Конспект урока по развитию речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Притяжательные прилагательные".
план-конспект урока (логопедия, 1 класс) по теме
Урок носит закрепляющий характер, необходимо предварительное проведение уроков по ознакомлению учащихся с образованием притяжательных прилагательных. Материал может быть полезен в работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prityazhatelnye_prilagatelnye.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока по развитию речи в 1 классе
(Тема: «Притяжательные прилагательные»)
Учитель начальных классов
Ковалевская Ольга Борисовна
Цели: | закрепление умения употреблять притяжательные прилагательные. |
Задачи: | образовательные: закрепление умения употреблять притяжательные прилагательные; закрепление согласования прилагательных с существительными в роде и числе; работа над семантикой слов (сено, ласты, повадки, доля, валежник), крылатых выражений (львиная грива, волчий аппетит, обезьяньи ужимки); закрепление употребления сложноподчиненных предложений с союзным словом «потому что»; коррекционно-развивающие: развитие логического мышления, развитие произвольного внимания; воспитательные: воспитание интереса к занятиям, здоровьесберегающие: контроль над правильной посадкой детей, способствование созданию благоприятного психологического климата. |
Оборудование: | игрушки (Петрушка, лошадь, коза, овца, кошка, собака, утята), корм для животных (трава, бутылочка с молоком, косточка, пшено), картинки с изображениями животных: олень, собака, лиса, корова, медведь, морж, белка, заяц, пчела, оса, волк, ворона, гусь, лебедь, картинки с изображениями жилищ: нора, гнездо, берлога, улей, хатка, логово, картина несуществующего животного, картинки животных с отсутствующими частями, конверты с деталями животных, маски: сорока, мышь, кошка, лиса, собака, медведь, еж. |
Ход урока.
Орг. Момент.
-Сегодня к нам на занятие пришел игрушечный человечек. Угадайте, как его зовут:
Я веселая игрушка,
А зовут меня…
(Петрушка)
Логопед демонстрирует детям игрушечного Петрушку.
I. Введение в тему.
учитель говорит голосом Петрушки: «Я пришел к вам, чтобы рассказать о своем друге Пете. Летом мы с Петей отдыхали в деревне. У Петиной бабушки большое хозяйство: лошадь, коза, овца, кошка, собака, утки…»
Учитель обращается к Петрушке: «Подожди минуточку, Петрушка. У нас есть эти животные только игрушечные.
(Учитель показывает детям на стол, на котором стоят игрушечные животные и корм для них).
Петрушка: «Утром бабушка позвала Петю помочь кормить животных. Как вы думаете, кому бабушка налила молоко?» (Бабушка налила молоко кошке).
Петрушка: « Кому бабушка дала траву?» (… лошади, козе, овце). А чем кормят коз, овец зимой? (Сеном). Что такое сено? Кому бабушка дала косточку? Я вижу, что вы знаете, чем кормят животных. А можно я послушаю, о чем вы будите говорить?»
-Конечно можно.
-Мы с вами говорили о том, кто что ест. Молоко – это чья еда? (Молоко – это кошачья еда). Трава – это чья еда?
-Мы сегодня будем учиться отвечать на вопросы чей? чья? чье? чьи?
II. Игра «Назови правильно».
Учитель выставляет картинки по мере задавания вопросов.
-Чей клюв у лебедя? (У лебедя лебединый клюв).
-Чей клюв у гуся?
-Чья морда у оленя?
-Чья голова у собаки?
-Как называется эта часть тела у коровы? (Вымя). Чье вымя у коровы?
-Чье ухо у лисы?
-Чьи лапы у моржа?
Учитель демонстрирует картинку с изображением моржа.
-Кто это? Как называются эти части? (Ласты). Чьи ласты у моржа?
III. Игра «Несуществующее животное».
-Из страны Выдумляндии я получила письмо с портретом животного. Рассмотрим все его части. Что на голове у этого зверя? (Грива). Чья голова с гривой у этого зверя? (У этого зверя львиная голова).
