Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
статья по логопедии на тему
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_uchashchihsya.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
Галимова Г.А.
учитель-логопед МБОУ СОШ №20 г. Магадана
Очень часто при выполнении того или иного задания учитель обращается к ученикам: « Слушайте внимательно! Списывайте внимательно! Читайте внимательно!» Исполняя требования взрослого, ребёнок должен научиться управлять своим вниманием, активизировать нужные и затормозить ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, отобрать необходимую информацию, уметь сосредоточиться на каком-либо объекте или виде деятельности. Внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда сопровождает познавательную деятельность и улучшает её. Вниманием определяется точность и деятельность восприятия, прочность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Выделяют следующие свойства внимания: объём, концентрацию, распределяемость, устойчивость, колебание ( отвлекаемость), и переключаемость. Различают также три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо особенностей (новизна раздражителя, яркий эмоциональный тон, интерес), то произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. В младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания; его развитие связано с формированием у ребёнка волевых качеств и является необходимым условием успешности школьного обучения. Недостатки в развитии у ученика процессов произвольного внимания являются причиной многих трудностей при обучении русскому языку и чтению. В письме это трудности в удержании и воспроизведении элементов речи ( звуков, слогов, предложений), недописывание слов и предложений, вставки, перестановки, пропуск букв, перестановка слогов в словах, ошибки при списывании, появление и возрастание ошибок к концу работы, неумение находить орфограммы и ошибки в собственной работе. В чтении – повторное считывание той же строки, считывание выше расположенной строки вместо нижней, потеря строки, прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, замена предыдущих букв последующими, перестановка слогов), низкая скорость чтения.
В методической литературе встречается большое количество игр, упражнений и тестов для диагностики и развития внимания. Часть из них требует специально отведённого времени, некоторые органично вплетаются в структуру занятия. Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки» (поиск на картинке «спрятавшихся» предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии» (прослеживание взглядом линии от начала до конца); «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом); « Чип-чип-чепуха» (поиск смысловых ошибок во фразе); «Зеркало» (выполнение серии движений вслед за ведущим), «Движение по команде»; сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т. д. специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. Это таблицы Шульте (аналогично можно заменить числа на буквы алфавита); заполнение геометрических фигур различными значками по методике Пьерона-Рузера; методика «Красно-чёрная таблица»; «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта ( на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях. Для развития слухового восприятия и избирательности внимания подойдут задания типа «Запретное слово». Заранее оговаривается «запретное» слово, после чего логопед называет ряд слов, а дети хлопают в ладоши, когда слышат «запретное» слово. В упражнении «слови слово» логопед просит ребят хлопнуть в ладоши ( положить фишку) тогда, когда они услышат правильно произнесённое слово. Возьмём, к примеру слово, велосипед. Список для прослушивания может выглядеть следующим образом: велосипед, весипет, левосипед, вилисипет, сипилимет, велосипед, весилипед, велосипед. Упражнение «Отметь слово» может быть построено на грамматическом материале. Учитель зачитывает ряд слов, ученики ставят в тетрадь галочку (плюсик, любой значок), если услышат, например, слова с сочетанием –чк-. Затем подсчитывается количество галочек, уточняется правильное число. В конце попросим ребят вспомнить слова с сочетанием –чк-.
Очень нравиться младшим школьникам игра «Да-нет». На каждого ученика заранее заготавливаются «данетки»: на прямоугольный кусок картона с одной стороны наклеивается квадрат или круг зелёного цвета это (сторона «да»), с другой – красного цвета (сторона «неи»). Ребята сравнивают свои действия с работой светофора: на зелёный свет слова «пропускаем», а на красный – нет. Учитель – логопед зачитывает ряд слов(звуков, слогов). Когда ученики слышат нужное слово, они показывают зелёную карточку, сторону «да», если же слово не подходит, выбирается сторона «нет». Игра в «Да-нет» универсальна, она может использоваться при прохождении различных грамматических тем, коррекции звукопроизношения и т. д.
