Конспект урока по развитию речи Тема "Рыбы" 3кл Коррекционная школа VIII вида
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по развитию речи на основе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 кл.
Учитель: Гайнанова Э.А.
Тема: «Рыбы. Уход за рыбами в аквариуме»
Цели:
Коррекционные:
расширение и уточнение словаря по теме: «Рыбы»;
совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);
развитие связной речи;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
развитие наблюдательности, мышления;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
активизация познавательной деятельности:
Образовательные:
согласование прилагательных с существительными;
образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.
Воспитательные:
повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
Загадка о рыбке.
3. Речевая разминка Упр-я на выделение звука р.
4. Работа с иллюстрациями «Рыбы»
Перечислите названия рыб, которые вы знаете.
Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки круглые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». Это - родственные слова.
5. Рисование рыбки в тетрадях.
Назовите части тела рыбы.
6. Физкультминутка «Рыбка»
{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело гулять.
(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить указательным пальцем)
Мы хотим тебя поймать.
(Закручивают руками вперед - назад)
Рыбка спинку изогнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Крошку хлебную взяла.
(Показать руками хватательные упражнения)
Рыбка хвостиком махнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Очень быстро уплыла.
7. Игра с мячом «Назови ласково».
{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.}
Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.
рыба - рыбка
река - ...
пруд - ...
вода - ...
песок - ...
сом - ...
ракушка - ...
карась- ...
ёрш- …
окунь - …
8. Беседа «Уход за рыбками в аквариуме»
Где живёт рыба? В реке, озере, пруду.
Отгадайте загадку и вы узнаете, где еще может жить рыбка.
Загадка об аквариуме.
Посмотрите, дом стоит,
до краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
У кого дома в аквариуме живут рыбки?
Ребята, а чем покрыто дно аквариума? (Дно аквариума покрыто песком и камешками)
Зачем на дне нужен песок? Камушки? (В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними).
Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме? (Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат)
А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство компрессор, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.
Дыхательная гимнастика:
Давайте пройдем к столу и станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха.
Послушайте внимательно правила.
Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.
Что наблюдаете? (пузырьки)
Откуда взялись пузырьки?
Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. Поэтому принципу работает компрессор в аквариуме.
Скажите, а кто ухаживает за аквариумными рыбками? (человек)
А как он ухаживает? (кормит, меняет воду, моет камешки, ракушки)
9. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Итог урока.
- Ребята, каким видом живых существ вы сегодня познакомились?
- Все ли рыбки одинаковые?
Все рыбки разные. Разные по окрасу, по величине, по форме тела.
- Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками, чтобы они чувствовали себя уютно в аквариуме, как дома?
Рыбок нужно кормить, менять воду в аквариуме, мыть ракушки и камушки, сажать водоросли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока для 1 класса Специальная коррекционная школа VIII вида "Число и цифра 5"
Аннотация Тема: Число и цифра 5 Аудитория: 1 класс специальная коррекционная школа VIII вида Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ...
Конспект урока математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Прибавление однозначного числа к 10"
Цели урока: познакомить детей с приёмом прибавления однозначного числа к 10; систематизировать знания обучающихся о числах от 1 до 20, закрепить навыки сложения и вычитания в числовом отрезке....
Урок по развитию речи в коррекционной школе VIII вида.
Урок для 2 класса в коррекционной школе VIII вида по развитию устной речи по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных" содержит дидактические игры, презентацию "Дикие ...
Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"
Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8 вида, так и учителями массовых школ....
Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".
Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...
"различение слов, обозначающих предметы, по вопросам КТО? ЧТО?" презентация к уроку письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида
"Различение слов, обозначающих предметы, по вопросам КТО? ЧТО?" презентация к уроку письма у развития речи в коррекционной школе VIII вида...
Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"
Конспект урока математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Задачи на вычитание"...