Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме
Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.
Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.
Задачи:
- содействие закреплению связи между фонемой, артикулемой, графемой, кинемой;
- совершенствованию фонематическому анализу и синтезу;
- создание условий для развития психических процессов и навыков самоконтроля;
- содействовать воспитанию чуткого отношения к людям, попавшим в трудную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.
Задачи:
- Содействие закреплению связи между фонемой, артикулемой, графемой, кинемой;
- совершенствованию фонематическому анализу и синтезу;
- создание условий для развития психических процессов и навыков самоконтроля;
- содействовать воспитанию чуткого отношения к людям, попавшим в трудную ситуацию.
Оборудование: презентация занятия, наборы предметных картинок для дифференциации звуков, карточки-слоги «снежинки»,
Ход занятия
I Организационный момент_
- Психогимнастика
- Здравствуйте, ребята. Я прошу вас стать в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Прошу занять свои места.
II Мобилизирующий этап
Постановка проблемной ситуации, определение задач занятия
- Знаете, ребята, когда я к вам сегодня шла, то встретила расстроенного мальчика. Он тоже ученик 2-го класса. Зовут его Шура Щеглов. Он постоянно путает звуки Ш и Щ, даже в своей фамилии и имени. Ребята в классе над ним смеются, а вот буквы Ш и Щ, обиделись и ушли в далёкий Буквоград. Шура просит вас помочь ему разобраться в его трудностях и вместе с ним отправиться в путешествие, чтобы извиниться у столь важных букв. Поможем ему?
- На пути к Буквограду нам предстоит выполнить много заданий, которые помогут Шуре научиться различать звуки и буквы Ш и Щ. Но сначала, давайте охарактеризуем эти звуки и расскажем Шуре, чем они отличаются.
Характеристика дифференцируемых звуков
- Расскажите, какой звук Ш? (согласный, глухой, твёрдый), а звук Щ?
(слайд)
III Речевая разминка
Проговаривание чистоговорок
В дороге всегда веселее с песней и стихами. Чтобы лучше понимать друг друга, проговорим чистоговорки.
ША-ША-ША – НАША МАША ХОРОША
ШИ-ШИ-ШИ – ЕСТЬ У МАШИ ЛАНДЫШИ
ЩА-ЩА-ЩА – ДОЖДЬ ИДЁТ, Я БЕЗ ПЛАЩА
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – НЕТ ДОЖДЯ И Я В ПЛАЩЕ.
IV Основная часть
Подготовка к восприятию нового материала
- Вот незаметно мы подошли к домику у леса. А кто в домике живёт, догадайтесь.
МАЛЕНЬКИЙ РОСТИК, ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК
СЕРЕНЬКАЯ ШУБКА, ОСТРЕНЬКИЕ ЗУБКИ. (Мышка)
У МЕНЯ ПРОПАЛ НОСОК,
УТАЩИЛ ЕГО … (щенок)
Введение нового материала. Дифференциация звуков ш/щ на наглядном материале
- У мышонка и щенка случился переполох. Перепутались предметы. Нужно им помочь. У мышонка слова со звуком Ш, щенка – Щ.
(Разложите рядом предметные картинки)
- Почему ключ вы не смогли определить, кому отдать? Хозяева домика благодарны вам, и мы попадаем с вами в волшебный лес, где происходят чудеса. И вы будете сами волшебниками.
Дифференциация звуков ш/щ на слуховом материале
- Я буду называть слова. Если в этом слове звук Ш, вы его заменяете на Щ, и наоборот. Готовы?
ЧАША – ЧАЩА, УКРАШАТЬ – УКРОЩАТЬ, ЗАЩИТА – ЗАШИТО,
ПИШУ – ПИЩУ
( выяснение значений слов).
– Вот видите, что происходит, если заменить в слове один звук на другой?
Анализ букв ш/щ и их элементов
- Хорошо, со звуками разобрались, но Шура интересуется, а чем различаются буквы Ш-Щ.
- Возьмите в руки конверты. Там находятся элементы букв. Сложите буквы.
( выполнение детьми задания)
- Из скольких элементов состоит буква Ш? А буква Щ?
- Каким элементом различаются данные буквы?
Языковой анализ и синтез. Дифференциация букв.
- А сейчас, мы вышли к лесному словесному ручейку. Ручеёк застыл, и слова застыли и склеились между собой. Вставьте вместо квадратиков буквы и догадайтесь, какие слова застыли в ручейке.
- А теперь вместе с Шурой проверьте получившиеся слова.
- Посмотрите, мы вышли на лесную опушку, где можно отдохнуть.
5. Физминутка
Кружатся снежинки /плавно кружатся вокруг себя/
В воздухе морозном
Падают на землю /медленно приседают/
Кружевные звезды.
Как на горке снег, снег, /руки вверх, показать горку/
И на елке снег – снег, /руки в стороны, покачивание/
И на шапке снег – снег, /отряхивание снега с шапки/
И на шубке снег – снег, /отряхивание с шубки/
На перчатках снег – снег, /потряхивание кистями/
На сапожках снег – снег… /топают ногами/
Все бело – бело – бело,
Много снега намело.
6. Продолжение основной части.
- Да, много снега намело. И к нам на чудесную полянку залетели снежинки. Снежинки не простые. Посмотрите внимательно. Если вы найдете одинаковые снежинки, то из них сможете составить слово.
( Работа со снежинками.)
Запишите получившиеся слова.
- Вот мы с Шурой и подошли к Великому Буквограду. Но попасть в город сможет тот, кто правильно вставит буквы и запишет предложение.
( У на…их за…итников крепкие ..иты и хоро…ие мечи.)
- Ну что ж. С вашей помощью Шура попал в Буквоград и встретил свои буквы. Они согласились вернуться, если правильно сможем ответить на вопросы и записать предложения.
7. Подведение Итога.
- Итак, ребята, какие звуки и буквы мы с вами учились различать?
- Какая буква обозначает мягкий звук?
- Каким элементом отличаются буквы Ш и Щ.
6. Рефлексия.
- Если занятие понравилось, то похлопайте, а если вам было неинтересно, скучно, то потопайте.
Наше путешествие закончилось.
Шура попросил у букв прощения, а вам шлёт он угощение!
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Конспект логопедического занятия для группы из специального (коррекционного) 2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".
Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....
Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков В – В.\' (группа НЧП обусловленное ФФНР , 2 класс)
Данное занятие разработано для логопедической группы 2 класса, имеющих нарушение чтения письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Оно позволяет расширить и активизировать слова...
Конспект логопедического занятия на тему:дифференциация звуков [З]- [С], [З\']- [С\'].
Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы.Задачи: 1) закреплять знания детей о звуках [З]- [С], [З']- [С']. 2) Учить дифференцировать звуки [З]- [С], [З']- [С...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж
Конспект занятия содержит дифференциацию шипящих звуков изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Содержание занятия рекомендовано для обучающихся 1 класса для детей с задержкой психического раз...