«Автоматизация навыка чтения на материале слогов и слов с буквой [Л] »
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) по теме

Зуева Татьяна Васильевна

Занятие по автоматизации навыка чтения полуглобальным и глобальным методами на занятии по автоматизации звука "Л" с ученицей 4 класса , обучающейся по программе  VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_navyka_chteniya.rar567.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация навыка чтения на материале слов с буквой [Л]  в словах с открытыми слогами»

(индивидуальное занятие с ученицей 4 класса по программе VIII вида)

Цели:

-образовательные:

- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];

- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах,;

- автоматизировать навык чтения полуглобальным, аналитико-синтетическим, глобальным способами;

- развивать навык чтения методом чтения по складам

Закрепить умение давать  характеристику звуку [л]; .

- развивать словарный запас

- коррекционные:

- развитие подвижность  артикуляционного аппарата через массаж и уточнение      произношения звука [л];

- развитие мышления, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие слухового, восприятия через определение слов с заданным звуком;

- развитие мелкой, общей моторики;

- развиать умение з дифференцировать оптически сходные  буквы «Л - П»

- учить расслаблению через психогимнастику;

- развивать внимание, мышления, память;

- развивать просодическую сторону речи.

воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

- воспитывать самоконтроль

Оборудование:   счетные палочки и схема построения елочки; контур елки для развития голоса и просодики; слоги с «Л» и гласными 1 ряда (гласные выделены красным цветом); листы со слогами различной слоговой структуры; таблица гласных; таблица – схема анализа звуков; предметные картинки со звуком Л, карточки со словами и слоги к п. 8, елка с бархатным покрытием;  диплом от Деда Мороза

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1.Орг. момент.

 Развитие мелкой моторики.

-Скоро наступит всеми любимый праздник (?)

-Какие лесные красавицы украшают наш новогодний праздник?

-У нас будет сразу несколько елочек.

Одна уже наряженная. Вторую ты сконструируешь сама.

- как называется главная ветка?

-  а теперь что ты выкладываешь?

-  чем покрыты ветки елочки?

- Внизу под 1й елкой написаны какие буквы? Проведи пальчиком и назови.

- Обведи рукописную букву на табличке, а теперь в воздухе.

- А 3я какая буква?

- Теперь постарайся их не путать.

- Ты поняла какая буква будет в гостях?

Новый Год!

Ёлочки.

Лера по схеме выкладывает елочку из счетных палочек.

(Приложение 1).

СтвоЛ.

Ветки.

ИгоЛочками

Буква «Л» отставила ножку, а «П» похожа на перекладину.

Буква «Л».

2. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

- Как работает ротик при произношении нашего звука?

По нашей таблице дай характеристику.

-При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Звук [л] согласный, потому что во рту есть преграда.

-Звонкий.

-При произнесении звука [л] горлышко дрожит.

-твердый.

- непарный

3. Развитие длины выдоха выдоха.

Чтобы елочкам не было холодно, давай надуем побольше снега.

-Ребенок дует на снежинку.

4. Развитие речевого выдоха. автоматизация изолированного звука, развитие просодики.

А вот еще одна елочка, но тоже непростая: она любит петь.

-Кто это?

-Пошли они с Кузей дальше.

(Приложение 2)

Вдох – «Л» протянуть до конца рисунка

(проводя пальчиком по контуру):

 - громко

- тихо

- как мишка

- как мышка

5. Автоматизация навыка чтения по карточкам со слогами.

- Дед Мороз хочет проверить чему мы с тобой научились.

-  Прочитаем первое письмо – со слогами. Только  будь внимательна.

-Ребенок читает карточки со слогами «Л» + гласные 1 ряда, 2 слога – с буквой «П» - на внимание и дифференциацию.

6.  Автоматизация навыка чтения и звука «Л»  в словах.

- а вот еще послания от Деда Мороза. Прочитаем.  

-Ребёнок читает

Слова по 4м листам, на каждом-  главный слог вынесен в заглавие (по складам).

7. Пауза. Психогимнастика.

- Ты .надула много снежинок на елку. Надо немножно сбросить лишний снег с еловых веток.

(Плечи поднять с напряжением, резко опустить и расслабить плечевой пояс)

-Ребёнок выполняет упражнение.

8. Автоматизация звука [л] в словах

с прямыми слогами.

- Лера а вот еще одна елечка, но тоже не простая, а Грамматическая.

Мы украсим ее картинками со звуком [л]. Нижний ряд – словами из 3х слогах, средний – из 2х слов,

Верхний ярус – словами из одного слога.

-Ребёнок выполняет упражнение, раскладывая картинки и определяя количество слогов.( Для справки – таблица гласных).

9. Автоматизация навыка чтения и звука [л] в словах методом глобального и полуглобального чтения.

- Еще что-то есть в конверте. Это целые слова. Надо узнать слово и накрыть им картинку на елочке.

- Несколько слов рассыпались на склады. Собери и их положи на соответствующую картинку.

Ребёнок выполняет упражнения.

10. Итог.

- Тебе понравилось занятие? Чему ты научилась?

Деду Морозу тоже понравилось, как

Ты занималась! Посмотри какой диплом он тебе прислал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»

Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Презентация для автоматизации навыка чтения, фонетической разминки, 2 класс.

Для проверки слов, автоматизации навыка чтения, для запоминания букв и слов, для фонетической разминки....

Автоматизация проблемных звуков в прямых слогах, в словах с прямыми слогами

Логопедическое занятие разработано для учащихся, занимающихся в группе. В момент выполнения самостоятельной работы по копированию домика и дополнению домика свободным рисунком, логопед прорабатывает и...