Упражнение «Запомни картинки» разовьёт не только внимание, но и непосредственную произвольную зрительную память. Ученику предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на картинках. Предъявляется 5-7 картинок, через несколько секунд картинки убираются, их просят назвать по памяти, затем ученик должен отыскать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разложенных картинок. Среди картинок могут встречаться и те, что отличаются лишь некоторыми элементами. Можно подобрать картинки на определённый звук; если картинки объединены грамматической темой, предложим ребятам записать их названия.
Избирательность внимания можно тренировать по специально разработанным таблицам. Например, в приводимой ниже таблице необходимо зачеркнуть слова, которые начинаются с гласных первого ряда, и в колонке «1» записать, сколько раз эти слова встретились на каждой строке. Если задание выполнено верно, то в колонке «+» поставить значок «+», если найдены не все слова или допущена ошибка – значок «-«. Время выполнения задания 5 минут. Колонка «2» понадобиться в том случае, если мы будем тренировать переключаемость внимания, например, предложим выбрать слова, начинающиеся с гласных первого ряда (подчеркнуть) и второго ряда (обвести в кружок), записать в таблице их количество в соответствующую колонку.
№ | слова | 1 | 2 | +- |
1. | Дом ёлка друг ястреб обед тёлка удочка дрозд астра торт юрта книга | |||
2. | Яма враг шкаф овёс фляга ветка влага февраль фрукт автор мебель | |||
3. | Эскимо куст глагол енот актёр кровать глаз ягода кекс индюк юг лето | |||
4. | Слово зубр осень забор сорт искра заяц узор сапоги завод язык бант | |||
5. | Этаж шарф ежата шея жилет шофёр уши живот южный дождь плед | |||
6. | Билет обед пруд ябеда букет пальто успех юность петух баран труд | |||
7. | Морковь игра щека цепь ёрш лифт ужин нитка чай хруст апрель юбка |
В этой таблице собраны слова, которые начинаются с гласных, звонких и глухих согласных; состоящие из одного двух слогов; обозначающие живые или неживые предметы.
Для развития избирательности внимания пригодятся тексты со «спрятанными» в них словами. В тексте, предложенном В. Волиной, необходимо найти названия животных.
Звери спрятались.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа - - поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но на пути – заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли!» - скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их, ребята! Развитие устойчивости внимания предполагает формирование умения длительное время сосредоточить внимание на каком-либо объекте. В упражнении «Найди слово» ребятам предлагается в каждой из 6 строк таблицы найти и подчеркнуть слово слог, одновременно подсчитывая количество «спрятавшихся» слов; записать полученное число. Время выполнения задания ограничено.
1. | злортгэлотшслогрдпакслосавблфсагнслогфывжоэбюлслонвамслогтримслот |
2. | сголатрусологфартнуцихедслогйуцвафычсилосгмиртастонбитрлотсточитло |
3. | спраслогватрелогсногапредефлогслогсандисолгтислосгишекуплогмислоги |
4. | этогчитаколеслогсогтонксолозонтэталожденфлопслопмибгденслотингресо |
5. | мирасдогвитртимансынкатрастогирбтслогзвукилдагвкатзлогаслогбаоложан |
6. | логсандезуцбцтлблокголссолгтрудслогфывсрокиртынслогбуданетонзлагтог |
Объём внимания, т.е. количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно, можно развивать при помощи «Игр индейцев». Ученикам в течении короткого времени показывают сразу много предметов, затем каждый ребёнок говорит, что он видел. Задание усложняется, если мы просим не только перечислить, но и кратко описать предметы. На следующем этапе игра проводится на материале картинок, затем – напечатанных на карточках букв, слов. Развить внимание и расширить поле зрения можно, если записать на слайд 4-5 слов и спроецировать их на экран в течение 1-2 секунд; дети учатся прочитывать и запоминать слова в нужном порядке. Развить навыки сосредоточения сознания на определённом объекте (концентрацию внимания) поможет упражнение «Печатная машинка». Каждый ребёнок «получает» 