Конспект урока по развитию речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Притяжательные прилагательные".
план-конспект урока (логопедия, 1 класс) по теме

Ковалевская Ольга Борисовна

Урок носит закрепляющий характер, необходимо предварительное проведение уроков по ознакомлению учащихся с образованием притяжательных прилагательных. Материал может быть полезен в работе с детьми  с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_prilagatelnye.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

       ГБОУ  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

                                              ЮОУО   ДО   г. Москвы

                       Конспект урока по развитию речи    в 1 классе

                           (Тема: «Притяжательные прилагательные»)

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                    Ковалевская Ольга Борисовна

Цели:

закрепление умения употреблять притяжательные прилагательные.

Задачи:

образовательные:

закрепление умения употреблять притяжательные прилагательные;

закрепление согласования прилагательных с существительными в роде и числе;

работа над семантикой слов (сено, ласты, повадки, доля, валежник), крылатых выражений (львиная грива, волчий аппетит, обезьяньи ужимки);

закрепление употребления сложноподчиненных предложений с союзным словом «потому что»;

коррекционно-развивающие:

развитие логического мышления,        

развитие  произвольного внимания;

воспитательные:

воспитание интереса к занятиям,

здоровьесберегающие:

контроль над правильной посадкой детей,

способствование созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

игрушки (Петрушка, лошадь, коза, овца, кошка, собака, утята), корм для животных (трава, бутылочка с молоком, косточка, пшено), картинки с изображениями животных:  олень, собака, лиса, корова, медведь, морж, белка, заяц, пчела, оса, волк, ворона, гусь, лебедь,  картинки с изображениями жилищ: нора, гнездо, берлога, улей, хатка, логово, картина несуществующего животного,  картинки животных с отсутствующими частями, конверты с деталями животных, маски: сорока, мышь, кошка, лиса, собака, медведь, еж.      

        

                                                              Ход урока.

Орг. Момент.

-Сегодня к нам на занятие пришел игрушечный человечек. Угадайте, как его зовут:

Я веселая игрушка,

А зовут меня…

                           (Петрушка)    

Логопед демонстрирует детям игрушечного Петрушку.  

I. Введение в тему.

учитель говорит голосом Петрушки: «Я пришел к вам, чтобы рассказать о своем друге Пете. Летом мы с Петей отдыхали в деревне. У Петиной бабушки большое хозяйство: лошадь, коза, овца, кошка, собака, утки…»

Учитель  обращается к Петрушке: «Подожди минуточку, Петрушка. У нас есть эти животные только игрушечные.

(Учитель показывает детям на  стол, на котором стоят игрушечные животные и корм для них).

Петрушка: «Утром бабушка позвала Петю помочь кормить животных. Как вы думаете, кому бабушка налила молоко?» (Бабушка налила молоко кошке).

Петрушка: « Кому бабушка дала траву?» (… лошади, козе, овце).  А чем кормят коз, овец зимой? (Сеном).  Что такое сено? Кому бабушка дала косточку? Я вижу, что вы знаете, чем кормят животных. А можно я послушаю, о чем вы будите говорить?»

-Конечно можно.

-Мы с вами говорили о том, кто что ест. Молоко – это чья еда? (Молоко – это кошачья еда). Трава – это чья еда?

-Мы сегодня будем учиться отвечать на вопросы чей? чья? чье? чьи?

  II. Игра «Назови правильно».

Учитель выставляет картинки по мере задавания вопросов.

-Чей клюв у лебедя? (У лебедя лебединый клюв).

-Чей клюв у гуся?

-Чья морда у оленя?

-Чья голова у собаки?

-Как называется эта часть тела у коровы? (Вымя). Чье вымя у коровы?

-Чье ухо у лисы?

-Чьи лапы у моржа?

  Учитель демонстрирует картинку с изображением моржа.

-Кто это? Как называются эти части? (Ласты). Чьи ласты у моржа?

III. Игра «Несуществующее животное».

-Из страны Выдумляндии я получила письмо с портретом животного. Рассмотрим все его части. Что на голове у этого зверя? (Грива). Чья голова с гривой у этого зверя? (У этого зверя львиная голова).

-Чье туловище у этого зверя? (У этого зверя верблюжье туловище).

-Как называется длинный нос (Хобот). Чей хобот у этого зверя? (…слоновый хобот).

-Чьи полосатые лапы у этого зверя? (…тигриные лапы).

-Чей рыжий хвост у этого зверя? (… беличий хвост).

IV. Игра «Кто где живет?»

Учитель выставляет на доску картинки животных.

 На столе логопеда лежат картинки с изображением жилищ животных.

-Вспомните, кто, где живет, и поставьте рядом картинку жилища.

Образец:

У учителя в руках картинка лисы: «Лиса живет в норе», - берет картинку жилища и продолжает: «Это лисья нора».

Дети выходят по одному к доске, подставляют картинки и отвечают:

Пчела живет в улье. Это пчелиный улей.

Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога.

Птица живет в гнезде. Это пчелиное гнездо.

Волк живет в логове. Это волчье логово.

Оса живет в гнезде. Это осиное гнездо.

Бобр живет в хатке. Это бобровая хатка.

V. Физ. Минутка.

Раз – два, раз – два!

Наклоны туловища;

Замелькали пятки

бег на месте;

Как чудесно босиком

бег на носках;

Бегать на зарядке

бег на пятках.

Умеют все ребятки

Маршировать;

С носочков встать на пятки,

выполнять соответствующие движения.

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так:

Присесть и разогнуться.

VI. Игра «Собери картинку». 

(У каждого ребенка поднос с картинкой животного, у которого отсутствуют какие-то части тела, под подносом конверт с отсутствующими частями).

-Положите картинку перед собой. Чьи части животного вам нужны, чтобы составить целую картинку?

Образец:

У логопеда в руках картинка рыбы с отсутствующими деталями: «Мне нужны рыбья голова и рыбий хвост».

Дети по очереди  отвечают:

Мне нужны лошадиная голова и лошадиный хвост.

              … орлиный клюв и орлиная лапа.

              … утиная лапа и утиное крыло.

             … гусиный клюв и гусиное крыло.

             … лисий хвост и лисья лапа.

            … козье вымя и козьи рога.

            … волчий хвост и волчья лапа.

            … заячья лапа и заячьи уши.

            … беличий хвост и беличьи уши.

-Достаньте из конвертов недостающие детали и составьте целую картинку.

 VII. Крылатые выражения.

-Людей очень часто сравнивают с разными животными: с их поведением, внешностью, чтобы показать, что человек похоже двигается, похоже ест.

Я буду говорить выражение, а вы скажите к какому человеку оно подходит.

1)Львиная голова. (Оно подходит  к человеку, у которого много волос).

2)Волчий аппетит. (Оно подходит к очень голодному человеку).

3)Обезьяньи ужимки. (… который любит кривляться).

VIII. . Игра «Третий лишний».

Логопед выставляет на доску картинки и предлагает найти лишнюю.

1)Белка, заяц, оленья голова.

(Лишняя – оленья голова, потому что это часть животного).

2)Беличья голова, заяц, оленья голова.

IX Итог.

-На какие вопросы вы учились отвечать? (чей? чья? чье? чьи?).

Петрушка: «Мне у вас очень понравилось. Я увидел, что вы умные, сообразительные, что даже захотелось снова к вам прийти. До свидания».

       

                                                             Литература:

Авторская разработка.

1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М. : Айрис – пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок показан на  профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...

Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".

Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада....

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....

Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...