Речевая карта
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________
Данные о родителях (Ф.И.О., возраст на момент рождения ребёнка)
мать ____________________________________________________________
отец ____________________________________________________________
Анамнестические данные
От какой беременности ____________________________________________
Характер протекания беременности __________________________________
Роды _________________________________________________________________
Перенесённые заболевания _________________________________________
Слух ____________________________________________________________
Зрение _________________________________________________________________
Раннее физическое развитие:
начал держать голову _____________________________________________
сидеть ______________________ ползать ____________________________
стоять ___________________________ ходить ________________________
Раннее речевое развитие:
гуление _________________________ лепет __________________________
первые слова _____________________________________________________
первая фраза _____________________________________________________
фразовая речь ____________________________________________________
Особенности артикуляционного аппарата
Зубы _____________________________________________________________
Прикус ___________________________________________________________
Твёрдое нёбо ______________________________________________________
Мягкое нёбо _______________________________________________________
Губы _____________________________________________________________
Язык _____________________________________________________________
Моторная сфера
Компоненты | |||
начало года | середина года | конец года | |
1. Общая моторика | |||
2. Ручная умелость | |||
3. Ведущая рука |
Импрессивная речь
Работа со словами | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных: - Покажи где шар? Где шары? - Где гриб? Где грибы? - Где слоны? Где слон? | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок): - На столе лежит (что?) …. (ребёнок показывает или отвечает «тетрадь»); - На столе лежат (что?) …. («тетради»); - На окне стоят (что?) ….. («цветы»); - На окне стоит (что?) …. («цветок»). | |||
Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до): - на стол ставят коробку с крышечкой, ребёнку дают кружочек из картона и предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку). | |||
Род прилагательных: - ребёнку предлагают три картинки лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу: - О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»). | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные: - Покажи, где дом, а где домик? - Покажи, где стол, а где столик? - Покажи где ложка, а где ложечка? | |||
Глаголы с приставками: - Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату? - Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу? - Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому? | |||
Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций: - Возьми мяч; - Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку. | |||
Понимание предложений: - Ребёнку предлагают рассмотреть картинки и показать: - Мальчик рисует цветок. - Девочка сидит за столом. |
Работа со словами | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных. | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). | |||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). | |||
Род прилагательных. | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные. | |||
Глаголы с приставками. | |||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. | |||
Понимание предложений. |
Работа со словами | 6- 7лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных. | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). | |||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). | |||
Род прилагательных. | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные. | |||
Глаголы с приставками. | |||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. | |||
Понимание предложений. |
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Показатели | 4 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Разборчивость | |||
Темп | |||
Ритм | |||
Дыхание | |||
Голос |
Артикуляционная моторика
Упражнения | 4 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
«Улыбка» | |||
«Хоботок» | |||
«Лопатка» | |||
«Иголка» | |||
«Улыбка - хоботок» | |||
«Качели» | |||
«Маятник» | |||
«Лошадка» | |||
«Орешек» |
Звукопроизношение
Звук | 5-7 лет | |||||||||||
начало года | середина года | конец года | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
С | ||||||||||||
С | ||||||||||||
З | ||||||||||||
З | ||||||||||||
Ц | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
Щ | ||||||||||||
Ш | ||||||||||||
Ж | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Р |
1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи
Слоговая структура слова
СЛОВА | 4-5 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Стук | |||
Посуда | |||
Фантик | |||
Капуста | |||
Помидоры | |||
Тропинка |
СЛОВА | 5 - 6 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Лестница | |||
Аквариум | |||
Фотограф | |||
Лекарство | |||
Велосипед | |||
Температура |
СЛОВА | 6-7 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Термометр | |||
Экскаватор | |||
Фотоаппарат | |||
Водопроводчик | |||
Виолончелист | |||
Парикмахерская |
Фонематический слух
Слова для слуховой дифференциации (по картинкам) | 4-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Зуб – суп, бочка – почка | |||
Бак – мак, дочка – ночка | |||
Мел – мель, круг – крюк | |||
Точка – кочка, салат – халат | |||
Марка – майка | |||
Ель- гель | |||
Бочка – дочка | |||
Бинт – винт | |||
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи | |||
Тапки – шапки, танки – санки | |||
Плач – плащ, кочка – кошка | |||
Речка – редька | |||
Цвет – свет | |||
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
Языковой анализ и синтез
Навыки | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове |
Навыки | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове | |||
Определение последовательности звуков в слове | |||
Определение количества звуков в слове |
Навыки | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове | |||
Определение последовательности звуков в слове | |||
Определение количества звуков в слове | |||
Определение количества слов в предложении: День был тёплый. В парке росла высокая берёза. | |||
Определение количества слогов в слове. |
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (столы, рты, окна); - предложно-падежные конструкции (над, в, на, под) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (кот, машина) | |||
Согласование прилагательных с существительными: - число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови) |
Состояние словоизменения | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (кольца, уши, львы); -родительный падеж множественного числа (окон, ложек, берёз); - предложно-падежные конструкции (над перед, за, около) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (роза, окно); - пять (роза, окно) | |||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . |
Состояние словоизменения | 6-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (воробьи, стулья, деревья); -родительный падеж множественного числа (карандашей, вёдер, листьев); - предложно-падежные конструкции ( под, из-под, за, из-за) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (пень, карандаш); - пять (пень, карандаш) | |||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . - падеж (Нет какого яблока? … (красного). Песня о (каком?)… зайчике? (весёлом). |
Лексика
Словари | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – игрушки, посуда, одежда, обувь; - называние частей тела, предметов – живот, шея, ножки, спинка, сиденье. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – жёлтый, зелёный, красный, круглый, прямоугольный. | |||
Предикативный: - кто что делает? ( по картинкам) – ест, спит, летит, плывёт, идут |
Словари | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – мебель, овощи, фрукты, транспорт; - называние частей тела, предметов – ноготь, колено, грудь, рукав, воротник. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – голубой, коричневый, оранжевый, овальный, треугольный. | |||
Предикативный: - кто как передвигается, кричит? ( по картинкам) – ползает, прыгает, мычит, воет, пищит. |
Словари | 6-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – ягоды, дикие животные, домашние животные, перелётные птицы; - называние частей тела, предметов – локоть, ладонь, затылок, манжета, петля. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная. | |||
Предикативный: - кто как кричит, кто что делает? ( профессии) – блеет, ржёт, мекает, шьёт, красит. | |||
Антонимы – горе, добро, давать, лёгкий, длинный |
Словообразование
Словообразование | 4 - 5лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – столик, куколка, чашечка, котёнок, лисёнок |
Словообразование | 5 – 6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – сапожок, окошко, ведёрко, зайчонок, волчонок |
Словообразование | 6 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек, креслице, одеяльце, щенок, телёнок, жеребёнок | |||
Относительные прилагательные – меховая, кирпичная, соломенная. клюквенный | |||
Притяжательные прилагательные – лисий, медвежий, кошачий | |||
Приставочные глаголы – вы-, от-, под-, пере-, об-, в- | |||
Глаголы совершенного вида – построила, покрасила |
Связная речь
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Пересказ: 1)Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. 2) Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать крошки. Сыта Наташа и птички сыты. 3) Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!». Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик. |
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Пересказ: 1)Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?». Вместо ответа зайчик только вздохнул. 2) У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - Пора тебе, чиж, петь. - Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. 3) Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. |
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Рассказ по серии картин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...
Речевая карта.
Образец заполнения речевой карты....
Речевая карта дошкольника
речевая карта дошкольника с ОНР...
Речевая карта Мазановой.
Используем с 1 класса....
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта (младшие школьники)
Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...