1-2 буквы из алфавита. Логопед называет слово, а ученики должны «отпечатать» его на машинке. Например, «печатаем» слово утка. Ребёнок, которому досталась буква «у», называет её и хлопает в ладоши. Далее делает хлопок в ладоши и называет букву ученик, которому досталась буква «т». Затем – хлопок следующего ученика и т. д. С каждым разом слова усложняются; ребятам даются не только буквы, которые будут содержаться в слове, но и те, что в слове отсутствуют (это могут быть буквы, смешиваемые детьми в письме). Для развития переключаемости внимания (переносе его с одного объекта на другой) можно предложить упражнение «Отметь слова». Ребята придумали для этого упражнения название «Снайпер». Например, учитель-логопед зачитывает ряд слов, часть из которых пишется с мягким знаком, другая – без него. Ребята – снайперы «выбивают» слова, которые пишутся с мягким знаком, поэтому при их произнесении ставят в тетрадь «плюс», если в слове мягкого знака нет – значок «минус». Затем подсчитывается количество слов с мягким знаком (+) и без него (-), проверяется правильность выполнения задания. Ученикам предлагается вспомнить слова, которые пишутся с мягким знаком, затем – слова без мягкого знака. Развивать переключаемость внимания можно при работе с любым текстом. Так. Предложим ученикам зачеркнуть слова, состоящие из одного слога, и подчеркнуть те, в которых имеется два слога; подчеркнуть слова, начинающиеся на звонкий согласный, зачеркнуть те, что начинаются с глухого согласного и т. п. Попросим подсчитать количество слов. В упражнении «Выбери слова» в каждой строке необходимо найти слова звук и буква, подчеркнуть, мысленно подсчитать, а затем записать количество найденных слов в соответствующую графу. После проверки выполненного задания в колонке «+» поставить знак + (все слова найдены, нет ошибок) или -, если задание выполнено с ошибками. Время выполнения ограничено.
№ | Слова | звук | буква | + | |||||||
1. | зукбудизвуколбулкажизвалбуквазвукбукавазвукирзнак | ||||||||||
2. | словобуквакатьзовуклослогзвуктьдоэвукитбикавфуква | ||||||||||
3. | бапредлогохлвозвукбуквастограктьлотзувукбуквачтен | ||||||||||
4. | зукывабукватроэжквабудубукваистперестбукавазвукты | ||||||||||
5. | звуксынбунтиглаголзнаюзвукбуквупростбуквапзвучно | ||||||||||
6. | слогбанквутрзвукпристабукваснозвикбудубуквамезвук | ||||||||||
7. | букывазывкабуквазувукбивакзвукедукваычквукбукваб | ||||||||||
Все приведённые выше произведения развивают произвольность внимания. Приведём ещё несколько упражнений для развития этого вида внимания. Упражнение «Зрительный диктант» предполагает стимульный материал: таблицы, состоящие из 25 клеток (5рядов по5 клеток). В клетках могут быть нарисованы картинки, буквы, цифры, слоги, слова, часть из которых повторяются. Предлагаем ребёнку посмотреть на таблицу и как можно быстрее закрыть клетки с одинаковыми изображениями. Клетки можно закрывать фишками разного цвета, например, букву С – синим, а Э – красным. | |||||||||||
С | З | Э | Е | С | |||||||
з | О | С | О | Е | |||||||
С | Э | Е | С | Э | |||||||
В | А | Э | С | З | |||||||
С | С | А | О | С |
Развивает произвольность внимания переписывание строк на «тарабарском языке». Строку « Аммадама реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта», можно не только переписать, но и подчеркнуть в ней все гласные (только букву а , только букву е),либо одну гласную подчеркнуть, а другую перечеркнуть, аналогично поработать с буквами м и л, придумать другие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях. Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...
Развитие внимания учащихся-логопатов.
Статья о развитии внимания на логопедических занятиях. Приведены упражнения, развивающие произвольное внимание....
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ...
Памятка по развитию внимания учащихся младших классов.
Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был...
Статья развитие внимания учащихся
Рекомендации для учителей и родителей....
Статья "Развитие внимания учащихся
Статья для учителей и родителей...