-Чье туловище у этого зверя? (У этого зверя верблюжье туловище).
-Как называется длинный нос (Хобот). Чей хобот у этого зверя? (…слоновый хобот).
-Чьи полосатые лапы у этого зверя? (…тигриные лапы).
-Чей рыжий хвост у этого зверя? (… беличий хвост).
IV. Игра «Кто где живет?»
Учитель выставляет на доску картинки животных.
На столе логопеда лежат картинки с изображением жилищ животных.
-Вспомните, кто, где живет, и поставьте рядом картинку жилища.
Образец:
У учителя в руках картинка лисы: «Лиса живет в норе», - берет картинку жилища и продолжает: «Это лисья нора».
Дети выходят по одному к доске, подставляют картинки и отвечают:
Пчела живет в улье. Это пчелиный улей.
Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога.
Птица живет в гнезде. Это пчелиное гнездо.
Волк живет в логове. Это волчье логово.
Оса живет в гнезде. Это осиное гнездо.
Бобр живет в хатке. Это бобровая хатка.
V. Физ. Минутка.
Раз – два, раз – два! | Наклоны туловища; |
Замелькали пятки | бег на месте; |
Как чудесно босиком | бег на носках; |
Бегать на зарядке | бег на пятках. |
Умеют все ребятки | Маршировать; |
С носочков встать на пятки, | выполнять соответствующие движения. |
Вдохнуть и потянуться, | |
Присесть и разогнуться. | |
Вот так, вот так: | |
Присесть и разогнуться. | |
VI. Игра «Собери картинку».
(У каждого ребенка поднос с картинкой животного, у которого отсутствуют какие-то части тела, под подносом конверт с отсутствующими частями).
-Положите картинку перед собой. Чьи части животного вам нужны, чтобы составить целую картинку?
Образец:
У логопеда в руках картинка рыбы с отсутствующими деталями: «Мне нужны рыбья голова и рыбий хвост».
Дети по очереди отвечают:
Мне нужны лошадиная голова и лошадиный хвост.
… орлиный клюв и орлиная лапа.
… утиная лапа и утиное крыло.
… гусиный клюв и гусиное крыло.
… лисий хвост и лисья лапа.
… козье вымя и козьи рога.
… волчий хвост и волчья лапа.
… заячья лапа и заячьи уши.
… беличий хвост и беличьи уши.
-Достаньте из конвертов недостающие детали и составьте целую картинку.
VII. Крылатые выражения.
-Людей очень часто сравнивают с разными животными: с их поведением, внешностью, чтобы показать, что человек похоже двигается, похоже ест.
Я буду говорить выражение, а вы скажите к какому человеку оно подходит.
1)Львиная голова. (Оно подходит к человеку, у которого много волос).
2)Волчий аппетит. (Оно подходит к очень голодному человеку).
3)Обезьяньи ужимки. (… который любит кривляться).
VIII. . Игра «Третий лишний».
Логопед выставляет на доску картинки и предлагает найти лишнюю.
1)Белка, заяц, оленья голова.
(Лишняя – оленья голова, потому что это часть животного).
2)Беличья голова, заяц, оленья голова.
IX Итог.
-На какие вопросы вы учились отвечать? (чей? чья? чье? чьи?).
Петрушка: «Мне у вас очень понравилось. Я увидел, что вы умные, сообразительные, что даже захотелось снова к вам прийти. До свидания».
Литература:
Авторская разработка.
1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М. : Айрис – пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок показан на профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...
Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".
Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада....
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока математики по теме: "Простая арифметическая задача на увеличение или уеньшение числа в несколько раз"....
Конспект урока математики для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока метематики составлен на тему: "Деление на 8"....
Конспект урока по развитию речи Тема "Рыбы" 3кл Коррекционная школа VIII вида
Конспект урока по развити речи...
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...