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

49

Дифференциация звуков Ч – Щ.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ '; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

50

Дифференциация звуков Ч – Ц.

Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

51

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Весна: сезонные изменения в природе»

Обобщение представлений о временах года (весна), расширение и уточнение словарного запаса, тренировка в связном описании времен года (весна)

52

Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в Т.п.

Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в творительном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кем? чем? и умению задавать их.

53

Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в Р.п.

Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в родительном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кого? чего? и умению задавать их.

54

Уточнение артикуляции и произношения звуков О, У. Дифференциация звуков О – У.

Уточнение артикуляции и произношения звуков О,У. Упражнение в различении звуков О-У. Выделять из ряда гласных, слогов, слов.

55

Уточнение артикуляции и произнесения звука, обозначаемого буквой Ё.

Уточнить артикуляцию и произнесение звука, обозначаемого буквой Ё. Выделять из ряда гласных, слогов, слов.

56

Уточнение артикуляции и произнесения звука, обозначаемого буквой Ю.

Уточнить артикуляцию и произнесение звука, обозначаемого буквой Ю. Выделять из ряда гласных, слогов, слов.

57

Дифференциация Ё – Ю.

Формирование умений различать гласные по артикуляции, звучанию. Выделять из ряда гласных, слогов, слов. Упражнять в обозначении мягких согласных с помощью букв Ё – Ю.

58

Распространение простого двусоставного предложения косвенным дополнением, выраженным существительным в П.п.

Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в предложном падеже в единственном числе. Обучение умению отвечать на вопросы предложного падежа и умению задавать их.

59

Повторение пройденного во 2 классе.

Закрепление полученных знаний и умений.

60

Контрольный диктант.

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания.

61

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

62

Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития р...

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С]"На помощи жителям зимнего леса"Логопедическое занятие представлено в игровой форме в виде путешествия по сказочному зимнему лесу, где ребята должны освобо...

Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказы...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

ЗНАЧЕНИЕ АУДИОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются особенности нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется использованию интерактивной аудиосказки ...